Елена Андреева
Использование песочной терапии в коррекционно-развивающей работе с дошкольниками с нарушениями речи
▼ Скачать + Заказать документы
Использование песочной терапии в коррекционно-развивающей работе с дошкольниками с нарушениями речи
Представляю материал вебинара для коллег
Презентация 1.
СЛАЙД 1. Работа по коррекции речевых нарушений требует от нас творческого подхода, поскольку постоянно приходится поддерживать интерес к занятиям у детей; для нас важно преподнести материал в доступной, увлекательной форме.
Публикация «Использование песочной терапии в коррекционно-развивающей работе с дошкольниками с нарушениями речи» размещена в разделах
Помимо речевого недоразвития у детей часто наблюдаются негативные эмоциональные переживания (замкнутость, агрессия, тревожность, неуверенность, возбуждение, поэтому негативные способы поведения легче убрать в игре. Кроме того, в игре эффективнее решаются коррекционно-развивающие задачи. Предлагаем вашему вниманию варианты игр по развитию речи с использованием песка.
СЛАЙДЫ 2-3. Все игры с песком делятся на 3 направления: обучающие, познавательные, проективные.
СЛАЙДЫ 4-5. Преимущества песочной терапии.
СЛАЙД 6. Рассмотрим некоторые приемы использования песка как средства развития речи дошкольников.
СЛАЙД 7. Развитие мелкой моторики
- скользить ладонями по поверхности песка, выполняя зигзагообразные и круговые движения (машинки, змейки, санки, кораблик и др.);
- выполнить те же движения, поставив ладонь на ребро;
- "пройтись" ладонями по проложенным трассам, оставляя на них свои следы;
- создать отпечатками ладоней, кулачков, костяшек кистей рук, ребрами ладоней всевозможные причудливые узоры на поверхности песка;
- "пройтись" по песку отдельно каждым пальцем правой и левой руки поочередно (сначала только указательными, затем — средними, безымянными, большими и наконец, мизинчиками). Далее можно группировать пальцы по два, по три, по четыре, по пять.
Здесь уже ребенок сможет создать загадочные следы. Как хорошо вместе пофантазировать, отгадать, кому они принадлежат!
Можно "поиграть" на поверхности песка, как на пианино или клавиатуре компьютера. При этом двигаются не только пальцы, но и кисти рук, совершая мягкие движения вверх-вниз. Для сравнения ощущений можно предложить детям проделать те же движения на поверхности стола. Взаимодействие с песком стабилизирует эмоциональное состояние, развивает тактильно-кинестетические способности, мелкую моторику, учит детей прислушиваться к себе, проговаривать свои ощущения, что способствует развитию речи, памяти, произвольному вниманию.
СЛАЙДЫ 8-11. Развитие артикуляционной моторики, автоматизация нарушенных звуков
- вылепить какое-либо упражнение для язычка и выполнить его («Горка», «Блинчик», «Чашечка» и др.);
- набрать в две ладоши песок, и медленно высыпая, через щель между ребер ладоней, произносить звук «С»;
- «пройтись» по песку отдельно каждым пальцем, произнося слог «СА»;
- скользить зигзагообразно по очереди ладонями по песку (змейкой, произнося звук «Ш»;
- «пробежать» как жук по песку, растопырив пальцы рук, произнося «Ж»;
- зачерпывать экскаватором (маленькая игрушка) песок и строить горку, произнося «Р»;
- «пройтись» основанием ладони (пальцы вверх, громко рыча;
- нарисовать на мокром песке указательным пальцем несколько предметов на автоматизированный звук;
- выкопать из песка фигурки (картинки) с изучаемым звуком, назвать слово и придумать с ним предложение;
- выбрать из коробки предметы с изучаемым звуком, расставить в песке, создавая картинку, рассказать, что получилось.
СЛАЙД 12. Развитие навыков связной речи
- рисовать пальцами картинку на заданную тему, составить рассказ;
- построить «Волшебный город» с помощью выбранных предметов и рассказать о нем;
- выбрать из песка фигурки, которые можно разбить по группам (овощи, животные, посуда и т. д., назвать еще предметы этой классификации, рассказать о любом из них.
СЛАЙД 13. Развитие графомоторных навыков, знакомство с буквами:
- дописать буквы на песке пальцем, палочкой;
- лепить буквы, сгребая песок ребрами ладоней;
- писать буквы, слоги ребрами ладоней;
- отгадать букву на ощупь;
- построить два замка, на один замок поставить красный флажок, на другой - синий, отобрать из коробки гласные и согласные буквы и поместить в своем замке;
- выложить на песке из фасоли (палочек, пуговиц) букву;
- вписать букву пальцем (любым, по инструкции логопеда, прочесть слово;
- провести пальцем зигзагообразную дорожку от фигурки к букве, на которую начинается слово;
- преврати букву из одной в другую.
Таким образом, опыт работы показал, что использование песочной терапии в практике работы по коррекции речи дает хорошие результаты: дети чувствуют себя более уверенными и успешными, у них значительно возрастает интерес к занятиям, учебная деятельность менее скучная и монотонная, ребята на таких занятиях менее возбудимы, агрессивны и напряжены, а значит, образовательная деятельность проходит более эффективно.