Лучший педагог года

Использование приемов ТРИЗ с дошкольниками

Наталья Алексеева
Использование приемов ТРИЗ с дошкольниками

Слайд 1-2

Наше время-это время больших перемен. Современное общество нуждается в людях, способных принимать нестандартные решения, умеющих творчески мыслить, решать сложные проблемные ситуации.

Перед педагогами детского сада сегодня стоит нелегкая задача – организовать педагогический процесс так, чтобы он соответствовал ФГОС и обеспечивал сохранение самоценности, неповторимости дошкольного периода детства.

Публикация «Использование приемов ТРИЗ с дошкольниками» размещена в разделах

Успешность процесса введения ФГОС ДО в систему дошкольных образовательных учреждений и реализация «Закона об образовании в РФ может быть обеспечена при создании в дошкольном учреждении условий, способствующих полноценному развитию у воспитанников таких качеств, как: любознательность, активность, интерес к новому, неизвестному в окружающем мире, самостоятельность, коммуникабельность, ответственность.

Слайд 3

Как же организовать современный образовательный процесс, чтобы создать оптимальные условия для успешности ребёнка в учёбе и жизни во всех проявлениях без ущерба для здоровья?

Слайд 4

В настоящее время одной из таких инновационных форм работы с детьми является технология ТРИЗ (теория решения изобретательских задач, целью которой является формирование у детей творческого мышления. Идея основоположника ТРИЗ — Г. С. Альтшуллера — состоит в том, что творчеству можно учить так же, как и другим видам человеческой деятельности.

Слайд 5

В дошкольной педагогике этот метод получил распространения благодаря доктору педагогических наук Анне Михайловне Страунинг.

Слайд 6

Адаптированная к дошкольному возрасту технология позволила воспитывать и обучать ребёнка под девизом «Творчество во всём!».

Основным средством работы с детьми является педагогический поиск. Педагог не должен давать готовые знания, раскрывать перед ним истину, он должен учить ее находить.

Слайд 7

Основной критерий - доходчивость в подаче материала

Основной принцип - от простого к сложному.

Слайд 8

В ТРИЗ ничего не берётся извне, всё находится в голове, просто необходимо научить ребёнка логически размышлять. Каждый ребёнок изначально талантлив, но этому его нужно научить. Дети учатся играя.

Слайд 9-10

Исходя из выше сказанного мною разработана программа Цель, которой:

- Формирование творческих способностей детей через развитие психических процессов.

Основные задачи программы :

Создание эмоционально благоприятных условий для раскрытия творческого потенциала каждого ребенка;

Развитие познавательного интереса детей;

Воспитание инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка;

Специально организованная деятельность, игры запланированы в режимных моментах, в самостоятельной деятельностью, в совместной деятельности. Основная форма работы с детьми индивидуальная и подгрупповая.

Слайд 11

Рассмотрим методы ТРИЗ, которые использую в своей работе.

Метод проб и ошибок:

Главный вопрос метода «А что было бы, если бы….?».

Обсуждаются «+» и «-» данного решения

Идея либо принимается, либо выдвигается следующая

Слайд 12

Мозговой штурм предполагает постановку изобретательской задачи и нахождение способов её решения, выбора идеального решения.

Темами мозгового штурма могут быть такие: - как не намокнуть под дождём, - как потушить пожар, если в доме нет воды и т. д.

Анализ каждой идеи идёт по оценке «хорошо-плохо». Из всех решений выбирается оптимальное, позволяющее решить противоречие с минимальными затратами. Данный метод стимулирует у детей творческую активность в поиске решения проблемы.

Слайд 13

Метод синектики применяется для решения проблем и поиска новых идей посредством использования аналогий. Умозаключение по аналогии – это получение знаний о малоизученном предмете путём переноса на него знаний о подобных ему предметах по каким-то существенным признакам. Гром аналогичен пушечному выстрелу по громкому звуку. Туман по физическим свойствам аналогичен облакам (туман - это те же облака, только на земле). 1. Личностная аналогия (эмпатия). Н-р, можно предложить представить себя на месте какого-нибудь животного (зайчик, бабочка) 2. Прямая аналогия. Основывается на поиске сходных процессов в других областях (вертолёт – аналогия стрекозы, подводная лодка – аналогия рыбы). Дети делают маленькие открытия в сходстве природных и технических систем. 3. Символическая – при решении задач используются символы. 4 Сравнение живых и неживых объектов 5. Фантастическая аналогия. Задачи осуществляются, как в волшебной сказке.

Слайд 14

Метод противоречий. Сущность метода - восприятие одного и того же предмета (действия, явления) в качестве противоположных оценок (хорошо- плохо; опасно – неопасно.).

Слайд 15

Метод «системный анализ» помогает рассмотреть мир в системе, как совокупность связанных между собой определённым образом элементов, удобно функционирующих между собой.

Системный оператор или «Волшебный экран» - способ анализа систем, подсистем и надсистем объекта в прошлом, настоящем и будущем.

Слайд 16

1этап - младшие группы открываем экраны только по горизонтали

Слайд 17

2 этап – средние группы – Продолжаем открывать экраны по горизонтали

Слайд 18

3 - этап средние гр. - открываем экраны по вертикали (вниз)

Слайд 19

4 этап – старшие группы – выходим в надсистему (вверх)

Слайд 20

В старших группах выходим сначала на «пятиэкранку»

Слайд 21

В подготовительной группе на «девятиэкранку»

Слайд 22

Методика моделирование маленькими человечками помогает малышу совершать первые открытия, проводить научно-исследовательскую работу на своём уровне, знакомиться с закономерностями живой и неживой природы. Молекулы твёрдого тела – «человечки» держатся за руки, молекулы жидкости - «человечки» стоят близко, но за руки не держатся, молекулы газа находятся далеко друг от друга и «человечки» не держатся за руки.

Слайд 23

Суть метода фокальных объектов заключается в том, что к определённому объекту «применяются» свойства и характеристики других, ни чем с ним не связанных объектов. Алгоритм работы: 1. Выбрать объект, с образом которого будем работать (до поры хранить его в тайне) 2. Дети называют два-три любых объекта (один представитель природного мира, второй - рукотворного, третий – вообще нематериальное понятие) .3. Дети называют как можно больше свойств и качеств объектов 4. Названные свойства приписываются к выбранному объекту, дети объясняют, как это может выглядеть и при каких условиях такое бывает. 5. Рассмотреть любые ассоциации, отобрать наиболее интересные и эффективные решения.

Слайд 24

Методика использования загадок. Сущность метода: Систематизация предметов и явлений; построение моделей; развитие ассоциативного мышления.

Например - «Да- Нет- ка» – вид загадки, которую нужно отгадывать при помощи вопросов, где ответ будет только «Да» или «Нет». Методика проведения: Задачи решаются постепенным сужением круга поиска.

«Да- нет- ки» бывают:

-объектными - загадывается один объект;

-ситуационными (детективными) -загадывается ситуация, нужно выяснить, что произошло;

-числовая – выяснить какое число «от» и «до» загадали;

-плоскостная – предметы расположены в одной плоскости (на столе);

-объемная – предметы расположены в пространстве (в этой комнате);

Слайд 25

Метод морфологического анализа заключается в комбинировании разных вариантов характеристик определённого объекта при создании нового образа этого объекта. Обычно для морфологического анализа строят таблицу (две оси). В качестве осей берут основные характеристики рассматриваемого объекта и записывают возможные их варианты по каждой оси. Например, изобретаем новый стул. На одной (вертикальной) оси отложены возможные формы, на другой (горизонтальной) - возможный материал, из которого он может быть сделан (дерев. железн. стекл. пластм). Затем выбираются различные сочетания элементов разных осей (стеклянный квадратный стул). В продуктивной деятельности дети изображают каждый изобретенный новый стул. Можно предложить детям придумать новую кровать, ковер, игру (в последней по одной оси можно выложить часть тела, с помощью которой можно играть, а по другой - приспособления для игры : мяч, ракетка, скакалка и т. д.).

Слайд 26

Приведем пример применения метода с использованием таблицы. Чтобы создать новый образ объекта, нужно выделить как можно большее количество критериев и характеристик этого объекта по каждому из критериев. Лучше всего начинать работу со сказочных образов. Например, новый образ Бабы Яги. Выделим основные критерии, по которым можно охарактеризовать этот сказочный персонаж: возраст, место жительство, средство передвижения и т. д. Произвольно выберем из каждого столбца по одной характеристике и соединим воедино. Например Баба Яга – веселая, смешная девочка, одетая в спортивный костюм, живущая на необитаемом острове и передвигающаяся на велосипеде.

Слайд 27

Так же морфологическая таблица поможет закрепить знания о временах года. По горизонтальной оси выкладываем: Весна, Лето, Осень, Зима, а по вертикали – объекты живой и неживой природы: дерево, медведь, человек т. п. Рассматриваем сезонные изменения в одежде людей, предметы рукотворного мира (санки, велосипед, шарф, валенки и др., как меняется жизнь животных и растений по сезонам. О том, как животные готовятся к зиме.

Слайд 28

РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ:

Консультация «ТРИЗ в детском саду и дома»

Педагогическая гостиная «Развиваем речь детей с помощью ТРИЗ игр»

Индивидуальное общение с родителями «Дидактические игры на развитие логического мышления детей, предлагаемые ТРИЗ технологией»

Рекомендована литература для семейного прочтения:

А. А. Гин «Задачи-сказки» от кота Потряскина»

М. Н. Шустерман «Новые приключения колобка»

Г. И. Альтов «Как стать изобретателем»

Слайд 29

Результаты работы свидетельствуют об эффективности использования технологии ТРИЗ, поскольку все элементы являются игровыми, а значит, обучение детей идет в процессе их ведущей деятельности.

Методы ТРИЗ способствуют повышению уровня коммуникативной, информационной, познавательной потребностям, что особенно актуально в условиях реализации ФГОС.

ТРИЗ учит детей творчески находить позитивные решения возникших проблем, что очень пригодится им в школе и во взрослой жизни.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Использование приемов мнемотехники в работе учителя-логопеда с дошкольниками с задержкой психического развития На сегодняшний день формирование образной, богатой дополнениями, описаниями речи у детей с ЗПР – это особая сложность, так как особенности.

Применение ТРИЗ-технологии в работе с дошкольниками XXI век- век стремительных перемен и кардинальных преобразований. Нашим воспитанникам предстоит жить и трудиться в этом новом мире. И насколько.

Долгосрочный практико-ориентированный проект: «Использование приемов ТРИЗ технологии в развитии речи дошкольников» Автор проекта: Петрова Ирина Владимировна, Воспитатель, высшая категория Содержание Пояснительная записка 1. Теоретическое обоснование.

Использование игровых приемов в счетной деятельности дошкольников Одними из самых сложных знаний, умений и навыков, включенных в содержание общественного опыта, которым овладевают подрастающие поколения,.

Использование приемов ТРИЗ в развитии связной речи у детей дошкольного возраста Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Сказка» Использование приёмов ТРИЗ в развитии связной.

Использование технологии ТРИЗ «Системный оператор» в работе со старшими дошкольниками .

Календарно-тематическое планирование по применению методов и приемов ТРИЗ в изодеятельности дошкольников Применение методов и приемов ТРИЗ в ИЗО деятельности дошкольников (младшая группа) Название методов и приемов. Темы занятий. Задачи и.

Конспект комплексного занятия с детьми второй младшей группы с использованием игровых приемов и элементов методики ТРИЗ Конспект комплексного занятия с детьми второй младшей группы с использованием игровых приемов и элементов методики ТРИЗ. Тема: «Путешествие.

Проект «Использование приемов мнемотехники при заучивании стихотворений»Проект «Использование приемов мнемотехники при заучивании стихотворений» Проект в старшей группе «Теремок» «Использование приемов мнемотехники при заучивании стихотворений» Воспитатель: Сафонова Н. И. «Услышал.

Занятие по математике и развитию речи с использованием приемов ТРИЗ в подготовительной группеЗанятие по математике и развитию речи с использованием приемов ТРИЗ в подготовительной группе Задачи: Развивать у детей логическое мышление, воображение, смекалку, умение рассуждать и делать выводы; продолжать учить детей рассказывать.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Использование приемов ТРИЗ с дошкольниками
Опубликовано: 16 февраля 2018 в 18:10
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД