Получи документы

Использование приёмов самомассажа в работе логопеда

Татьяна Михайловна Тарасова
Использование приёмов самомассажа в работе логопеда
▼ Скачать + Заказать документы

Тарасова Татьяна Михайловна

Использование приёмов самомассажа в работе логопеда.

Логопеды в своей работе используют самые разнообразные методы и средства развития речевых возможностей. Одним из таких средств является развивающий массаж. Как лечебное средство массаж был известен ещё в глубокой древности. Мы рассмотрим один из самых эффективных и универсальных средств здоровье сберегающих технологий- это самомассаж. Самомассаж — это массаж, выполняемый самим ребенком. Это уникальная гимнастика, благодаря которой в мозг поступает мощный поток импульсов от рецепторов на коже. Он улучшает кровоснабжение, помогает нормализовать работу внутренних органов. Кроме этого, для детей это профилактика простудных заболеваний. Выполняя упражнения в игровой форме, дети получают радость, хорошее настроение, у них формируется сознательное стремление к здоровью.

Публикация «Использование приёмов самомассажа в работе логопеда» размещена в разделах

А в логопедической работе использование приемов самомассажа весьма полезно по нескольким причинам: самомассаж можно проводить как индивидуально, так и фронтально с группой детей одновременно; самомассаж можно использовать многократно в течение дня, включая его в различные режимные моменты (после утренней гимнастики, после сна, в логопедическое занятие, начиная или завершая артикуляционную гимнастику или в целях релаксации. в условиях дошкольного учреждения.

Длительность одного сеанса самомассажа для детей дошкольного возраста может составлять 5 — 10 мин. Каждое движение выполняется в среднем 4 — 6 раз. В один сеанс самомассажа может быть включено лишь несколько из предлагаемых приемов. Причем они могут варьироваться в течение дня.

Дети обучаются приемам самомассажа под руководством педагога. Перед выполнением приемов самомассажа дети должны принять спокойную, расслабленную позу. Они могут сидеть на стульчиках или находиться в положении лежа (например, в кроватках после дневного сна). Обучая детей самомассажу, логопед показывает каждый прием на себе и комментирует его.

Дети выполняют массажный прием самостоятельно, вначале при наличии зрительного контроля (зеркало, а затем и без него. Когда приемы самомассажа будут освоены детьми, возможно проведение движений под стихотворный текст или специально подобранную тихую музыку в медленном ритме. Этот метод особенно полезен, поскольку обеспечивает тактильно-проприоцептивную стимуляцию в определенном ритме, что в целом способствует формированию чувства ритма, которое в своей основе имеет моторную природу.

Процедура самомассажа проводится, как правило, в игровой форме по рекомендуемой педагогом схеме: массаж рук, головы, мимических мышц лица, губ, языка.

Во время выполнения движений у ребенка не должно быть ощущений дискомфорта, напротив, все движения самомассажа должны приносить ребенку удовольствие.

Часто использую разнообразные инструменты- помощники: шишки, прищепки, зубные щётки, карандаши, ложки, фасоль, горох, шары Су-Джок, вибромассажёры и тд.

Начнём с самомассажа кистей и пальцев рук.

Мы учим детей самостоятельно делать себе массаж предплечья, кистей и пальцев рук. Период с 4 до 7 лет является сензетивным периодом для развития ручной умелости и графомоторных навыков, а мускульная помять в этот период очень цепкая. Данные исследований показывают, что речевые области формируются под влиянием импульсов, поступающих от пальцев рук. Важно отметить, что самомассаж обеих рук благотворно влияет на развитие речевых зон в обоих полушариях, а это служит страховкой от потери речи в случаях травм черепа.

При обучении детей самомассажу используют следующие приёмы : поглаживание- лёгкое поглаживание ладонью, тыльной стороной руки или пальцем; растирание- смещение, сдвигание кожи подушечками пальцев, основанием или ребром ладони, кулаком; разминание- захватывание, сжимание, раскатывание, сдавливание; вибрация- колебательные движения с различной силой кончиками полусогнутых пальцев (пальцевой душ, ладонью (похлопывание, ребром ладони (рубка, кулаком (удары).

Используется от 3 до 5 упражнений, между которыми необходимо проводить расслабление мышц рук (встряхивание). Каждое упражнение выполняется 4-8 раз (по 4 раза на каждую руку). Все массажные движения выполняются по направлению к лимфатическим узлам: от кончиков пальцев к запястью, от кисти к локтю, от мизинца к большому пальцу. На начальном этапе, взрослый показывает действие на себе, проговаривая. Потом дети выполняют упражнения по словесной инструкции взрослого.

Начинать следует с прогревающих упражнений.

Например, «Ручки греем»- растирание по тыльной стороне кисти.

«Очень холодно зимой, мёрзнут ручки –ой, ой, ой!

Надо ручки нам погреть, посильнее растереть».

«Добываем огонь»- энергично растираем ладони.

Мы как древние индейцы добываем огонё к:

Сильно палочку покрутим- и огонь себе добудем.

«Братцы»- растирание пальчиков.

Ну-ка, братцы, кто сильнее? Кто из вас поздоровее?

Все вы братцы молодцы, просто чудо-удальцы!

«Точилка»-прокручивание пальчиков влево-вправо в кулачке.

Мы точили карандаш, мы вертели карандаш.

Мы точилку раскрутили, острый кончик получили.

«Пила»- ребром ладони «пилим» по ладони, предплечью.

Пилим, пилим мы бревно- очень толстое оно.

Надо сильно постараться и терпения набраться.

«Браслеты»- круговые движения от кисти к локтю.

Мы браслеты надеваем, крутим, крутим, продвигаем.

Влево-вправо, влево-вправо.

«Пружинка»-спиралевидное растирание ладонью по предплечью.

Мы пружинку нарисуем длинную и крепкую.

Мы сперва её растянем, а затем обратно стянем.

«Гуси»-пощипывание вдоль предплечья.

Гуси травку щипали, громко, весело кричали:

Га-га-га, га-га-га, очень вкусная трава!

«Человечки»- указательным и средним пальцами выполняем точечные движения вдоль предплечья (идут, бегут, прыгают)

Прижимающий самомассаж- кисть одной руки ложиться на стол ладонью вниз, пальцы разведены. Другая рука указательным пальцем по очереди прижимает каждый ноготь катая его влево-вправо.

«Шёл медведь к своей берлоге, он на поиски диких пчёл.

Да споткнулся на пороге. Все медведи- сладкоежки,

Видно, очень мало сил Любят есть медок без спешки,

Я на зиму накопил,- А наевшись, без тревоги

Так подумал и пошёл До весны сопят в берлоге.

Самомассаж Су-Джок шарами.

Дети знакомы с ним под названием «Ёжик»- шарик с шипами. Су-Джок терапия пришла к нам с востока. Су- по-корейски- кисть, Джок- стопа. Шипы шарика воздействуют на биологически активные точки, вызывая улучшение самочувствия, снимает стресс, усталость, повышая общий тонус организма. В комплект ещё входит металлическое кольцо. На зонах пальцев есть точки, массажируя их мы улучшаем работу органов : большой палец способствует повышению деятельности головного мозга, указательный- деятельность желудка, средний- работу кишечника, безымянный- нормализует функцию печени и мизинец-стимулирует работу сердца.

«Колючий ёжик»

«Катится колючий ёжик- нет ни головы, ни ножек (круговые движения ладонями)

По ладошкам он бежит и пыхтит, пыхтит, пыхтит.

Мне по пальчикам бежит и пыхтит, пыхтит, пыхтит (перебирание пальцами мяч)

Бегает туда- сюда. Мне щекотно (катание по пальцам)

Уходи колючий ёж, в тёмный лес, где ты живёшь (пустить мяч по столу и поймать подушечками пальцев)

«Испечём мы каравай»

Месим, месим тесто (сжать мяч правой рукой)

Есть в печи местечко (перекладывание мяча из рук в руки)

Испечём мы каравай (сжимание мяча, перекладывание, катание)

Растирание ладоней шестигранным карандашом.

Надавливание остриём карандаша.

Вращательные движения карандашом.

Самомассаж прищепками.

Пощипывание прищепкой каждого пальчика:

«Прищепка, прищепка, помоги! Пальчик ты мне разомни.

Ты по пальчику шагаешь. Каждый пальчик разминаешь.

«У Лариски – редиски, у Алёшки- картошки,

У Вовки- морковки, у Маринки- помидорки, а у Петьки-редьки.

Самомассаж зубными щётками.

Поглаживание, постукивание щёткой пальцев рук, лица, языка.

«Наша Маша варила кашу. Этому дала-4 раза,

Этому не дала- он много шалил, свою тарелку разбил.»

«Сухой бассейн»

Использование «сухого бассейна» включает в себя сочетание пальчиковой гимнастики с самомассажем рук. Для создания «Бассейна» взять глубокую миску и заполнить её горохом или фасолью. Погружаясь как можно глубже в наполнитель, ручки ребёнка массируются, пальцы становятся более чувствительными, а их движения – координированными. Такой самомассаж можно сопровождать стихом или музыкой.

«В миску насыпали горох и пальцы запустили,

Устроив там переполох, чтоб пальцы не грустили»

(сжимать-разжимать пальцы)

«В миске разноцветная фасоль. На дне- игрушки, мы их достанем без затей»

«Тесто» («Месим, месим тесто. Будут-будут из печи булочки и калачи»)

«Повар» («Варим, варим, варим щи. Щи у Маши хороши!»)-круговые движения кистью.

Самомассаж мышц головы и шеи

Такой самомассаж готовит мышцы к артикуляционной гимнастике, вызывает прилив крови, помогает ребёнку улавливать ощущения от этих мышц и управлять ими, делает мимику выразительнее.

«Я хороший» Расположить ладони обеих рук на области головы, ближе ко лбу, соединив пальцы в центре, и затем провести ладонями по волосам, опускаясь вниз через уши и боковые поверхности шеи к плечам. Движения рук должны быть одновременными, медленными, поглаживающими.

«Наденем шапочку» Исходное положение рук то же. Движения обеих ладоней вниз к ушам, а затем по переднебоковой части шеи к яремной ямке.

Самомассаж мышц лица

«Рисуем дорожки» Движение пальцев от середины лба к вискам.

«Рисуем яблочки» Круговые движения пальцев от середины лба к

вискам. «Рисуем елочки». Движения пальцев от середины лба к вискам. Движение направлено несколько по диагонали.

«Пальцевой душ» Легкое постукивание или похлопывание кончиками пальцев по лбу.

«Рисуем брови» Проводить по бровям от переносицы к вискам каждым пальцем поочередно: указательным, средним, безымянным и мизинцем. «Наденем очки». Указательным пальцем проводить легко от виска по краю скуловой кости к переносице, затем по брови к вискам.

«Глазки спят» Закрыть глаза и легко прикрыть пальцами веки Удержать в течение 3 — 5 с.

«Нарисуем усы» Движение указательными и средними пальцами от середины верхней губы к углам рта.

«Веселый клоун» Движение указательными и средними пальцами от середины нижней губы к углам рта, а затем вверх к скуловой кости.

«Грустный клоун» Движение указательными и средними пальцами от середины верхней губы к углам рта, а затем к углам нижней челюсти.

«Клювик» Движение указательным и средним пальцами от углов верхней губы к середине, а затем от углов нижней губы к середине.

«Погладим подбородок» Тыльной поверхностью пальцев поглаживать от середины подбородка к ушам.

«Пылесос» Всасывание верхней и нижней губы попеременно.

Пожёвывание попеременно то верхней, то нижней губы.

«Пальцевой душ» Набрать воздух под верхнюю губу и легко постукивать по ней кончиками пальцев, проделать то же самое движение, набрав воздух под нижнюю губу.

«Нарисуем три дорожки» Движение пальцев от середины нижней губы к ушам, от середины верхней губы к ушам, от середины носа к ушам.

«Нарисуем кружочки» Круговые движения кончиками пальцев по щекам.

«Погреем щечки» Растирающие движения ладонями по щекам в разных направлениях.

«Паровозики» Сжать кулаки и приставить их тыльной стороной к щекам. Производить круговые движения, смещая мышцы щек сначала по часовой стрелке, а затем против часовой стрелки.

«Пальцевой душ» Набрать воздух под щеки и легко постукивать по ним кончиками пальцев.

«Испечем блинчики». Похлопать ладошками по щекам.

«Умоем личико» Ладонями обеих рук производить легкие поглаживающие движения от середины лба вниз по щекам к подбородку.

Самомассаж мышц языка

Данные приемы самомассажа языка можно рассматривать и как часть активной гимнастики.

«Поглаживание языка губами» Просунуть язык как возможно больше сквозь узкую щель между губами, затем расслабить его так, чтобы боковые края языка касались углов рта. Постепенно убирать язык в полость рта.

«Пошлёпывание языка губами» Просовывая язык сквозь губы вперед, пошлепывать его губами, при этом слышится звук «пя-пя-пя», точно так же убирать язык внутрь рта.

«Поглаживание языка зубами» Просунуть язык как возможно больше сквозь узкую щель между зубами, затем расслабить его так, чтобы боковые края языка касались углов рта. Постепенно убирать язык в полость рта.

«Покусывание языка зубами» Легко покусывать язык зубами, высовывая его вперед и убирая назад, в полость рта.

Точечный массаж.

На лице человека расположены зоны, связанные с иммунитетом и закаливанием организма. Точечный самомассаж включает в себя 5 зон: на лбу, у внутренних концов бровей, у крыльев носа, у углов рта, между большим и указательным пальцем. Производятся вращательные движения в течение 5-6с по часовой стрелке, наращивая нажим и против часовой стрелки, уменьшая нажим. Или 3-4 с вращательные движения по часовой стрелке, затем резко оторвать палец от точки (по 8-10 раз в одной точке).

Симметричные точки массируются попарно и одновременно.

Аурикулярный массаж- самомассаж ушных раковин

Воздействуя на 170 точек ушной раковины, можно активировать работу всех органов и систем тела. Зона речи расположена в мочке и козелке уха.

«Погрели ушки». Приложить ладони к ушным раковинам и потереть их.

«Потянули за ушки». Взяться пальцами за ушные мочки и потянуть их вниз 3 — 5 раз.

«Послушаем тишину». Накрыть ушные раковины ладонями. Подержать их в таком положении 2 — 3 с.

Плантарный (индийский) массаж стопы.

Согласно учению Йоги, ноги- это распределительный щит организма. Массаж стоп рекомендуется проводить утром или днём, но не на ночь. Массаж большого пальца следует выполнять до 2 минут, так как там сконцентрирована зона головы.

Публикации по теме:

Использование игровых приёмов в логопедической работе с детьми с ОНР (Из опыта работы учителя – логопеда МБДОУ детский сад № 3 г. Славянска-на-Кубани М. В. Феняк) С каждым годом в процессе работы приходится.

Использование ИКТ в работе учителя-логопеда ДОУ «Использование информационно - коммуникационных технологий в работе учителя – логопеда ДОУ» Аннотация: В данной работе рассматривается.

Использование инновационных педагогических технологий в работе учителя-логопеда В любой педагогической системе «Педагогическая технология» — понятие, взаимодействующее с дидактической задачей. И если дидактическая задача.

Использование интерактивной доски в коррекционной работе учителя-логопедаИспользование интерактивной доски в коррекционной работе учителя-логопеда бразовательный процесс без применения ИКТ технологий в дошкольном образовании представить уже невозможно. Современные дети проявляют к.

Использование кругов Луллия в работе учителя-логопеда Муниципальное образовательное учреждение г. Мурманска № 34 Учитель-логопед Гриценко Светлана Эдуардовна Использование кругов Луллия в.

Использование мнемотаблицы в работе учителя-логопедаИспользование мнемотаблицы в работе учителя-логопеда Развитие устной связной речи – одна из основных задач обучения и развития дошкольника. Для достижения положительных результатов в данном.

Использование «Су-Джок» массажеров в работе логопедаИспользование «Су-Джок» массажеров в работе логопеда Использование «Су-Джок» массажеров в работе логопеда. Здоровьесберегающие технологии в работе логопеда – это комплексная система, направленная.

Консультация для родителей «Использование приёмов игрового самомассажа для детей с нарушениями речи» Массаж лица-древнейшее профилактическое, гигиеническое и лечебное средство, издавно используемое людьми. Главное его преимущество простота,.

Мастер-класс «Использование элементов дыхательной гимнастики и самомассажа в работе с детьми дошкольного возраста» МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД № 24 «РОДНИОК» г. Вольска Саратовской области КОНСПЕКТ Мастер-класс тема:.

Использование мнемотехники в коррекционной работе учителя-логопеда Инновационная технология – мнемотехника в работе с дошкольниками. Цель: Предложить педагогам приёмы мнемотехники в работе с детьми. Задачи:.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Использование приёмов самомассажа в работе логопеда
Опубликовано: 1 марта 2019 в 20:21
+16Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Использование приёмов самомассажа в работе логопеда» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Михайловна Тарасова (УИ 1801178) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД