Яна Кищенко
Использование образовательных методов по интеллектуальной готовности к школьному обучению
▼ Скачать + Заказать документы
К любой деятельности человек должен быть подготовлен. Но специфика учебной деятельности заключается в том, что в этой деятельности ребенок не просто получает знания, но еще и учится получать знания. В связи с этим готовность к обучению в школе можно рассматривать как наличие определенных психологических предпосылок, при которых учебная деятельность будет осуществляться успешно. Интеллектуальная готовность ребенка к школе предполагает наличие у него кругозора, запаса конкретных знаний, в понимании основных закономерностей. Должна быть развита любознательность, желание узнавать новое, достаточно высокий уровень сенсорного развития, а также развиты образные представления, память, речь, мышление, воображение, т. е. все психические процессы.
Публикация «Использование образовательных методов по интеллектуальной готовности к школьному обучению» размещена в разделах
- Готовность к обучению в школе. Консультации
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2021
В целях интеллектуальной подготовки ребёнка к школе взрослые должны развивать познавательные потребности, обеспечить достаточный уровень мыслительной деятельности, предлагая соответствующие задачи, и дать необходимую систему знаний об окружающем. Психологическая готовность к школьному обучению имеет многокомпонентную структуру, которая требует комплексных психологических исследований. В этой структуре можно выделить несколько компонентов:
1. Интеллектуальная готовность определяется уровнем развития наглядно-образного мышления и основ логического мышления, перцептивной сферы, связной речи, мелкой моторики рук и сенсомоторной координации. Ребёнок должен владеть планомерным и дифференцированным восприятием, обобщёнными формами мышления и основными логическими операциями (анализом, обобщением, выделением существенных признаков и закономерностей и т. д., смысловым запоминанием. Однако на этом возрастном этапе мышление ребёнка в основном остаётся образным, опирающимся на реальные действия с предметами и их заместителями. Важным компонентом интеллектуальной готовности является развитие речи ребёнка.
2. Личностная и социально-психологическая готовность включает формирование у дошкольника готовности к принятию новой социальной позиции (положения школьника, имеющего круг прав и обязанностей) и проявляется в наличии учебной мотивации, умении общаться со сверстниками и взрослыми, в способности подчинять своё поведение законам детских групп. Готовым к школьному обучению является ребёнок, которого школа привлекает не внешней стороной, а возможностью получать новые знания, что предполагает развитие познавательных интересов. Личностная и социально-психологическая готовность предполагает также определённый уровень развития эмоциональной сферы ребёнка. У детей формируется произвольность как способность действовать в соответствии с сознательно поставленной целью. Появление принципиально новых возможностей саморегуляции предполагает не только развитие эмоционального контроля, но и переход от внешней регуляции поведения к внутренней (когда оно становится внутренне осмысленным) и установление соподчинения мотивов поведения.
3. Психофизиологическая готовность определяется физическим развитием ребёнка и его соответствием возрастным нормам. Ребенок должен владеть планомерным и расчлененным восприятием, элементами теоретического отношения к изучаемому материалу, обобщенными формами мышления и основными логическими операциями, смысловым запоминанием. Однако, в основном, мышление ребенка остается образным, опирающимся на реальные действия с предметами, их заместителями.
Мышление – это процесс познания человеком действительности с помощью мыслительных процессов – анализа, синтеза, суждений и т. п.
Выделяют три вида мышления:
наглядно-действенное (познание с помощью манипулирования предметами (игрушками);
Наглядно-образное (познание с помощью представлений явлений, предметов); Словесно-логическое (познание с помощью понятий, слов, рассуждений).
Интеллектуальная готовность также предполагает формирование у ребенка начальных умений в области учебной деятельности, в частности, умение выделить учебную задачу и превратить ее в самостоятельную цель деятельности.
Развитие логического мышления имеет немаловажное значение для будущего школьника и очень актуально в наши дни.
Основной формой воспитательно-образовательного процесса является непосредственно образовательная деятельность.
Примерная структура непосредственно образовательной деятельности включает в себя:
введение нового материала, самостоятельная индивидуальная творческая работа по теме или проверочная работа на индивидуальных листках, логические упражнения.
Игра – ведущий вид деятельности, поэтому развитие логического мышления как на занятиях, так и в повседневной жизни, носит игровой характер. Обучая детей в процессе игры, идет стремление, чтобы радость от игровой деятельности постепенно перещла в радость учения. Игры на классификацию предметов помогают детям успешно овладевать более сложным способом запоминания – смысловой группировкой, с которой дети встречаются в школе, т. е. ребенок начинает понимать необходимость повторять, сопоставлять, обобщать, группировать материал в целях запоминания. Ребусы, головоломки, кроссворды, лабиринты формируют самостоятельность, находчивость, вырабатывают усидчивость.
К концу подготовительной группы детям нужно предлагать более сложные игры:
на формирование представлений об алгоритме, классификация по одному свойству, формирование логической операции.
Итак, в заключении можно сделать вывод, что развитие логического мышления, умения классифицировать, обобщать, группировать, строить графические модели, развивать интеллектуальные и личностные качества, имеет важное значение для успешного умственного развития и является основным фактором готовности к обучению детей в школе.
Список используемой литературы :
1. Безруких М. «Портрет» первоклассника» / Дошкольное воспитание, 2003. №2 – с. 47;
2. Михайлова З. А. Математика от трех до семи. Учебно – методическое пособие для воспитателей детских садов. СПб: «Детство-пресс», 2010 г.
3. Носова Е. А., Непомнящая Р. Л. Логика и математика для дошкольников. - СПб «Детство – Пресс», 2004.