Папки-передвижки

Использование практико-ориентированной модели воспитания с детьми, родителями и социальными партнерами

татьяна кузнецова
Использование практико-ориентированной модели воспитания с детьми, родителями и социальными партнерами
▼ Скачать + Заказать документы

Патриотическое воспитание дошкольников — актуальная проблема в условиях современной России. На сегодняшний момент материальные ценности, стали все больше доминировать над духовными. Дети имеют искаженные представления о гражданственности, патриотизме, милосердии. Воспитание чувства патриотизма у детей дошкольного возраста всегда считалась важной задачей педагогики и это связано, прежде всего, с особенностями возрастного периода, когда начинается процесс формирования духовно-нравственной основы личности ребенка, его отношения к окружающему миру. Чувство патриотизма так многогранно по своему содержанию, что не может быть определено несколькими словами. Чувство любви к Родине — это одно из самых сильных чувств, без него человек ущербен, не ощущает своих корней. А будет ли у человека привязанность к родной земле или он отдалится от нее, это уже зависит от обстоятельств жизни и воспитания. Поэтому важно, чтобы ребенок уже в дошкольном возрасте почувствовал личную ответственность за родную землю и ее будущее. Дошкольный возраст — важнейший период становления личности, когда закладываются предпосылки гражданских качеств, развиваются представления детей о человеке, обществе и культуре. В. А. Сухомлинский утверждал, что «детство — каждодневное открытие мира и, поэтому надо делать так, чтобы оно стало, прежде всего, познанием человека и Отечества, их красоты и величия». Следуя принципу через малое к большему, базовым этапом формирования у детей любви к Родине является накопление ими социального опыта жизни в своем городе, усвоение принятых в нем норм поведения, взаимоотношений, приобщение к миру его культуры. Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой родине — месту, где родился человек. Воспитание любви к своей малой родине — это многотрудный, долговременный, ювелирный процесс, он должен осуществляться ненавязчиво и постоянно. Подобно любому другому чувству, патриотизм обретается самостоятельно и переживается индивидуально. Он прямо связан с личной духовностью человека, ее глубиной. Поэтому, не будучи патриотом сам, педагог не может пробудить чувство любви к Родине. Именно пробудить, а не навязать, так как в основе патриотизма лежит духовное самоопределение. Знакомясь со своей малой родиной — родным городом Старым Осколом, его достопримечательностями, ребенок учится осознавать себя живущим в определенный временной период, в определенных этнокультурных условиях и в то же время приобщаться к богатствам национальной и мировой культуры. Обращаясь к словам В. А. Сухомлинского: «В сознании каждого человека на всю жизнь запечатлеваются воспоминания детства, навсегда сохраняются воспринятые в детские годы яркие картины, образы» нам, взрослым, нужно все сделать для того, что бы впечатления детства у детей стали истоками любви к родному городу и к людям, живущим в нем, истоками патриотических чувств. Развитие дошкольника, его социализация осуществляется преимущественно в двух образовательных институтах — семье и в дошкольном учреждении. Также необходимо отметить важную роль социальных партнеров. В семье развитие ребенка проходит стихийно, а в детском саду — упорядоченно. В семье в образовании ребенка участвует довольно обширное социальное окружение, различное по роду занятий, возрасту и другим существенным характеристикам. В детском саду ребенок проводит время в составе группы сверстников, организуемым, как правило, одним взрослым. В семье развитие ребенка проходит в рамках обыденных социальных ситуаций и не ставит перед собой определенной цели-результата. В детском саду ребенка обучают целенаправленно, его образование дифференцировано и имеет целью достижение запрограммированных результатов. Следовательно, семья и детский сад, используя различные подходы к образованию ребенка, могут дополнять друг друга. В настоящее время задачи патриотического воспитания ориентированы на семью. Семья — источник и звено передачи ребенку социально-исторического опыта. В ней ребенок получает уроки нравственности, закладываются жизненные позиции. Семейное воспитание носит эмоциональный, интимный характер, оно основано на любви и привязанности. Не случайно основная задача патриотического воспитания — воспитание любви к родителям, близким, дому, детскому саду, малой родине. Таким образом, полноценное решение задач патриотического воспитания возможно лишь во взаимодействии с семьей, под которым мы понимаем обмен мыслями, чувствами, переживаниями, взаимная поддержка. К современным подходам взаимодействия ДОУ и семьи относят отношение к родителям как партнерам и вовлечение их в жизнь детского сада. На основе анализа работы ДОУ по патриотическому воспитанию детей выявился факт некоторой отчужденности родителей, расплывчатого представления о понятиях «патриотизм», «гражданственность». Была поставлена цель — вовлечь родителей в процесс патриотического воспитания детей через взаимодействие с детским садом. В детском саду работа по воспитанию патриотических чувств к малой родине ведется с педагогами, детьми и родителями с привлечением социальных партнеров таких как : ВАГОНРЕММАШ, депо «Отрожка», храм Казанской иконы Божьей матери, библиотека № 20, МБОУ СОШ № 52, ДОРПРОФЖЕЛ, котрые помогают детям на практике знакомится с историей родного города, района. Позволяют вызвать у дошкольников уважение к людям работающим в этих организациях, узнать больше о их деятелнгости и ее важном значении для страны в целом. Работа по формированию любви к малой Родине предусматривает проведение мониторинга, организации консультаций: «Гражданственность как интегративное качество личности», «Педагоги родители и социальные партнеры –творческий тандем», «Крепка семья — сильна Россия», «Трудовая слава нашего города» и др. Педагоги ДОУ с большой самоотдачей приняли участие в оформлении патриотических уголков. Педагоги, основываясь на лично — ориентированном подходе к обучению и воспитанию детей старшего дошкольного возраста используют метод проектов в работе с детьми, выражая свой творческий потенциал. Семья и детский сад, имея свои особые функции, не могут заменить друг друга. Поэтому так важно установить доверительный контакт между дошкольным образовательным учреждением и родителями, наладить содержательное, эмоционально насыщенное общение между ними. Родители в нашем детском саду не только заказчики и потребители, но и самые заинтересованные, надежные союзники в деле воспитания детей. Родители поддерживают идею совместного приобщения детей к отечественному наследию, необходимость воспитания у детей патриотических чувств. Беспокойство вызывают молодые мамы и папы, у которых такие понятия вызывают некоторое недоумение. Для родителей были организованы консультации на темы: «Семейный маршрут выходного дня», «Воспитываем элементы гражданственности», «Как познакомить детей с выдающимися земляками»., «Учим детей знать, любить и беречь свой город», «Человек славен трудом», тематические выставки: «Увлекательные путешествия по родному городу», «Все профессии нужны, все профессии важны», презентация «Знатоки родного города» (в форме соревнований двух команд) и др. Самым эффективным решением проблемы явилось проведение просветительской работы молодых родителей через детей. Организация совместных творческих домашних заданий как: придумывание и изображение герба своей семьи, рисование карты микрорайона, в котором живут, сбор материала о родном городе, выращивание комнатных цветов для группы и др. - все это помогло по-новому взглянуть молодым родителям на свою малую родину и многое о ней узнать. Воспитание чувства любви к своему Отечеству, гордости за свою страну включает и формирование уважение к культуре и религии, толерантности, терпимости, доброжелательное отношение к другому человеку. Работа с родителями требует терпения и большого такта т. к. для некоторых из ни наш город не является родным, поэтому возможность решения этой проблемы мы видим в осторожном мотивировании родителей : насильно никто не заставляет любить наш город, но если он выбран для проживания их с детьми, значит ознакомление с правилами и традициями, в Воронеже, позволит их ребенку более успешно адаптироваться к детскому саду сейчас, так и в социуме в будущем. Зарождая росточки любви к родному городу, очень важно помочь ребенку открыть историческое прошлое родины, рассказать о её защитниках. Здесь также велика роль организаций с которыми наш детский сад активно взаимодействует. Без исторических сведений невозможно пробудить интерес детей к Родине, заложить начало патриотических чувств. Педагоги и родители сходятся в едином мнении — в необходимости помнить о тех, кто защищал наше Отечество в суровые времена, в необходимости знакомства детей с подвигом народа во время Великой Отечественной Войны, с традициями празднования Дня Победы. Осмысление законов истории невозможно в столь раннем возрасте. Поэтому особое внимание необходимо обращать на подбор литературных произведений, иллюстративного материала, песенного и музыкального репертуара, способных вызвать у детей чувство сопереживания, подготовить ребенка к осознанию исторических событий. С этой задачей педагогам и родителям помогают экскурсии в библиотеку, проведение различных акций и мероприятий на ее базе. Трудно говорить о войне. Все дальше от нас уходят годы Великой Отечественной войны. Уходят из жизни люди, в памяти которых остались горькие утраты и радости побед. Тема войны не понятна маленькому дошкольнику. Взрослым необходимо отобрать из массы впечатлений, получаемых ребенком, наиболее доступные и понятные ему. В нашем детском саду в работе по данному направлению в приоритете стали экскурсии и целевые прогулки на завод ВАГОНРЕММАШ. Ежегодно наши воспитанники учавствуют в митингах, посвященных Дню победы, встречаются с ветеранами ВОВ в последствии посвятившими свою жизнь заводу. Организуя ПОДОБНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ и педагогам, и родителям важно помнить об опасности эмоциональной адаптации, то есть привыкания к восприятию, что влечет за собой не повышение, а понижение интереса, затухание чувств. Наши воспитанники приходят на праздник с цветами, подготовленными творческими номерами. Такие акции прививают детям навыки гражданского поведения у священных для народа мест. В День Победы празднично одетые дети, педагоги и родители нашего детского сада дарили цветы ветеранам и открытки, сделанные своими руками, читали у памятника стихотворения о Великой Отечественной войне. Все это дало возможность нашим воспитанникам поучаствовать в городских мероприятиях, почувствовать себя частичкой своей родины. Вот такие живые впечатления вызывают яркие эмоции, заставляют сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, к своим историческим корням. Полученная на экскурсиях информация, пробуждающая положительные чувства, вызывает и стремление детей к деятельности: желание нарисовать, слепить, поучаствовать в конкурсе, посадить цветы, сделать что- то своими руками. Мысль о том, что все создано трудом, руками человека, что труд приносит радость, счастье и богатство родному городу, стране, должны как можно раньше зародиться в сознании ребенка. Праздники неотделимы от жизни общества. Они вобрали в себя все представления и нравственные ориентиры народа, дающие человеку силу и энергию. Праздники в детском саду — яркие события в жизни детей дошкольного возраста. Сочетая разные виды искусства, они оказывают большое влияние на чувства и сознание детей. Традиционные праздники для нашего детского сада такие, как «День Победы», «День матери», «День семьи», «День освобождения Воронежа», «Папа, мама, я — дружная семья», военнно-патриотическая игра «Зарница». После проведения длительной совместной кропотливой работы с родителями по воспитанию у дошкольников любви к малой родине стали проходить с особым чувством, как у детей, так и у родителей и педагогов, и с большим желанием мам и пап самим принять активное участие в них. На мой взгляд, духовное воспитание является основой формирования у дошкольника любви к своей малой Родине. В этом направлении важную роль играет взаимодействие детского сада с духовенством Казанского храма. Наши воспитанники не раз принимали участие в акции «Белый цветок». Представители храма систематически посещают дошкольное учреждение во время проведения народных праздников, проводят с детьми беседы на темы нравственности, доброты, сострадания. Дошкольной возраст, как возраст становления личности, имеет свои потенциальные возможности для формирования высших социальных чувств, к которым относится чувство патриотизма. Сегодня мы на многое начинаем смотреть по-иному, многое для себя открываем и переоцениваем. От того какими глазами ребенок впервые увидит окружающее, что поразило его воображение, что извлек он из общения с взрослыми о событиях современности и историческом прошлом своей Родины, зависит становление личности гражданина. Хотя многие впечатления еще не осознаны им так глубоко, но, «пропущены через детское сердце», значит, останутся в памяти надолго, а может и на всю жизнь. Непосредственное участие родителей в воспитании детей в тесном взаимодействии с детским садом — одно из важнейших условий длительного, систематического и целенаправленного воздействия на ребенка, направленного на пробуждение патриотических чувств. Детство — то, что дается каждому на очень короткий промежуток времени, то чувство, которое мы с нежностью храним и передаем следующему поколению. Поэтому от нас, взрослых, зависит, будет ли мир на Земле, будут ли дети жить атмосфере тепла, солнца, любви, улыбок, и что именно наши воспитанники пронесут с собой по жизни и передадут своим детям, какими полноценными гражданами своей страны они станут.

Публикация «Использование практико-ориентированной модели воспитания с детьми, родителями и социальными партнерами» размещена в разделах

Публикации по теме:

Использование интерактивных игр как нетрадиционной формы работы с родителями В настоящее время в детских садах все большую актуальность приобретают нетрадиционные формы работы с родителями. В нашем учреждении они.

Использование QR кодов в работе с родителямиИспользование QR кодов в работе с родителями Это современный формат общения, мобильный, доступный с любого телефона, гаджета. Что значит современный? это значит, что для получения информации.

Преимущество и использование сайта в работе с родителямиПреимущество и использование сайта в работе с родителями «Преимущество и использование сайта в работе с родителями". В системе дошкольного образования накоплен достаточно большой опыт по организации.

Взаимодействие детского сада с социальными партнерами как фактор повышения творческой самореализацииВзаимодействие детского сада с социальными партнерами как фактор повышения творческой самореализации Современный детский сад - это социально-педагогическая система, взаимодействующая с немалым числом организаций, предприятий, учреждений.

Аналитическая справка «Эффективность работы педагогов в рамках внедрения модели социального партнерства ДОО с родителями» Согласно годового плана работы МБДОУ «Излучинский ДСКВ «Сказка» в дошкольном учреждении был проведен тематический контроль по теме: «Эффективность.

Использование театрализованной деятельности в работе с родителямиИспользование театрализованной деятельности в работе с родителями «Ребенок учится тому, что видит у себя в дому, родители в пример ему» (русская народная пословица) Сколько бы мы, педагоги, не старались.

Конструирование образовательной ценностно-ориентированной ситуации на основе произведения Нины Павловой «Земляничка» Конструирование образовательной ценностно-ориентированной ситуации с детьми третьего года жизни на основе произведения Нины Павловой «Земляничка».

Оформление выставки творческих работ «Волшебница Зима» — как форма взаимодействия с родителями в рамках трудового воспитанияОформление выставки творческих работ «Волшебница Зима» — как форма взаимодействия с родителями в рамках трудового воспитания Развитие речи детей - по совместительству с рабочим педагогическим принципом также и мое жизненное кредо. В этом году темой самообразования,.

Сетевое взаимодействие с социальными партнёрами по реализации задач экологического воспитанияСетевое взаимодействие с социальными партнёрами по реализации задач экологического воспитания В. А. Сухомлинский писал: «От того, как прошло детство, кто вёл ребёнка в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира.

Тематическая неделя «Птицы» по личностно-ориентированной технологии в первой младшей группеТематическая неделя «Птицы» по личностно-ориентированной технологии в первой младшей группе Тематическая неделя в первой младшей группе «Птицы» по личностно-ориентированной технологии. Воспитатель Арутюнян Л. А. Цель: Воспитать любовь.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Использование практико-ориентированной модели воспитания с детьми, родителями и социальными партнерами
Опубликовано: 24 ноября 2021 в 20:37
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Использование практико-ориентированной модели воспитания с детьми, родителями и социальными партнерами» (включая файлы) размещена пользователем татьяна кузнецова (УИ 2817919) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД