Приложение МААМ

Использование музейной педагогики для нравственно-патриотического воспитания (из опыта работы)

Елена Самойленко
Использование музейной педагогики для нравственно-патриотического воспитания (из опыта работы)
▼ Скачать + Заказать документы

«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МУЗЕЙНОЙ ПЕДАГОГИКИ ДЛЯ НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ»

Старший воспитатель

МБДОУ Г. ГОРЛОВКИ № 12 «РОМАШКА»

Самойленко Елена Сергеевна

В настоящее время перед дошкольным учреждением остро встала проблема нравственно-патриотического воспитания подрастающего поколения, так как наследование нравственных, патриотических ценностей семьи, родного края в самом юном возрасте – есть самый естественный, а поэтому и верный способ патриотического воспитания, формирования чувства любви к своему краю, к Родине.

Публикация «Использование музейной педагогики для нравственно-патриотического воспитания (из опыта работы)» размещена в разделах

Проблема нравственно-патриотического воспитания в современном мире актуальна. Принята государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации», направленная на все социальные слои и возрастные группы граждан России.

Если мы не научим ребенка любить свою страну: ее леса, моря, озера, горы, исторические памятники, словом, рукотворные и природные чудеса, то кому она будет нужна? Кто будет радоваться ее достижениями, и болеть ее горестями.

Судьба Родины в руках человека. Родина такова, какой мы ее делаем сами. Желание беречь и приумножать исторические и природные богатства - вот цель воспитания любви к Родине, воспитание патриотов своего Отечества.

В современное время в дошкольном образовании идет интенсивное обновление педагогического процесса. Практически в каждой дошкольной организации происходят инновационные преобразования, связанные с внедрением новых программ, технологий, получение нового статуса, поиском эффективных моделей организации образовательной деятельности, ориентированной на объединение воспитания и обучения на основе социокультурных ценностей, принятых в обществе правил, норм в интересах человека, семьи, общества. Для формирования ценностных, социализированных ориентаций личности особое значение имеет музей, как хранилище социокультурного опыта.

Одной из новых отраслей современной педагогической науки, которая активно внедряет такие инновации в дошкольную практику, есть музейная педагогика.

Музейная педагогика — достаточно известное направление современной педагогики.

Почему мы решили работать по этой технологии? Потому что Музейная педагогика помогает решать практически все задачи дошкольного образования и обеспечивает наглядность образовательного процесса, способствует взаимодействию дошкольного учреждения с семьей и социумом. Это направление играет большую роль в формировании системы ценностей ребенка, в его приобщении к историческому, культурному, природному наследию; способствует воспитанию толерантности, познавательному, творческому и эмоциональному развитию. Каждый мини-музей — результат общения, совместной работы воспитателя, детей и их семей. Создание мини-музеев может стать отдельным проектом детей, родителей и воспитателей одной группы или всего дошкольного учреждения.

Сложно найти взрослого человека, который хотя бы раз в жизни не был в музее. Тематика экспозиций музеев и самих музеев стали очень разными и необычными. Но часто ли наши дети бывают в музее? Скорее всего большая часть воспитанников детских садов ни разу не были в музее. Во-первых, не во всех уголках нашей страны есть музеи. Во-вторых, многие родители считают, что дошкольникам ещё рано посещать такие учреждения. И, в-третьих, многим мамам и папам просто не приходит в голову идея такой экскурсии.

Именно поэтому в дошкольных учреждениях решили создавать собственные музеи, пусть и маленькие. Со временем это направление приобрело большую популярность, и сегодня мини-музеи – неотъемлемая часть развивающей среды многих дошкольных учреждений.

Основными направлениями культурно-образовательной деятельности в музее являются информирование, обучение, развитие творческих начал, общение, отдых. Подобное выделение условно, поскольку сами направления изменчивы, подвижны и зачастую тесно связаны межу собой либо пересекаются в каких-либо аспектах.

Цели мини-музея :

1. Реализация направления «Музейная педагогика».

2. Обогащение предметно-развивающей среды МБДОУ.

3. Обогащение воспитательно-образовательного пространства новыми формами.

4. Формирование у дошкольников представления о музее.

5. Расширение кругозора дошкольников.

6. Развитие познавательных способностей и познавательной деятельности.

7. Формирование проектно-исследовательских умений и навыков.

8. Формирование умения самостоятельно анализировать полученные знания.

9. Развитие творческого и логического мышления и воображения.

10. Формирование активной жизненной позиции.

Размещение мини-музеев. В любом детском саду существует проблема свободных помещений. Для расположения мини-музеев могут использоваться различные части групповых комнат, «раздевалок», спальных комнат, стены у входа в группу и т. п. В нашем детском саду пять постоянно существующих мини-музеев «Вышивка», «Керамика», «Русская народная игрушка», «Декоративные деревянные изделия» и «Народные музыкальные инструменты» расположены в групповых комнатах и музыкальном зале. В своей практике организации мини-музеев в группе считаем наиболее удобными для организации экспозиции групповые помещения, также могут быть использованы раздевалки, холлы. Одно из требований, предъявляемых к расположению музеев, что каждый из них обязательно должен вписываться в интерьер помещений. Экспонаты располагались на полках, стеллажах, приобретенных или изготовленных родителями, прикреплялись к стенам, стояли на полу.

Конечно, в условиях детского сада невозможно создать экспозиции, соответствующие требованиям музейного дела. Поэтому мы называем их «мини-музеями». Часть слова «мини-» в данном случае отражает и возраст детей, для которых они предназначены, и размеры экспозиции, и определенную ограниченность тематики.

Важная особенность этих элементов развивающей среды — участие в их создании детей и родителей. Дошкольники чувствуют свою причастность к мини-музею : они участвуют в обсуждении его тематики, приносят из дома экспонаты. В настоящих музеях трогать ничего нельзя, а вот в мини-музеях не только можно, но и нужно! Их можно посещать каждый день, самому менять, переставлять экспонаты, брать их в руки и рассматривать. В обычном музее ребенок — лишь пассивный созерцатель, а здесь он — соавтор, творец экспозиции. Причем не только он сам, но и его папа, мама, бабушка и дедушка. Каждый мини-музей — результат общения, совместной работы воспитателя, детей и их семей.

Благодаря продолжительности проекта, в течение которого создаётся и существует мини-музей, дети получают возможность реализации различных действий, раскрывающих выбранное содержание. Длительность проекта позволяет детям попробовать свои силы в различных видах деятельности именно в то время, когда у них возникает потребности в этом. Каждый ребёнок принимает самостоятельное решение о том, чем он будет заниматься в рамках проекта.

Материал, накопленный в ходе создания мини-музея, является не просто статичной экспозицией, но и активно используется в учебной и внеучебной деятельности.

Организация в детском саду мини-музея, посвящённого определённому предмету, объекту природы, или явлению, способствует использование метода системного подхода.

Так в шутливом стихотворении М. С. Гафитулин изложил его суть:

Если мы рассмотрим Что-то,

Это Что-то – для чего-то,

Это Что-то из чего-то,

Это Что-то - часть чего-то.

Чем-то было раньше Что-то,

Чем-то будет это Что-то.

Есть противники у Что-то,

Много есть друзей у Что-то.

Всё нейтральное у Что-то

Делает своё чего-то.

Что-то ты теперь возьми

И в музее рассмотри.

Данный метод позволяет рассмотреть предмет или явление с разных сторон.

Музей в образовательном учреждении даёт простор для формальной творческой активности. Дети любят тайны, и, имея дело с некоторыми предметами, можно озадачить их вопросом «что это?».

Английский педагог Дж. Уэст выделяет следующие способы, при помощи которых педагог может стимулировать интерес детей к истории, изучению музейных предметов.

1. Задавать вопросы: для чего сделан этот предмет, кто его использовал, он настоящий или копия?

2. Побуждать к рассуждению, предлагая возможные разумные варианты ответа.

3. Связывать и сравнивать новую информацию с имеющимися занятиями или добавляя доказательство к тому, что уже было известно.

4. Исследовать: почему вещи именно такие, какие они есть, пытаясь найти и опробовать новые объяснения.

5. Использовать исторические источники для развития воображения: какой была тогда жизнь, каким был тот человек.

Дошкольный возраст является решающим для дальнейшего обучения ребенка: все, что узнал или не смог узнать ребенок в эти ранние годы, ощутимо отразится на его дальнейшем интеллектуальном развитии, и школьное обучение будет не в состоянии компенсировать пробелы в развитии детей. Поэтому главной задачей воспитателей является развитие познавательных способностей дошкольников.

Я слышу - и забываю.

Я вижу — и вспоминаю.

Я делаю - и постигаю.

Это приписываемое Конфуцию изречение может служить своеобразным эпиграфом к музейной педагогике, ибо в нем заключен важнейший принцип данного направления образовательной деятельности. Изречение осмыслили современные ученые и выразили его на сухом языке цифр:

То, что слышим, - 10%.

То, что видим, - 50%.

То, что делаем, - 90%.

Музейная педагогика в детском саду призывает дать ребенку возможность самому манипулировать предметами, извлекать заложенную в них информацию, делать выводы и осуществлять свой выбор. Широкий спектр методов определяет неограниченный набор всевозможных приемов и форм работы : викторины, кроссворды, шарады, ребусы, командные соревнования. Они тесно взаимосвязаны между собой, поэтому их можно применять в разнообразных комбинациях. Отсюда творческие задания, выполняемые как в дошкольном учреждении, так и на музейных экспозициях, а также праздники, театральные постановки и т. п.

Как уже было сказано выше, в нашем детском саду пять постоянно существующих мини-музеев «Вышивка», «Керамика», «Русская народная игрушка», «Декоративные деревянные изделия» и «Народные музыкальные инструменты». Данные музеи являются местом для экскурсий, непосредственно образовательной деятельности для всех возрастных групп.

Мини-музей в группе обеспечивает большую включенность ребят в материал проектной деятельности. Наполняемость экспозиции происходит постепенно. Коллекции создавали в первую очередь для расширения и обогащения обучающей среды в детском саду.

Создание коллекций в рамках проектной деятельности с детьми младшего дошкольного возраста отвечает ведущей деятельности детей — предметной и предметно-манипулятивной. Создание коллекций — это возможность познания ребенком предмета, его сенсорной стороны, разнообразных свойств и качеств; знакомство с разнообразием предметного мира в рамках одной темы или одного предмета. Учитывая возраст детей и небольшой опыт деятельности и представлений об окружающем, следует говорить о детско-родительском коллекционировании. Такой подход, в свою очередь, позволяет ребенку активно взаимодействовать с другими детьми и взрослыми, создает доброжелательную атмосферу в группе детского сада и в семье, поскольку совместная деятельность сближает родителей с ребенком.

Коллекционирование как продуктивная проектная деятельность позволяет по-новому взглянуть на обогащение предметно-развивающей среды в группе детского сада. Воспитатель имеет возможность обращаться к детской коллекции (выставке, решая разнообразные задачи воспитания и развития детей. Тематическая коллекция может стать опорой для педагога в организации познавательно-речевой и художественно-эстетической деятельности, в организации здоровьесбережения и социально-нравственном воспитании.

Народная культура передает национальную самобытность народа. Это богатый материал для воспитания любви к Родине. Фольклор, народно-прикладное творчество не только формируют любовь к традициям своего народа, но и обогащают знания детей об окружающей жизни.

Мини-музей «Вышивка»

Труд мастериц вызывал уважение,

Говорил о любовном к игле отношении.

По вышивке целый рассказ читали,

За смысл и правдивость узор почитали.

Тонкий узор выводила рука:

Волнистая линия – это река.

Крест – огонь, а полоска — земля.

Квадрат с точками внутри – засеянные поля.

Наши русские узоры

Не стареют сотни лет.

В красоте, в таланте русском

Весь скрывается секрет!

Издревле вышивка украшала одежду человека и тканевые изделия домашнего обихода – скатерти, занавески, салфетки, сорочки и т. д. Попадая в наш музей, где экспонируется вышивка, мы не можем не любоваться ярко расшитыми передниками, жилетами, рушниками, картинами, иконами.

Приобщая детей к этому виду народного искусства, мы имеем возможность познакомить с техникой вышивания крестом, гладью, геометрическими и растительными элементами рисунка, изображением животных в вышивке, цветовой гаммой, вызывать желание приобщиться к вышиванию в народных традициях.

Мини-музей «Керамика»

Я слышу – и забываю

Я вижу – и вспоминаю

Я делаю и постигаю

Знакомство с керамикой – это результат общения, совместной работы педагога, воспитанников и их семьёй.

Изделия из обожённой глины представляют широко распространённый и очень древний вид народного художественного искусства, использующего легко доступный природный материал. Гончарство распространённо и в Донбассе. В декорировании керамических изделий чаще всего используется роспись, глазурь.

В музее детского сада представлено множество керамических изделий, в том числе и местного производства: горшки, кувшины, куманцы, миски, тарелки, баранцы, свистульки, петушки, изображения людей и другое.

Керамика привлекает детей своим разнообразием, эстетикой формы и цветовой гаммой, возможностью подражать народным мастерам в самостоятельной лепке из глины, росписи готовых изделий.

Мини-музей «Русская народная игрушка»

Пусть вам лучшею подружкой

Станет русская игрушка.

И недаром все музеи

Дорожат, гордятся ею.

Это самая ранняя форма художественного творчества народа. Материалы для изготовления игрушки были самыми разнообразными: глина, солома, дерево, еловые игрушки. Как только малыш появился на свет, его верным спутником становилась игрушка или «потешка». Сначала погремушки, потом каталки, тряпичные куклы, свистульки, игрушки из глины (барыни, звери, птицы).

Экспозиция в группе раннего возраста посвящена народной игрушке. Они из разного материала, разных народных промыслов. Особое место в экспозиции занимает матрёшка.

И в старину, и в наше время народные игрушки обогащают детей волшебной энергетикой, погружают их в увлекательный мир фантазий.

Мини-музей «Декоративные деревянные изделия»

Велика Россия наша,

И талантлив наш народ,

Об искусниках-умельцах,

На весь мир молва идёт.

В течении веков дерево в районах, богатых лесом, было для русского человека универсальным материалом. Из дерева создавались: жилища, утварь, орудия труда, детские игрушки.

С незапамятных времён самыми распространёнными видами деловой древесины были ель и сосна.

В музее представлены изделия из дерева, изготовленные в разных регионах России и Украины.

Разные прялки, игрушки, пряничные доски, хохломская посуда, матрёшки, тарелки из Петриковки, писанки (Украина, ложки, шкатулки и другое.

Изделия народных промыслов из дерева восхищают детей. Деревянные кружева, узоры, роспись и резьба вызывают восторженные эмоции, желание играть с экспонатами, рисовать их, придумывать истории.

Мини-музей «Народные музыкальные инструменты»

Весело и радостно

Кораблик наш плывёт!

В ту страну, где музыка

Прекрасная живёт!

Там «Аллегро», «Полька»

Весело звучат,

Радуя мелодией мальчишек и девчат!

Народные музыкальные инструменты – самодельные музыкальные инструменты крестьян, выражающие особые специфические черты нации, связаны с духовной жизнью, бытовым укладом, эстетическими и нравственными устоями народа. Практически все крестьяне играли на каких-либо инструментах и многие сами изготавливали. Обучение игре начиналось с детства.

Трещётки, барабаны, ложки, бубен, дудки, свистульки, рожки, свирель, гусли, балалайки и другие можно увидеть в нашей экспозиции.

Дети проявляют неподдельный интерес к извлечению звуков из народных музыкальных инструментов. Особое место занимает детский оркестр народных инструментов. Участие в нём позволяет развивать эмоционально положительное отношение к жизни, учиться понимать и уважать культурное наследие наших предков.

Тематика созданных мини-музеев разнообразна, но все они взаимосвязаны и направлены на развитие ребёнка всесторонне.

При создании и использовании мини-музеев мы не забывали о том, что ведущей деятельностью дошкольника является игра. Именно в игре, моделируя разнообразные ситуации, ребенок познает окружающий мир, овладевает необходимыми навыками, приобретает собственный опыт. Воображение и фантазия, максимально развитые в детском возрасте, помогают ребенку проникнуться духом иного исторического времени, а значит, осваивать преобразовывать и присваивать накопленные историко-культурные ценности. В процессе игры решаются и обратные задачи: развивается память, творческая фантазия, воображение, образное мышление, расширяются ассоциативные связи, формируется речь. Поэтому в каждом мини-музее детям предоставляется возможность играть. Тема мини-музея сама определяет, какими должны быть игры: сюжетно-ролевыми, играми драматизациями, дидактическими, на развитие речи и т. д. В процессе работы с детьми в мини-музеях мы отобрали и адаптировали к своим задачам ряд известных игр, а также разрабатывали собственные.

Мини-музей предполагает не только погружение детей в другую историческую эпоху, но и дает им сенсорный опыт. В процессе освоение элементов экспозиции идет приобщения ребят к разным видам народного творчества: устному – через образ Машеньки, рассказывающей сказки, потешки, загадки, сказки; музыкальному – через образ Зайки с балалайкой; декоративно-прикладному – через образ мастера на все руки домовёнка Кузьки.

Эффект «погружения» достигается различными приёмами. Например, облачение в деревенские костюмы и воспроизведение детьми в игровой форме различных видов трудовой деятельности, народных игр, развлечений и праздников.

Организация занятий в мини-музее предполагает и различные вспомогательные средства. Загадки, пословицы, поговорки.

Мини-музеи в группах позволили воспитателям сделать слово «музей» привычным и привлекательным для детей. Экспонаты используются для проведения различных занятий, для развития речи, воображения, интеллекта, эмоциональной сферы ребенка. Любой предмет мини-музея может подсказать тему для интересного разговора.

Дошкольники разных групп знакомились с мини-музеями своих «коллег». При этом экскурсии проводили сами ребята, стараясь в меру своих возможностей обратить внимание посетителей на те или иные предметы.

Результатами проведенной работы являются :

1. У детей появился интерес к изучению русской народной культуры, региональной культуры, детской литературы, окружающего мира.

2. Сформировался необходимый минимум исторических знаний.

3. Расширились знания о традициях русского народа, коренных народов Донбасса.

4. Использование детьми в активной речи потешек, считалок, загадок, пословиц.

5. Умеют играть в русские народные подвижные игры, используя считалки.

6. Знание сказок и сказочных героев, умение узнавать их в произведениях изобразительного искусства.

7. Театрализованная деятельность (драматизация русских народных сказок).

8. Осмысленное и активное участие детей в русских народных праздниках (знают название праздника, поют песни, исполняют танцы, читают стихи).

9. Знание истории русского народного костюма, головных уборов.

10. Знание русских музыкальных инструментов.

11. Используют атрибуты русской народной культуры в самостоятельной деятельности.

12. Бережно относятся к экспонатам мини-музеев, атрибутам предметно-развивающей среды группы, предметам быта, произведениям народного творчества.

13. Родители стали активными участниками педагогического процесса : они принимают участие в проведении праздников (в том числе и народных, в изготовлении атрибутов для мини-музеев.

Результативность реализации технологии музейной педагогики в условиях дошкольного образования заключается в следующем:

У ребенка появляется шанс стать интеллигентным человеком, с детства приобщенным к культуре и к одному из ее замечательных проявлений - музею.

Дети, полюбив и освоив музейное пространство, станут в старшем возрасте наиболее благодарными и восприимчивыми посетителями музейных выставок и культурных событий, приобретут познавательный интерес к «настоящему» музею.

У детей формируется ценностное отношение к истории, появляется интерес к музеям и выставкам, развивается эмоциональный отклик. «Ребенок должен покидать музей с ощущением уверенности подъема «еще на одну ступеньку».

Музей играет большую познавательную и воспитательную роль для дошкольников, а также способствует укреплению сотрудничества детского сада и семьи. Практика показывает, что создание мини-музеев поспособствовало возникновению интереса, как у детей, так и у взрослых желания узнать больше. Это подтверждают рассказы воспитанников о посещениях в выходные дни выставок, залов краеведческого музея, а также активная помощь родителей в подборе материалов для групповых музеев.

Таким образом, экспозиции мини-музеев позволяют вести разноплановую работу с детьми, применять различные методики, использовать материалы для всех видов непосредственно образовательной деятельности, а также внеучебной деятельности, что позволяет полно и всесторонне проводить реализацию проектной деятельности.

Публикации по теме:

Центр нравственно-патриотического воспитания дошкольниковЦентр нравственно-патриотического воспитания дошкольников Ребёнку от рождения не даётся важная составляющая становления будущей личности, такая как, чувство любви к своей Родине, уважение народных.

Центр нравственно-патриотического воспитания в группеЦентр нравственно-патриотического воспитания в группе Здравствуйте, мы с Мариной Александровной Блавацкой очень хотим рассказать про наш патриотический уголок. Наша группа имеет направленность.

Дидактические игры как средство нравственно-патриотического воспитанияДидактические игры как средство нравственно-патриотического воспитания Патриотическое воспитание через игру- наиболее простой способ воздействия на сознание детей. Чувство Родины начинается у ребенка с отношения.

Книга памяти «Наследники Победы». Патриотическое воспитание дошкольников средствами музейной педагогики. Из опыта работыКнига памяти «Наследники Победы». Патриотическое воспитание дошкольников средствами музейной педагогики. Из опыта работы В нашем ДОУ существует музей «Родничок» и уже на протяжении нескольких лет в изостудии оформляется экспозиция ко Дню Победы. Посетить.

Мини-музеи и коллекции в центре нравственно-патриотического воспитания. Значки и почтовые маркиМини-музеи и коллекции в центре нравственно-патриотического воспитания. Значки и почтовые марки Один из доступных способов, ярких и интересных для познания мира, своей истории, традиций- это работа с различными коллекциями, мини.

Проект по формированию основ нравственно-патриотического воспитания «Памятники Победы»Проект по формированию основ нравственно-патриотического воспитания «Памятники Победы» Проект по формированию основ нравственно-патриотического воспитания «Памятники Победы» Цель проекта: Формирование у детей дошкольного.

Проект «Русские народные сказки в системе нравственно-патриотического воспитания детей»Проект «Русские народные сказки в системе нравственно-патриотического воспитания детей» Проект. Русские народные сказки в системе нравственно-патриотического воспитания детей • Проект краткосрочный, практико-ориентированный,.

Уголок нравственно-патриотического воспитания в средней группеУголок нравственно-патриотического воспитания в средней группе Совместно с родителями мы организовали в группе уголок нравственно-патриотического воспитания. Актуальность: Д. С. Лихачев : «Любовь к.

Уголок нравственно патриотического воспитания в подготовительной группеУголок нравственно патриотического воспитания в подготовительной группе В нашем детском саду прошел смотр-конкурс уголков по нравственно патриотическому воспитанию. Цель смотра- конкурса: -активация деятельности.

Взаимодействие педагогов и родителей в процессе нравственно-патриотического воспитания дошкольниковВзаимодействие педагогов и родителей в процессе нравственно-патриотического воспитания дошкольников Только тот, кто любит, ценит и уважает накопленное и сохранённое предшествующим поколением, может любить Родину, узнать её, стать подлинным.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Использование музейной педагогики для нравственно-патриотического воспитания (из опыта работы)
Опубликовано: 18 марта 2023 в 10:23
+4Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Использование музейной педагогики для нравственно-патриотического воспитания (из опыта работы)» (включая файлы) размещена пользователем Елена Самойленко (УИ 1568599) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД