Ирина Федорова
«Использование модели для составления описательного рассказа». Консультация для воспитателей
▼ Скачать + Заказать документы
Пособие по развитию речи
Модель представляет собой лист формата А3, разделённый на сектора (в зависимости от количества характеристик, которые вы будете использовать - в нашем варианте 6 секторов).
В каждом секторе нарисована модель признака (Например,цвет -это 3-4 цветовых пятна и т. д.)
Для удобного использования и долговечности лист рекомендую приклеить на твёрдую основу.
Описание предметов посуды
1.Цвет. В квадрате 3-4 цветовых пятна
Публикация «„Использование модели для составления описательного рассказа“, Консультация для воспитателей» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Составление рассказов, обучение рассказыванию
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2014
2.Форма. Начерчены круг, квадрат и прямоугольник. Если дети уже знакомы с объёмными формами – на листе изображены цилиндр, шар и т. п. Дошкольники могут использовать эти термины при описании предметов.
3.Величина. Нарисованы большой и маленький круг.
4.Материал. На картон приклеены прямоугольные кусочки одинакового размера из фольги, пластмассы и плёнки «под дерево». Они изображают разнообразные материалы, из которых делается посуда. Кроме того, с детьми уточняется, что основная масса посуды производится из глины и фарфора – материалов, которые трудно изобразить на схеме. Рассматривается также деревянная, металлическая, стеклянная посуда, сравнивается на ощупь, по весу, по извлекаемому звуку и т. п.
5.Части посуды. Изображён чайник, части которого находятся на небольшом расстоянии друг от друга. Детям напоминают названия деталей посуды: донышко, стенки, ручка, крышка, носик и т. д.
6.Действия с посудой. Изображена кисть руки.
Образец рассказа ребёнка.
Это чайник. Он большой, весь белый, а на стенках и на крышке нарисованы красные ветки рябины…и ещё золотая полоска на крышке и на носике. Чайник круглый, пузатый такой. Он большой, в него много воды можно налить,наверно, на 10 человек хватит. Сделан этот чайник из глины, а потом разрисован краской. У чайника есть донышко,носик, стенки, крышечка, ещё ручка сбоку и ручечка на крышке. В чайник сыплют чай, потом наливают кипяток, а потом разливают в чашки гостям. С этим чайником надо аккуратно…ну…носить его, а то разобьёшь и ещё ноги обожжёшь.
Описание предметов одежды
1.Цвет В квадрате 3-4 цветовых пятна: красное, жёлтое, синее и зелёное.
2.Материал. На картон наклеиваются 3 кусочка ткани (шерсть, ситец, капрон) одинаковой формы и размера. естественно до составления описательных рассказов об одежде необходимо провести с детьми занятия по ознакомлению с названными и другими материалами, чтобы ребята рассмотрели их, потрогали и запомнили названия тканей.
3.Части одежды. Изображён сарафан или костюм. все части которого (воротник, манжеты, рукава, оборка, пояс и т. д.) находятся на небольшом расстоянии друг от друга. Детей заранее знакомят со всеми частями костюма.
4.Сезонность одежды. В квадрате нарисованы солнце, подснежник, жёлтый листок, несколько снежинок, которые соответственно символизируют лето, весну, осень, зиму
5.Для кого предназначена одежда. Символические изображения мужчины, женщины, девочки и мальчика
6.Действия с одеждой. Изображена кисть руки с разведёнными пальцами.
Образец рассказа ребёнка
Это платье красное с белыми горошинками. Оно очень красивое. Оно шерстяное. У платья длинные рукава, красивый кружевной воротник, красивые красные завязочки…и на манжетах кружева. Поясок кожаный с пластмассовой пряжкой…Носить это платье можно и зимой, и весной, и осенью. Ну и летом, когда не жарко. Лучше всего его в гости надевать…Это платье для девочки. А что делать с ним можно? На вешалку вешать, гладить, если помнёшь, а если испачкаешь - постирать.
Описание овощей и фруктов.
1.Цвет. В квадрате нарисованы цветовые пятна.
2.Форма. Геометрические фигуры: круг, треугольник, квадрат.
3.Величина. Изображены 2 окружности разной величины.
4.Твёрдость-мягкость. Изображены кирпич и подушка.
5.Вкус. Нарисованы конфета и лимон, контрастные по вкусу продукты.
6.Место произрастания. Изображены дерево и грядка.
7.Как употребляют в пищу. В квадрате изображены тарелка, вилка, ложка, нож. В предварительной работе с детьми уточняется, какие овощи, фрукты едят сырыми, какие варят, жарят, консервируют, квасят, маринуют и т. п.
8.Гладкость-шероховатость. Изображены пластина и тёрка.
Образец рассказа ребёнка.
Капуста зелёного цвета, круглая. Она бывает очень большая и тяжёлая, а бывает и поменьше. Она твёрдая, на вкус немножко горькая. Капуста растёт на грядке, прямо на самой земле. У неё много одёжек и все без застёжек. А едят капусту сырую, я всегда ем, когда мама суп варит, то есть щи. Ещё из капусты варят борщ, и солят её, и вот ещё солянку из капусты делают. Капуста на ощупь не гладкая, а шероховатая.
Описание игрушек
1.Цвет. В первом квадрате нарисовано 3-4 цветовых пятна. Важно, чтобы они не имели чёткой, узнаваемой детьми формы, тогда внимание лучше концентрируется на цвете и не происходит смешения понятий цвет-форма.
2.Форма. Во втором квадрате изображены геометрические фигуры. Их не закрашивают, чтобы внимание детей концентрировалось на их форме. Если форма описываемой игрушки сложная (кукла, медведь, луноход и т. п.) , этот пункт в рассказах опускается, а соответственная часть схемы закрывается листом белой бумаги.
3.Величина. В квадрате нарисовано две окружности контрастной величины. Детям напоминают, что характеризуя величину предмета, кроме понятия «большой-маленький», надо использовать понятия «высокий-низкий», «длинный-короткий», «широкий-узкий», «толстый-тонкий» и т. п.
4.Материал. На эту часть листа наклеены 3 прямоугольника одинакового размера из металлической фольги, пластмассы, плёнки «под дерево». Они изображают соответственно металл, пластмассу и дерево.
5.Части игрушки. Несколько колец пирамидки нарисованы раздельно. Если игрушка цельная, на части не разбирается (мяч, кубик, то этот пункт в рассказах детей опускается, а на схеме закрывается листком белой бумаги. Причём закрывать нужно только на одном, двух занятиях, чтобы впоследствии дети сами приучались выбирать из схемы нужные пункты в соответствии с особенностями игрушек.
6.Действия с игрушкой. Изображена кисть руки с разведёнными пальцами. Поскольку манипуляции с игрушками могут быть самыми разнообразными, важно при объяснении этого пункта детям использовать антонимы и другие приёмы расширения глагольного словаря детей.
Образец рассказа ребёнка
Этот мячик разноцветный, он круглой формы, большой, даже руками не обхватишь…Сделан он из пластмассы и он не такой, как резиновые. Резиновый помягче. Мячик можно бросать вверх и в футбол играть, а ещё катать по земле…а в группе нельзя играть с мячом – стекло разбить можно.