МААМ-картинки

Использование метода наглядного моделирования в коррекционной работе с детьми старшего дошкольного возраста с НВ ОНР

Солодкина Людмила Константиновна
Использование метода наглядного моделирования в коррекционной работе с детьми старшего дошкольного возраста с НВ ОНР

1.1 Название темы опыта

Использование метода наглядного моделирования в коррекционной работе с детьми старшего дошкольного возраста с Нерезко выраженным общим недоразвитием речи (далее-НВ ОНР) в процессе развития связной речи.

1.2 Актуальность опыта

Речь – одна из важнейших функций, необходимых для психического развития ребенка. Своевременное формирование грамматического строя языка ребенка является основным условием его полноценного речевого и общего психического развития.

Публикация «Использование метода наглядного моделирования в коррекционной работе с детьми старшего дошкольного возраста с НВ ОНР» размещена в разделах

В последнее время отмечается увеличение количества детей с низким уровнем речевого развития. Образная, богатая синонимами, описаниями, логически обоснованная речь у детей старшего дошкольного возраста встречается не часто.

По результатам диагностики у детей старшего дошкольного возраста, зачисленных в пункт коррекционно-педагогической помощи (далее-ПКПП) с НВ ОНР, наряду с нарушением звукопроизношения и недостаточно сформированным лексико-грамматическим сроем речи, наблюдается недостаточное развитие связной речи.

В речи детей с НВ ОНР старшего дошкольного возраста отмечается использование простых конструкций предложений, односложность ответов, неспособность правильно и доступно сформулировать вопрос, составить сюжетный или описательный рассказ, более того снижена речевая активность. В связи с этим у меня возникла необходимость поиска новых оптимальных путей и наиболее эффективных методов и способов для решения данной проблемы.

Анализируя методическую литературу, публикации в периодической печати, следует отметить активное использование педагогами метода наглядного моделирования [4, с. 14]. Моделирование рассматривается как процесс применения наглядных моделей и как процесс замещения исходной системы другой, элементы которой находятся в отношениях подобия к элементам первой. Сам термин «модель» происходит от латинского «modulus», что значит образец, способ [3, с. 117].

Моделирование в обучении имеет два аспекта: моделирование как содержание, которое воспитанники должны усвоить, и моделирование как учебное действие, средство без которого невозможно полноценное обучение. Используя новое понятие, решая задачу путем моделирования, ребенок рассуждает как исследователь, и именно в этом заключается важнейшее методологическое значение применения моделирования в обучении [4, с. 15].

Актуальность использования метода наглядного моделирования в работе с детьми старшего дошкольного возраста с НВ ОНР состоит в том, что метод наглядного моделирования вызывает интерес ребенка к процессу обучения, что повышает работоспособность детей старшего дошкольного возраста с НВ ОНР. Использование символической аналогии облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения материала, формирует приемы работы с памятью (2, с. 28) Применяя графические символы, я не только развивала речевые способности, а учила детей видеть главное, систематизировать полученные знания.

Цель опыта

Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста с НВ ОНР посредством использования метода наглядного моделирования.

1.3 Задачи опыта

1. Изучить методические материалы по формированию связной речи детей посредством использования метода наглядного моделирования;

2. Подобрать задания с моделями-символами, изготовить наглядные пособия, модели для коррекционной работы по формированию связной речи у детей старшего дошкольного возраста с НВ ОНР;

3. Провести диагностическое обследование детей старшего дошкольного возраста с НВ ОНР с целью эффективности и результативности использования метода наглядного моделирования в коррекционно-педагогической работе;

4. Апробировать изготовленные наглядные пособия, задания с моделями, символами в коррекционно-педагогической работе по развитию связной речи у детей старшего дошкольного возраста с НВ ОРН используя метод наглядного моделирования;

1.5 Длительность работы над опытом

Работа над опытом длилась три года. В ПКПП зачисляются дети, как правило 5-6-ти летнего возраста. На протяжении данного времени я изучала проблему, методические материалы, разрабатывала наглядные пособия, изготавливала модели-символы, совершенствовала практический материал, а в дальнейшем метод наглядного моделирования был апробирован в работе с детьми старшего дошкольного возраста с НВ ОНР.

2. Описание технологии опыта

2.1 Ведущая идея опыта

К. Д. Ушинский: «Учите ребенка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам-он будет долго напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит их на лету».

Использование метода наглядного моделирования в коррекционной работе с детьми старшего дошкольного возраста с НВ ОНР, на мой взгляд, наиболее эффективный способ для развития связной речи. Адаптация этого метода на данную категорию детей показало положительный результат.

2.2 Описание сути опыта

Работа с детьми старшего дошкольного возраста в ПКПП строилась на основе учебной программы дошкольного образования. Дети с НВ ОНР имеют временные трудности в усвоении образовательной области «Развитие речи и культура речевого общения» данной программы. (1, с.) В своей работе основывалась на принципы, которые являются ведущими в коррекционно-педагогической работе :

принцип концентричности - предусматривает освоение знаний от простого к сложному;

принцип последовательности и системности. Учет этого принципа позволяет сформировать у детей целостную систему знаний, умений, навыков.

На основании этих принципов было составлено перспективное планирование групповых занятий для детей с НВ ОНР старшего дошкольного возраста на учебный год, в котором отражено использование метода наглядного моделирования (Приложение1).

В период одного учебного года использовались различные приемы наглядного моделирования : наглядные модели, мнемодорожки, мнемотаблицы, предметно графические схемы, пиктограммы.

Формирование навыков моделирования проводилось в определенной последовательности:

- знакомство с графическим способом представления информации (умение сопоставлять иллюстрацию с реальным предметом);

-знакомство с условно-реальным изображением предмета;

-работа с моделью (изображение с высокой степенью обобщения и абстрагирования).

Логопедическое воздействие при речевых нарушениях преследует цель: научить детей связно, последовательно, грамматически и фонетически правильно излагать свои мысли, рассказывать о событиях из жизни. В процессе обучения связной речи моделирование служит средством планирования высказывания (6, с. 24). Метод наглядного моделирования может быть использован в работе с детьми с НВ ОНР старшего дошкольного возраста над всеми видами связного монологического высказывания: пересказ, составление рассказа по картине и серии картин, описательный рассказ, творческий рассказ.

2.2.1. Пересказ

Пересказ-наиболее простой вид монологической речи. Однако даже такой вид деятельности вызывает трудности у детей старшего дошкольного возраста с НВ ОНР. С помощью картинно-графического плана, представленного как в виде пиктограмм, так и в виде предметных картинок, детям данной категории значительно легче пересказывать тексты. В своей работе я использовала : пересказы рассказов по картине с использованием картинно-графических схем, планов; пересказы рассказов цепной структуры и др.

На начальном этапе коррекционной работы использовались готовые картинно-графические схемы. В подготовительной работе необходимо усвоить следующие обозначения, которые используются в данных мнемотаблицах (Приложение 2).

При пересказах рассказов по картинке с использованием картинно-графических схем, работу вела в следующем порядке:

- на начальном этапе предлагала детям рассмотреть картинку, знакомла детей со схемами предложений, символами.

-читала текст, относящийся к картинке, привлекая внимание детей к уже знакомым им схемам предложений, к каждому его символу.

-задавала вопросы к каждому предложению, и помогала формировать ответы детей с использованием схемы данного предложения.

-еще раз пересказывала детям рассказ четко по схеме, затем просила придумать ему название.

-предлагала детям пересказать

Оказание коррекционно-педагогической помощи детям старшего дошкольного возраст с НВ ОНР в ПКПП осуществляется в форме групповых, подгрупповых и индивидуальных занятий. Работа над развитием связной речи, как правило, проходит на групповых занятиях. Однако пересказы рассказов цепной структуры я использовала как в групповой, так и в индивидуальной работе. Недостаточно поставить звук и ввести его правильное произношение в отдельные слова. Необходимо добиться автоматизации поставленных звуков в связной речи ребенка. При пересказах цепной структуры работу вела в следующем порядке:

-На начальном этапе читала текст, прилагаемый к картине, знакомила детей с каждой схемой предложения, с каждым его символом. Акцентировала внимание на то, что последнее слово предыдущего предложения является первым словом последующего.

-Еще раз пересказывала детям рассказ четко по схеме.

- Просила придумать название рассказу.

-Предлагала детям пересказать рассказ (Приложение3).

При систематическом использовании метода наглядного моделирования в работе над связные речи уже к концу второго периода обучения, воспитанники с НВ ОНР старшего дошкольного возраста, достаточно хорошо пересказывают короткие тексты с опорой на картинно-графические схемы, планы.

2.2.2 Составление рассказа по картине и серии картин.

При составлении различных по сложности рассказов усиливается роль и значения моделирования. Дети старшего дошкольного возраста с НВ ОНР испытывают трудности в построении сюжета, им трудно «сконструировать ситуацию», изображенную на картине, придумать развитие событий и грамотно закончить свой рассказ.

В этой ситуации им на помощь приходит картинно-графический план. Он служит моделью рассказа, и ребенку, при наличии наглядной опоры остается самостоятельно подобрать лексический материал, построить предложения. (7, с. 23) Таким образом, для рассказа по сюжетной картинке картинно-графический план просто необходим.

При составлении рассказа работу вела в следующем порядке:

На начальном этапе предлагала детям рассмотреть картинку, и знакомила со схемами каждого предложения

Задавала вопрос в соответствии с текстом рассказа и помогала детям оформить свой ответ с использованием схемы каждого предложения.

-Рассказывала получившийся рассказ четко по схеме, привлекая к этому внимание детей.

-Напоминала, что каждому слову соответствует определенный символ.

-Предлагала детям составить рассказ с опорой на схему

(Приложение 4).

Прежде, чем дать детям задание составить рассказ по серии картин, необходима подготовительная работа : рассмотреть внимательно каждую картину из серии отдельно; отметить, что главное на каждой из них; определить сюжетную линию и т. д. часто при составлении рассказа дети с НВ ОНР старшего дошкольного возраста упускают диалоги героев, слова-признаки, характеризующие и описывающие персонажей. В картинно- графическом плане я акцентировала внимание детей и на это. Важным моментом является так же выбор наиболее подходящего к данной картине предложения из предложенных учителем-дефектологом и выставление на доске соответствующей пиктограммы (схематичного рисунка). Таким образом, составляется план последующего рассказа (Приложение5).

2.2.3 Составление описательных рассказов

Обучение составлению описательных рассказов очень важно для развития ребенка, так как умение точно, лаконично и образно описывать предмет, является условием совершенствования речи и мышления, облегчает процесс обмена информации. В составлении описательных рассказов особенно ощутимую помощь оказывает картинно-графический план. Сложность обучения описанию обусловлена тем, у детей старшего дошкольного возраста с НВ ОНР недостаточно накопленного жизненного опыта, и необходима активная интеллектуальная работа самого ребенка по выделению признаков и свойств предмета или явления. Прежде чем описывать предмет, ребенок должен научиться выделять наиболее существенные черты предмета, подбирать точные слова, выражать свое отношение к описываемому предмету и грамматически правильно оформлять фразу. Одним из факторов, облегчающих составлению описательных рассказов на мой взгляд, являются схемы, мнемодорожки, мнемотаблицы.

На начальном этапе работы над составлением описательных рассказов учила детей выделять существенные признаки предмета с помощью «Дорожки анализаторов». Например, описывая фрукт или овощ, мы обращаемся к нашим помощникам (к глазу, руке, уху, носу, языку, развивая таким образом умение обследовать предмет с помощью различных анализаторов (Приложение 6).

Работая над составлением описательных рассказов, из представленных наглядных моделей я вместе с детьми составляла планы рассказов: уточняла, что обозначает каждая карточка-модель, вместе с детьми располагали их в определенной последовательности. Опираясь на такие планы, дети старшего дошкольного возраста с НВ ОНР способны самостоятельно составить рассказ-описание. Например, при описании домашних животных мы использовали следующие наглядные планы (Приложение7).

2.2.4. Творческий рассказ

Составление творческого рассказа-самый сложный вид связного монологического высказывания для детей старшего дошкольного возраста с НВ ОНР. Работать над ним мы начинали с конца второго-начало третьего периода обучения. Предложение придумать рассказ или сказку дети обычно встречают радостно. Однако данный вид высказывания предполагает умение ребенка создать особый замысел и развернуть его в полный рассказ с различными деталями и событиями. Чтобы рассказы детей были не однообразные, логично построенные, предлагала детям модель рассказа, а они уже должны были наделить элементы модели смысловыми качествами и составить по ним связное высказывание.

При составлении связного творческого высказывания работу вела в следующем порядке:

-На начальном этапе знакомила с моделями, мнемотаблицами, предлагала детям придумать рассказ от первого лица, превращаясь, например, в один из предметов мебели.

-Модель и начало рассказа (сказки) задавала сама. Например: «Я-Стол. Я самый важный предмет мебели…»

- Каждый конкретный ребенок самостоятельно выбирал героя своего рассказа.

-Дети, опирались на модель, составляли свой рассказ.

Итогом являлось «чтение» своих рассказов (Приложение 8).

2.3. Результативность и эффективность опыта

Работая с детьми старшего дошкольного возраста с НВ ОНР, все более убеждалась, что использование наглядных средств, отражающих план последовательного рассказа, помогает добиваться хороших результатов.

Динамические наблюдения, сравнительный анализ состояния связной речи, а также диагностическое обследование показали, что использование метода наглядного моделирования в коррекционно-педагогической работе по развитию связной речи у детей старшего дошкольного возраста с НВ ОНР, значительно увеличивает процент показателей информативности и связности речи детей, улучшает понимание речи, уменьшает количество грамматических и лексических ошибок, количественно и качественно улучшает параметры связности и целостности языкового оформления речи детей.

Критерии для определения эффективности использования наглядного моделирования были взяты из индивидуально-типологических карт, детей старшего дошкольного возраста с НВ ОНР, посещающих ПКПП в государственном учреждении образования «Ясли-сад № 50

г. Могилева», и детей старшего дошкольного возраста, посещающих коррекционно-развивающие занятия в государственном учреждении образования «Могилевский областной центр коррекционно -развивающего обучения и реабилитации». На основании показателей данных карт можно отметить положительную динамику в развитии устной речи детей по следующим критериям: звукопроизношение, словарный запас, словообразование, словоизменение, составление рассказа, пересказ текста (Приложение 9).

Целесообразность использования метода наглядного моделирования при формировании связной речи у детей старшего дошкольного возраста с НВ ОНР очевидна, так как мыслительная деятельность в старшем дошкольном возрасте находится еще в стадии становления и преобладающим видом мышления является наглядно-образное.

Анализируя результаты проводимой работы, можно сделать вывод, что использование метода наглядного моделирования в развитии связной речи у детей старшего дошкольного возраст с НВ ОНР заметно облегчает овладение различными видами монологического высказывания. Кроме того, наличие зрительного плана делает рассказ четким, связным, полным, последовательным.

3. Заключение

Опыт работы в данном направлении в течение трех лет позволяет сделать вывод: систематическая работа по развитию связной речи у детей старшего дошкольного возраста с НВ ОНР с использованием метода наглядного моделирования помогает развивать все компоненты речевой системы в непринужденной, занимательной форме. Положительные результаты проделанной работы позволяют определить практическую значимость данного опыта.

Чтобы развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста с НВ ОНР было результативным, вариативным, динамичным, занимательным, рекомендую учителям-дефектологам, а также специалистам ранней комплексной помощи использовать в своей педагогической практике приемы с пиктограммами, графическими схемами, символами. Полезно применять их на занятиях и в повседневной жизни, предлагать родителям использовать элементы наглядного моделирования в игровой деятельности со своими детьми.

Свой опыт представляла на семинарах-практикумах для воспитателей дошкольного учреждения, на городских методических объединениях и областных семинарах для учителей-дефектологов, представила свой опыт на областном семинаре для специалистов ранней комплексной помощи, где познакомила коллег с приемами и методами наглядного моделирования, которые способствуют эффективному развитию речевых способностей детей старшего дошкольного возраста с НВ ОНР.

Таким образом, метод наглядного моделирования можно и нужно использовать в коррекционно-педагогической работе по развитию связной речи с детьми старшего дошкольного возраста с НВ ОНР. Планирую продолжить работу по развитию связной речи с использованием наглядного моделирования с детьми младшего дошкольного возраста с задержкой речевого развития.

Список литературы:

1. Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 28.09.2019, 8/34601 1 ПОСТАНОВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ 15 августа 2019 г. № 138 (обновлённый вариант) как записать правильно Учебная программа дошкольного образования-Минск, национальный институт образования, 2012.-415с.

2. Лира,Т. А. Речевое развитие дошкольников с использованием моделей/Т. А. Лира, Е. И. Мельник. -3-е изд. -Мозырь: Содействие,2008.-100с.

3. Полякова, М. А. Как правильно учить ребенка говорить/ Полякова М. А. -М. :Т. Дмитриева,2016.-192 с.

4. Бардешеа, Т. Ю. Логопедическое занятия в детском саду старшая группа : методические рекомендации к наглядно-дидактическому пособию/ Т. Ю. Бардешева, Е. Н. Моносова. -Москва: Скрипторий 2003, 2016.-7с.

5. Запорожец, А. В. Психическое развитие ребенка / А. В. Запорожец. -М., 1086.-235 с.

6. Пятница, Т. В. Звонкая капель: учебно-методическое пособие/ Т. В. Пятница. -Мозырь: ООО ИД «Белый ветер»,2007.-203с.

7. Пятница, Т. В. По секрету всему свету расскажу: Развитие связной речи у детей дошкольного возраста : пособие для педагогов учреждений дошкольного образования / Т. В. Пятница, Т. И. Прончак. -Мозырь: Белый ветер, 2012.-74 с.

Публикации по теме:

Использование игровых технологий в лого-коррекционной работе с детьми дошкольного возраста (3 слайд) Речь – самый простой и самый сложный способ самоутверждения. Пользоваться ею - серьёзная наука и немалое искусство. Хорошо развитая.

«Использование нетрадиционного материала «алюминиевая фольга» в работе с детьми старшего дошкольного возраста». Фотоотчет«Использование нетрадиционного материала «алюминиевая фольга» в работе с детьми старшего дошкольного возраста». Фотоотчет Добрый день, коллеги и гости сайта. Представляю Вашему вниманию фотоотчет презентации своего опыта работы по теме: «Использование нетрадиционного.

«Метод наглядного моделирования, как средство развития речи у детей старшего дошкольного возраста» «Учите ребенка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам - он будет долго напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками,.

«Цветущая яблоня в подарок». Использование арттерапевтических технологий в коррекционной работе с детьми«Цветущая яблоня в подарок». Использование арттерапевтических технологий в коррекционной работе с детьми Использование арттерапевтических технологий в коррекционной работе с детьмиТак звучит тема моего самообразования в этом учебном году. И.

Использование интеллект-карты «Виды спорта» в работе с детьми старшего дошкольного возрастаИспользование интеллект-карты «Виды спорта» в работе с детьми старшего дошкольного возраста Хочу поделиться опытом применения в практике нашего дошкольного учреждения интеллект-карты по видам спорта. Немного сведений о том, что.

Использование метода моделирования в воспитании дошкольниковИспользование метода моделирования в воспитании дошкольников .

Использование приёмов ТРИЗ — технологий в работе с детьми старшего дошкольного возрастаИспользование приёмов ТРИЗ — технологий в работе с детьми старшего дошкольного возраста .

Использование здоровьесберегающих технологий в коррекционной работе с детьми с ОНРИспользование здоровьесберегающих технологий в коррекционной работе с детьми с ОНР Дети с речевыми недостатками, особенно имеющими органическую природу, как правило, отличаются от своих сверстников. По показателям физического.

Конспект интегрированного занятия по экологии с использованием элементов моделирования с детьми старшего дошкольного возраста ТЕМА: «ПУТЕШЕСТВИЕ В ЗИМНИЙ ЛЕС». Программные задачи: • закрепить представление детей о характерных особенностях времени года; • формировать.

Обобщение опыта «Использование ментальной карты в работе с детьми старшего дошкольного возраста»Обобщение опыта «Использование ментальной карты в работе с детьми старшего дошкольного возраста» Обобщение опыта по теме: «Использование ментальной карты в работе с детьми старшего дошкольного возраста». Уважаемые коллеги хочу поделиться.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Использование метода наглядного моделирования в коррекционной работе с детьми старшего дошкольного возраста с НВ ОНР
Опубликовано: 20 апреля 2022 в 19:07
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.

4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД