Папки-передвижки

Использование нейропсихологических методик в работе логопеда

Светлана Калинина
Использование нейропсихологических методик в работе логопеда
▼ Скачать + Заказать документы

Использование нейропсихологических методик в

логопедической работе.

Известно, что отставание в развитии ВПФ на каком-либо возрастном этапе являются следствием не одной какой-либо причины, а целого их комплекса. Поэтому и обследование ребенка должно проводится целым комплексом методов. Нейропсихологический метод обследования решает задачи выявления причин и механизмов отставания в развитии ребенка, изучает несформированность или задержку развития ВПФ, выявляет недостаточность работы определенных зон мозга. Таким образом, нейропсихология, с одной стороны, позволяет узнать, какие зоны мозга и какие функциональные системы оказались нарушенными или несформированными, а с другой стороны она обладает специальными методами обучения, которые могут оказать помощь в преодолении этих трудностей.

Публикация «Использование нейропсихологических методик в работе логопеда» размещена в разделах

Процесс обучения – это сложная познавательная деятельность, которая формируется и реализуется во взаимодействии с мозговыми структурами. Здесь важным является своевременность созревания функциональных систем, являющихся психофизиологической основой ВПФ. Формирование таких функциональных систем и их развитие и является одной из задач подготовки детей к школьному обучению.

Для работы с детьми без признаков аномального развития, но с несформированностью некоторых групп ВПФ в рамках нейропсихологического подхода к подготовке детей к школе ведется разработка концепции формирующего обучения, сформулированной Л. С. Цветковой, и разработка специальных методик этой формы обучения. В отличие от коррекционного, формирующее обучение не исправляет, а как бы ускоряет формирование некоторых функций и их систем.

Общая методическая организация формирующего обучения включает: 1) развернутое нейропсихологическое обследование; 2) методы формирования активной произвольной деятельности; 3) дифференцированные методы формирующего обучения; 4) формы организации занятий и отдыха детей; 5)методы учета динамики формирования ВПФ.

Но, даже не владея методикой нейропсихологического обследования и формирующего обучения, каждый педагог может применять в своей практике элементы этого метода.

Формирование произвольного поведения, подчинения правилам и следования инструкции.

Важным моментом в формировании ВПФ является их перевод на новый уровень – уровень произвольной регуляции деятельности, ее осознанности. Для формирования произвольной регуляции деятельности и умений подчиняться правилам и строго следовать инструкции разработан ряд специальных методов: «Минута тишины», «Я дежурный», «Охотник и зайчик», «Четыре стихии» и др. Психологический смысл этих игр заключается в том, что произвольное выполнение заданий задается не инструкцией педагога, а правилами игры, выполнение которых контролируется всеми участниками игры. Это не прямое воздействие на произвольную деятельность, а обходное в форме выполнения заданий или роли. Возникает взаимодействие группы ВПФ: внимания, памяти, речи, восприятия и личности, эмоций.

Планирование, организация и контроль деятельности.

Это вторая задача формирующего обучения, она закладывает основы организации деятельности, а также создает основу для формирования личности ребенка.

Формирование умения планировать, организовывать и контролировать собственную деятельность можно проводить при помощи методов «Организация рабочего места», «Организация пространства листа», «Само- и взаимоконтроля» и др. Важным этапом является формирование умения работать по образцу.

МЕТОДЫ.

«Организация рабочего места»

Перед началом каждого занятия все необходимые материалы и предметы дети самостоятельно раскладывают на своих партах (т. е. приводят в порядок свое рабочее место).

Психологический смысл этого метода заключается в формировании умения следовать правилам, контролировать свою деятельность.

«Организация пространства листа»

Перед работой в альбомах и тетрадях объясняем ребенку и показываем на поле доски, как надо размещать рисунки на листе: начинать работу с верхнего левого угла слева направо и сверху вниз.

Наряду с формированием умения работать по образцу этот метод оказывает воздействие на формирование пространственных представлений и способность к организации этого пространства.

«Мы школьники»

На первом занятии логопед спрашивает детей, кто из них может рассказать о школе. Дети рассказываю, дополняя друг друга. Затем логопед рассказывает детям о школе, о правилах поведения на уроках. Инструкция: «Мы с вами будем готовится к школе и должны уметь вести себя, как настоящие школьники. Дети в школе сидят за партой вот так (показываем). На уроке нельзя вставать без разрешения. Если хочешь что-то сказать, то подними руку. Маша, что ты должна сделать, если хочешь спросить меня о чем-нибудь. Правильно, молодец. В течение всех занятий воспитатель и логопед должны обращать внимание на соблюдение правил поведения на занятии.

Метод способствует формированию способности следовать правилам и новой социальной позиции будущего ученика.

«Минутка тишины»

После подвижных игр или других занятий дети садятся и педагог говорит: «Мы все устали и теперь намного отдохнем и проверим, кто из вас сможет целую минуту просидеть тихо с закрытыми глазами и не двигаться. Я буду наблюдать»

Психологический смысл метода заключается в создании ситуации, когда ребенок должен произвольно регулировать свою деятельность, подчиняться инструкции.

Игра «Костер»

Дети сидят на ковре вокруг стульчика (костер). По слову педагога «жарко» дети должны отодвинуться от стульчика, по слову «руки замерзли» - подтянуть руки к костру, по словам «ой, какой большой костер» дети встают и машут руками, по словам «нам огонь принес дружбу и веселье» все берутся за руки и идут по кругу, затем хлопают в ладоши (по словесной инструкции) и т. д. Игра повторяется с ведущим ребенком.

Психологический смысл этой игры заключается в формировании произвольного внимания, умения слушать и понимать инструкцию.

Существенным для школьного обучения является наличие у ребенка представлений о системе оценок и умения оценивать свою работу. В ходе применения методов происходит становление такого важного составляющего личностной сферы ребенка, как его самооценка.

Метод «Мимической оценки»

Оцениваем работы детей, рисуя в тетрадях колобков веселых, грустных и спокойных. Этот метод играет не только роль подготовки к больной системе оценок, но и вносит вклад в становление знаково-символической деятельности, развивает умение понимать символические изображения эмоциональных состояний. Важным является обоснование оценки для ребенка, это закладывает фундамент для формирования адекватной само- и взаимооценки детей.

Важной «сквозной» темой формирующего обучения является работа над формированием эмоциональной сферы ребенка. Эмоции играют существенную роль в жизни ребенка, сопровождая всякую его деятельность. Сформированные эмоции являются залогом успешного обучения, т. к. эффективность обучения зависит в большой мере от эмоционального отношения к обучению. Разработаны специальные МЕТОДЫ формирования эмоций.

Метод воспроизведения и опознания эмоций по мимике и жесту (игра «Отгадай эмоцию»)

Показываем детям эмоциональное состояние с помощью мимики (можно фотографии, картинки). Дети должны угадать эмоцию. Затем в роли ведущего выступают дети.

Метод воспроизведения эмоций по мимике.

Дети по очереди выходят к доске. Педагог показывает ребенку фотографию человека с изображением определенного настроения. Ребенок должен произнести заданную фразу с интонацией, соответствующей эмоции на фотографии. Требуется сопроводить высказывание соответствующими жестами и мимикой. Остальные дети оценивают правильность выполнения задания.

Методы формирования познавательных процессов, речи, двигательной сферы.

Формирование двигательной сферы должно идти по пути повышения общей подвижности ребенка, его ловкости, реципрокной координации движений, расширения арсенала предметных действий и развития тонкой моторики рук, увеличении плавности, переключаемости и точности движений.

МЕТОДЫ: подвижные игры, двигательные ритмы, конструктивная деятельность, рисование, выполнение движений по речевой инструкции и т. д.

Литература:

1. Актуальные проблемы нейропсихологии детского возраста: Учебное пособие/ Л. С. Цветкова, А. В. Семенович, С. Н. Котягина, Е. Г. Гришина, Т. Ю. Гогберашвили;. – М. : 2001. – 272с.

2. Лурия А. Р., Цветкова Л. С. Нейропсихология и проблемы обучения в общеобразовательной школе. – М. : 1996. – 64 с.

Публикации по теме:

Фотоотчет с практического занятия по профилактике плоскостопия и точечному массажу лица и рук с детьми и их родителямиФотоотчет с практического занятия по профилактике плоскостопия и точечному массажу лица и рук с детьми и их родителями Цель занятияПрофилактика плоскостопия и косолапия у детей дошкольного возраста. Пробудить интерес к гимнастике и точечному массажу, выучить.

Методические рекомендации по использованию технологий http://www.maam.ru/users/files/download322.htmlМетодические рекомендациипо оценке профессиональной деятельности педагогического работника.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Использование нейропсихологических методик в работе логопеда
Опубликовано: 22 октября 2013 в 13:58
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Использование нейропсихологических методик в работе логопеда» (включая файлы) размещена пользователем Светлана Калинина (УИ 112268) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД