Приложение МААМ

Использование нетрадиционных методов изобразительной деятельности в воспитательно-образовательном процессе ДОО

Юлия Тришина
Использование нетрадиционных методов изобразительной деятельности в воспитательно-образовательном процессе ДОО
▼ Скачать + Заказать документы

Использование нетрадиционных методов изобразительной деятельности в воспитательно-образовательном процессе ДОО

Дошкольный возраст – период, когда закладываются основы всестороннего, гармонического развития ребенка, формируется его мировоззрение. Этот возраст является наиболее сенситивным для овладения различными видами деятельности, в том числе творческими. Вместе с тем проблема творчества остается одной из самых неразработанных.

Публикация «Использование нетрадиционных методов изобразительной деятельности в воспитательно-образовательном процессе ДОО» размещена в разделах

Дети всегда фантазируют, экспериментируют и творят, используя при этом разнообразные и обыкновенные вещи. Формирование творческой эстетически развитой Личности - одна из важнейших проблем современной дошкольной педагогики. Вот поэтому психологи и педагоги пришли к выводу, что развитие способности к творчеству в раннем детстве – залог будущих успехов, так как закладываются основы интеллекта человека, формируются разные потребности, взгляды и идеалы.

Вопрос формирование творческой, эстетически-развитой Личности начали обсуждать еще в древности. Аристотель подчеркивал, что «…занятия творчеством способствуют разностороннему развитию личности ребенка». Об этом писали выдающиеся педагоги прошлого: Пиаже, Я. А. Коменский и многие русские педагоги, психологи, такие как В. С Мухина, Т. С. Комарова и другие. Работы отечественных и зарубежных специалистов свидетельствуют, что художественно-творческая деятельность отвлекает детей от грустных событий, снимает нервное напряжение, страх, обеспечивает положительное эмоциональное состояние. Проблема обучения детей дошкольного возраста современными нетрадиционными художественными техниками находит отражение в исследованиях Т. С. Комаровой, Н. П. Сакулиной, Р. Г. Казаковой и других. В современных журналах по дошкольному образованию публикуется много статей, посвященных проблеме использования техник в изобразительной деятельности детей дошкольного возраста. В связи с введением в действие ФГОС ДОО модернизируется сама система образования в России; идет поиск эффективных путей, средств и методов развития детского изобразительного творчества; появляются новые вариативные педагогические программы и технологии; меняются точки зрения на проблему художественного развития и условия формирования художественных способностей; появление новых художественных приемов и техник. В связи с этим должны измениться и методы работы педагогов области изобразительной деятельности с дошкольниками.

Актуальность использования современных нетрадиционных техник в изобразительной деятельности детей дошкольного возраста обусловлена тем, что использование нетрадиционных техник в изобразительной деятельности характеризуется однообразием, и обусловлено снижением интереса со стороны педагогов современных ДОО.

Положительным моментом является то, что кроме основных программ в современных ДОО есть выбор вариативных, парциальных и авторских программ. Сегодня педагоги и психологи выступают против традиционных дидактических методов обучения, используемых в ДОО, которые не возбуждают фантазию ребенка, а надоедают ему, подавляя его творчество и не стимулируют развитие творческой личности. Поэтому необходимость использования нетрадиционных техник в изобразительной деятельности детей не подвергаются сомнению. Разнообразие предоставляемых детям изобразительных нетрадиционных материалов, отход от традиционных и привычных способов создания продуктов деятельности, поиск новых творческих решений способствует развитию детского творчества, активности, воображения.

Хочется отметить, что актуальность проблемы использования нетрадиционных техник в изобразительной деятельности обусловлена необходимостью повышения уровня образования самих педагогов, их заинтересованности, способности к творчеству, инновациям в профессиональной деятельности. В современных ДОО педагоги больше склоняются к применению традиционных техник, а разнообразие нетрадиционных изобразительных техник дает возможность их применения во всех видах художественно-продуктивной деятельности. А ведь именно от заинтересованности педагога зависит, будет ли эффективным использование нетрадиционных техник в практике работы с детьми, как будет происходить развитие интереса детей и творческой активности в процессе этой деятельности, формирование фантазии, ассоциативного, образного мышления, творческой способности детей. Следует обеспечить ребенку свободу творческого развития, а это невозможно без внедрения в практику работы как можно большего числа нетрадиционных техник и применение нетрадиционных материалов. Это возможно только при условии, если педагоги будут уделять изобразительной деятельности больше внимания, уголки для самостоятельной изобразительной деятельности будут оснащаться необходимыми материалами, как требует того современное образование дошкольников

Нетрадиционные способы изобразительной деятельности - это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать выражать свои мысли в продуктах деятельности. Поэтому, проанализировав авторские разработки и различные материалы, передовой опыт работы с детьми, накопленный на современном этапе отечественными и зарубежными педагогами-практиками, я заинтересовалась возможностью применения современных нетрадиционных техник изобразительной деятельности в работе с дошкольниками для развития воображения, творческого мышления и творческой активности. Выбор использования нетрадиционных техник художественно-продуктивной деятельности в качестве одного из средств развития детского изобразительного творчества был мною не случаен, так как нетрадиционные техники изобразительного творчества развивают у детей логическое и абстрактное мышление, фантазию, наблюдательность, внимание и уверенность в себе. При взаимосвязи обучения технике изображения и творчества ребенок имеет возможность самостоятельно осваивать различные художественные материалы, экспериментировать, находить способы передачи образа. Это не мешает ребенку освоить неизвестные способы и приемы, так как воспитатель подводит детей к возможности использовать вариативные приемы. При таком подходе процесс обучения теряет функцию прямого следования и называния способов, а ребенок имеет право выбора и поиска своего варианта, проявляя свое личностное отношение к тому, что предлагает воспитатель. Создание условий использования современных нетрадиционных техник в изобразительной деятельности позволяют ребенку ребенок эмоционально реагировать на краски, цвета, формы, выбирать их по своему желанию, а это является необходимым в творческом процессе. Нетрадиционные техники демонстрируют необычные сочетания материалов и очень привлекательны, поэтому технология интересна и доступна ребенку, а по мере овладения техникой у детей формируется своя манера изображения.

В ходе работы с нетрадиционными материалами мною отмечено: детям это интересно, они активно включаются в работу, задают вопросы, в своем творчестве проявляются чувства и мысли. Применяя нетрадиционные техники, я всего лишь демонстрирую способ действия с разными материалами и инструментами, а это дает толчок к развитию воображения, творчества, проявлению самостоятельности, инициативы и выражению индивидуальности ребенка. Истинная ценность нетрадиционных техник заключается не в качестве деятельности детей, а в том, что они получают радость от самого процесса, стимулируется положительная мотивация, дети не утомляются так как создается ситуация свободного выбора, которая так необходима в художественно-продуктивной деятельности.

Для успеха в образовательном процессе нужен постоянная заинтересованность родителей воспитанников и их тесное сотрудничество. Родители больше уделяют внимание порядку в доме, чем к творческому порыву ребенка, к его самостоятельной деятельности и желанию использовать в своей работе нетрадиционные методы рисования и различный бросовый материал. Поэтому содружество семьи и ДОО должно быть комплексным и согласованным, чтобы содействовать ребенку в переносе знаний и навыков, полученных в группе в семью. Я постоянно дополняю чем-то новым предметную среду, с учетом требований ФГОС и СанПиНа. Большую помощь в этом оказывают мне наши родители. Совместно с родителями был создан мини - музей «Пуговка», оформлены альбомы «Народное творчество», «Нетрадиционные техники изображения» и другие. Мы постоянно организовываем выставку «Я творю!», а также выставки совместных работ детей и родителей. Совместно с родителями собрали богатую коллекцию нетрадиционного бросового материала для творчества детей, которые используется детьми в организованной и свободной самостоятельной деятельности. Наши ребята принимают активное участие в конкурсах, выставках творческой деятельности на разных уровнях, так нами был оформлен альбом «Наши достижения», где собраны все дипломы, грамоты и сертификаты наших воспитанников. Совместное участие в мероприятиях ДОО, оформление выставок, конференций, интегрированные учебные проекты стимулируют интерес детей, в результате чего каждый ребёнок, независимо от своих способностей, ощущает себя волшебником, творцом, художником. Родители почувствуют себя равными партнерами в ОД, с правом на собственную позицию и в условиях семьи стараются организовывать деятельность по развитию интереса детей к новым нетрадиционным методам работы через самостоятельную изобразительную деятельность детей.

В заключении хочется сказать, что с введением в продуктивную деятельность детей использование нетрадиционных техник исполнения и нетрадиционных материалов можно добиться хороших результатов в изобразительной деятельности детей, а также в формировании личностных психических качеств ребенка. Такая деятельность увлекательна и разнообразна, позволяет детям ощутить новые положительные эмоции и раскрыть новые возможности использования хорошо знакомых им предметов в качестве художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью. В результате интенсивно развиваются и формируются личностные образования; социальные отношения в коллективе (в группе, с педагогами и взрослыми, с родными на примере коллективной работы.

Список литературы

1. Акуненок Т. С. Использование в ДОУ приемов нетрадиционного

рисования. - Дошкольное образование, №18, 2010 г.

2. Давыдова Г. Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Часть 1. – М. : «Издательство Скрипторий 2003», 2010.

3. Давыдова Г. Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Часть 2. – М. : «Издательство Скрипторий 2003», 2010.

4. Дошкольное воспитание, №2, № 8-10. -2009.

5. Никитина А. В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. планирование, конспекты занятий: Пособие для воспитателей и заинтересованных родителей. - СПб. : КАРО, 2010.

6. Цвитария Т. А. Нетрадиционные техники рисования. Интегрированные занятия в ДОУ. М. : ТЦ Сфера, 2011.

Публикации по теме:

Формирование представлений о здоровом образе жизни у детей младшего дошкольного возраста. Дошкольный возраст – один из наиболее ответственных периодов в жизни каждого человека. Именно в эти годы закладываются основы здоровья,.

Изобразительная деятельность как метод воспитания Уважаемые, коллеги, предлагаю вашему вниманию к докладу на тему: "Изобразительная деятельность как метод воспитания" презентацию к нему.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Использование нетрадиционных методов изобразительной деятельности в воспитательно-образовательном процессе ДОО
Опубликовано: 27 ноября 2014 в 23:22
+31Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Использование нетрадиционных методов изобразительной деятельности в воспитательно-образовательном процессе ДОО» (включая файлы) размещена пользователем Юлия Тришина (УИ 8693) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 13.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД