Юля Горяева
Использование методов ТРИЗ-технологий в проектной деятельности на примере проекта «Супер-платье, или о чем мечтают женщины»
▼ Скачать + Заказать документы
В современных детских учреждениях достаточно давно и успешно внедряется метод проектной деятельности. Педагогический состав уже компетентен в вопросах проектной деятельности и совершенствует свою работу с каждым новым проектом. Добавляются новые методы и приемы, чтобы качественно улучшить и обогатить свой проект. Методы ТРИЗ- технологий, направленные именно на развитие сильного мышления детей, не могут не применяться в исследовательской деятельности. С помощью данной методики, возможна реализация многих познавательных целей и задач. Именно поэтому совмещение проектов с методами ТРИЗ, преобразует обучающую деятельность в исследовательскую.
Публикация «Использование методов ТРИЗ-технологий в проектной деятельности на примере проекта „Супер-платье, или о чем мечтают женщины“» размещена в разделах
- Одежда, обувь, головные уборы
- Проекты. Проектная деятельность
- ТРИЗ. Занятия и игры с использованием ТРИЗ-технологий
- ТРИЗ. Проекты
- Темочки
В подготовительной группе реализуется множество проектов, как краткосрочных, так и длительных. Наиболее запоминающимся и насыщенным для детей стал проект «Супер – платье, или о чем мечтают женщины».
С помощью проекта решались такие проблемы, как: формирование у детей интереса к своему внешнему виду, воспитание индивидуальности, эстетичности и аккуратности, при ношении одежды, развитие творческих навыков. Для детей проблемой явилось изучение вопросов, когда и как появились платья, какие виды платьев были в России и Европе, чем они отличались и можно ли создать свое, неповторимое платье, без недостатков.
Проект помог реализовать такие поставленные цели и задачи, как:
-формирование исследовательских умений и навыков, создание условий для развития интеллектуально-познавательного потенциала у детей к окружающему миру, формирование умения использовать различные материалы как средство передачи основной идеи, формирование элементарной системы знаний об одежде, платьях, их многообразии, истории возникновения, развитие умений анализировать и систематизировать полученные знания, поощрение самостоятельного поиска средств выразительности, развитие художественно-творческих способностей у детей, комплексное развитие связной речи, совершенствование стиля партнерских отношений детей и педагога, детей и родителей, родителей и педагога, развитие креативного мышления и воображения, создание лэпбука по теме для познавательной деятельности, закрепление алгоритма решения противоречий и навыков работы с морфологическим анализом.
Интеграция образовательных областей включает в себя: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие и художественно-эстетическое.
Этапы по реализации проекта включают в себя новые и привычные для детей методы ТРИЗ.
1 этап: подготовительная работа (индивидуальная и групповая, с родителями и детьми). Данный этап включает в себя: постановку проблемы и выявление знаний детей по вопросам темы, получение знаний с помощью Интернета, чтение познавательной литературы, визуальное знакомство с разными видами платьев, просмотр видео про европейскую и русскую моду, проведение занятий «История появления платья», «Важные аксессуары», создание копилки для работы (методического материала, иллюстраций, информации о платьях, обуви, шляпках и др). Дети закрепляли игры на классификацию знаний и развитие воображения («Оживший наряд», «Все перепуталось в мире»). В родительском уголке поместили информацию - «Любопытные факты о пуговицах», «Что такое «Морфологическая таблица» (буклеты для родителей, по применению таблицы).
На 2 этапе – основном - создается творческий продукт деятельности. В этот этап включили: организацию условий для создания лэпбука, обсуждение его разделов и наполняемости (модели различных платьев и аксессуаров прошлых веков, виды современных платьев). Рисование по морфологической таблице фантазийных платьев. Морфологический анализ достоинств и недостатков нескольких типов одежды и работа с алгоритмом разрешения противоречий, для создания «совершенного супер-платья». Конструирование модели «супер-платья». Включили консультацию для родителей по созданию в домашних условиях поделки-платья, совместно с ребенком, лепку и выпекание «сладкой пуговицы» из песочного теста для мам к 8 март, занятие-викторину для детей «Как можно красиво одеть куклу», фотографирование и речевую подготовку детей к презентации проекта.
Инновационным методом послужила для детей работа по таблице, с целью выявления достоинств и недостатков объекта. Дети учились определять признаки предмета, необходимые для анализа, располагать их в таблице и с помощью экспериментальных изысканий или мыслительных операций, выявлять соответствие или несоответствие данных признаков поставленной задаче. В рамках проекта «Супер – платье», дети анализировали и сравнивали: бальное платье, русский сарафан, маскарадный костюм и школьную форму, для определения наиболее подходящего наряда на выпускной бал. По итогам рассуждений и экспериментирования, было выявлено, что меньше всего недостатков имеет бальное платье. Ими оказались тяжелый вес платья, из-за обилия нижних юбок, и шелковая ткань, которая может слишком измяться во время мероприятия.
Устранить эти недостатки оказалось вполне возможным. А так как процесс «изобретательства» в детях был уже запущен, пришло логичное решение добавить некоторые функции к платью, чтобы оно стало идеальным. Было решено сделать в платье подсветку, так как бал может затянуться до темноты; встроенный ароматизатор с кофейным запахом; веер для охлаждения и съедобный пояс из конфет. На случай уединенного отдыха, в подоле платья должен быть лоскуток ткани с раскраской.
Сконструированное платье вызвало восторг и восхищение детей результатами своего труда.
На 3 этапе работа была представлена младшим группам. С данным проектом дети участвовали в муниципальном конкурсе «Мой проект» и городском конкурсе «Изыскатель», на котором заняли 2 место.
Удачно подобранные методы работы с детьми, привели к тому, что познавательно-исследовательский интерес детей повысился, ими были поставлены новые цели, такие как создание «Супер – школьной формы» в дальнейшем. Использование методов ТРИЗ в проектной деятельности доказало свою эффективность и будет применено в последующих совместных проектах.