Лучший педагог года

Использование проблемно-игровых технологий в формировании элементарных математических понятий

Елена Зубенко
Использование проблемно-игровых технологий в формировании элементарных математических понятий

Использование проблемно – игровых технологий в формировании элементарных математических понятий.

Исходя из опыта работы с дошкольниками, анализируя работу своих воспитанников на занятия, я пришла к выводу, что многие дети - старшие дошкольники, испытывают затруднения в умении логически мыслить, рассуждать, доказывать, обобщать. А без этих мыслительных операций ребенку трудно будет обучаться в школе.

Публикация «Использование проблемно-игровых технологий в формировании элементарных математических понятий» размещена в разделах

Родители часто имеют ошибочное мнение, что их ребенок готов к обучению в школе, если он знает цифры, читает, складывает и вычитает. Но это далеко не так. Ребенок должен уметь мыслить. Исследования ученых доказали, что в начальной школе трудно дается обучение не тем детям у которых недостаточный запас знаний и умений, а тем, которые не имеют привычки и желания думать, узнавать что -то новое.

Одним из ведущих направлений развития ребенка дошкольного возраста на современном этапе является формирование элементарных математических представлений. С точки зрения их содержания, овладения ребенком, способами их усвоения и систематизации, это направление является, по существу основой интеллектуального, логического развития ребенка.

Математика обладает уникальным развивающим эффектом. Ее изучение способствует развитию памяти, речи, воображения, эмоций, формирует настойчивость, терпение и творческий потенциал.

В детских видах деятельности заложены огромные возможности для математического развития детей, для развития их логико - математического мышления. Поэтому одной из наиболее важных задач воспитателя и родителей - развить у ребенка интерес к математике в дошкольном возрасте. Для успешного математического и логического развития дошкольников мною была выбрана проблемно - игровая технология.

Проблемно - игровая технология - это технология развити, при реализации которой ребенок стремится к активной деятельности, а взрослый ожидает от него творческого результата.

Главный компонент проблемно - игровой технологии : активный, осознанный поиск ребенком способа достижения результата на основе принятия им цели деятельности и самостоятельного размышления по поводу предстоящих практических действий, ведущих к результату.

Схематически проблемно-игровую технологию можно представить следующим образазом:

1. Логико - математические, развивающие игры

2. Логико - математические сюжетный игры (занятия)

3. Проблемные ситуации, вопросы.

4. Математическое эксперементирование и исследовательская деятельность

5. Творческие, математические задачи, вопросы, ситуации.

Характерные черты проблемно-игровой технологии :

ребенок не ограничен в поиске практических действий, эксперементировании, общении для разрешения ошибок и противоречий, проявления радости и огорчения;

ребенок самостоятельно находит способ достижения цели и осваивает его;

ребенок естественно принимает помощь со стороны взрослого: частичную подсказку, в уточнении действий;

взрослый создает мотивацию подбирает интересные игры для ребенка.

Рассмотрим более подробно каждое направление проблемно-игровой технологии.

Первое - логические и математические игры. Современные логические и математические игры разнообразны. В них ребенок осваивает свои эталоны, модели, речь, овладевает способами познания, развивается мышление, сообразительность, смекалка.

В своей работе я использовала такие игры, как :

-дидактические игры "Назови пропущенное число", "Живые числа", "Встань на свое место"

-настольно-печатные игры "Цвет и форма", "Геометрия", "Сосчитай". Не могу не отметить такую игру, как "Логический поезд" (показать).

В процессе игр, я не учу детей считать, решать задачи, мы просто играем.

Сюда же можно отнести такие игры на объемное моделирование, как "Кубики для всех", "Тетрис", "Шар", "Змейка".

-игры на составление целого из частей: "Дроби", "Сложи квадрат", "Греческий крест" ;

-игры-забавы: лабиринты, пазлы, мозаики. Сюда же, мы отнесем замечательное многофункциональное пособие по математике, развивающее логическое мышление: счетные палочки Кюизенера. Они развивают фантазию, мышление, творчество, мелкую моторику, познавательную активность.

В процессе логико-математических игр у детей развивается устойчивое внимание. Детям кажется, что они просто играют, а в это время у них развивается логическое мышление, мотивация к обучению, они учатся планировать каждый ход, соблюдать правила игры.

2. Проблемные ситуации. Это средство овладения поисковыми действиями, умением формировать собственные мысли о способах поиска и предпологаемом результате, средство развития творческих процессов. При этом особо выделяется роль совместной со взрослым деятельности детей, в которой происходит освоение новых знаний и способов действий, что влияет на развитие способностей, воображения, мышления познавательной мотивации, интеллектуальных эмоций.

Структурными компонентами проблемных ситуаций являются :

- проблемные вопросы.

Пример: как разрезать квадрат на треугольники, сколько способов вы можете предложить?

- занимательные вопросы

Пример: у собаки две правых лапы, две левых лапы, две передних лапы, две задних лапы. Сколько лап у собаки? (четыре)

- Может ли дождь идти два дня подряд?

- занимательные задачи

Барсучиха -бабушка испекла оладушки

Угостила двух внучат, двух драчливых барсучат

А внучата не наелись, с ревом блюдцами стучат!

Ну-ка, сколько барсучат ждут добавки и молчат

Посложнее: Коля поспорил с другом, что определит какой будет счет в игре футбольных команд Динамо и Спартак перед началом матча и выиграл спор. Какой был счет?

- задачи- шутки

Пример: выше какого забора ты можешь прыгнуть?

яйцо пролетело три метра и не разбилось, почему?

или еще

- в комнате четыре угла, в каждом углу по кулю с мукой, на каждом куле с мукой по кошке, против каждой кошки по 3 кошки, на хвосте у каждой кошки по кошке, Сколько в комнате кошек?

В постановке проблемной ситуации очень важна роль взрослого. Сначала я ставлю перед детьми проблему, добиваюсь ее осмысления, направляю внимание детей на необходимость ее решения. Затем идет выдвижение гипотез и проверка их практическим путем, коллективное обсуждение ситуации.

Например: "На столе лежат три карандаша. Самый длинный посередине. Как удалить из середины самый длинный, не трогая его?" или "Как с помощью одной палочки выложить на столе треугольник?".

Этапы разрешения проблемной ситуаци, можно разобрать на примере игры "Как помочь повару". Ситуация направлена на то, что количество вещества не зависит от формы сосуда. Сюжет простой - приготовление пищи для детей. Проблема состоит в том, что весы сломаны. Следствие - затруднение в определении количества крупы для каши. Но повар находит предварительное решение: предлагает три разные по размеру и форме банки и кружку (мерку). Затем просит в каждую из банок насыпать по кружке крупы. Далее коллективное обсуждение, обобщение результатов и подведение итогов.

Одна и та же проблемная ситуация может повторяться с некоторым усложнением и варьированием "А что будет, если. ?" - подобные приемы способствуют повышению интереса к проблеме, развитию мышления, инициативности.

Дети моей группы активны в восприятии задач-шуток, головоломок, логических задач. Они настойчиво ищут ход решения, который ведет к результату. В том случае, когда занимательная задача доступна ребенку, у него складывается положительное отношение к ней, что и стимулирует мыслительную активность. Также активно дети с большим удовольствием решают задачи в стихах, особенно если они сопровождаются иллюстрациями.

(показать Живые задачки)

3. Логико - математические сюжетные игры (занятия).

Это игры, в которых дети учатся выявлять и абстрагировать свойства, осваивают операции сравнения, классификации и обобщения. Для них характерно наличие сюжета, действующих лиц, схематизации. В ходе таких игр допустимо свободное взаимодействие и общение ребенка со взрослыми и сверстниками.

Такой комплекс игр предложен Е. А. Носовой на основе блоков Дьеныша, котрый мы все можем использовать в работе.

Особое внимание в проблемно - игровых технологиях мне хотелось бы уделить математическому эксперементированию и исследовательской деятельности.

При формировании основ элементарных математических понятий, эксперементирование рассматривают как метод, близкий к и деальному.

Эта деятельность направлена на поиск и приобретение новой информации. Она не задана взрослым, а строится самим дошкольником по мере получения им новых сведений об объекте.

В детском эксперементировании наиболее мощно проявляется собственная активность детей. Именно здесь ребенок выступает как своеобразный исследователь, самостоятельно воздействующий различными способами на окружающие его предметы и явления с целью их более полного познания и освоения.

Одним из условий развития деятельности эксперементирования является наличие специально созданной предметной среды. Так у нас в группе организован уголок "Лаборатория", где мы с детьми с помощью разнообразных материалов, приборов, емкостей решаем разнообразные проблемные ситуации. "Что плавает, что тонет?", "Какой песок легче, мокрый или сухой?". Или возьмем эксперимент "Магнитные силы", где я предложила детям проблемную ситуацию. "В стакан с водой упала монета и скрепки. Нужно достать монету и скрепки из стакана, при этом не намочить руки". Можно достать монету, используя магнит. такие варианты, как использовать магнит, достать с помощью ложки, перелить воду в другой стакан. В этом случае проверяются все гипотезы и выбирается вариант, который понравился больше всего. Очень понравился детям такой эксперимент: " На дно пустого сосуда положили шарик от Пинг-понга. Его нужно достать не дотрагиваясь до сосуда и не двигая его с места".

Особое место в проблемно-игровой технологии развития ребенка отводится творческим задачам, вопросам и ситуациям. Они являются самым "новым" из перечисленных направлений игровой технологии. Творческие задачи имеют много решений (которые будут правильными), но не имеют четкого алгоритма (последовательности) решения.

Они направлены на развитие смекалки, сообразительности, воображения, творческого мышления.

Способствуют переносу имеющихся представлений в иные условия деятельности, что требует от ребенка осознания, присвоения самого знания.

В процессе решения творческих задач ребенок учится устанавливать разнообразные связи, преодолевать стереотипы, комбинировать и преобразовывать имеющиеся элементы.

Дошкольникам целесообразно предъявлять творческие задачи, только после того как необходимые для решения представления уже имеются у ребенка.

Примеры творческих задач:

- "Нарисуй кошку, не рисуя ее" эта задча пердпологает одним из вариантов решения, рисование какой либо части, по которой можно догадаться о целом (знание о зависимости части и целого)

- " Как нарисовать солнце, если карандаш умеет рисовать только квадраты?" данная задача может быть решена через осознание структуры геометрических фигур6 чем больше углов, тем боль ше фигура похожа на круг (здесь можно предложить решать ее практическим способом, накладывая множество квадратов друг на друга, моделируя сонце)

- " Что надо сделать, чтобы сапоги не скользили в гололед?" здесь ребенок задумывается о причинах скольжения, а также какие свойства (сапога и льда) и как нужно изменить, чтобы найти правильный ответ.

Совместные обсуждения позволят найти несколько приемлемых решений и подарят детям радость общения.

Известно, что ни одну воспитательную, образовательную задачу нельзя успешно решить без плодотворного сотрудничества и взаимодействия педагога и родителей. В индивидуальных беседах, консультациях, на родительских собраниях я старалась убедить родителей в необходимости порстоянного внимания к математическому развитию детей, поощрению стремления узнать новое, самостоятельно выяснить непонятное.

Для ознакомления родителей с проблемно-игровой технологией математического развития дошкольников я подготовила консультации для родителей "Развиваем логическое и математическое мышление дошкольников", "Занимательная математика дома", "Математика - это интересно".

В заключении можно сделать следующий вывод: формирование логико-математического мышления и познавательного интереса - один из важнейших вопросов воспитания и ребенка дошкольного возраста. От того, насколько у ребенка будут развиты математическое мышление и познавательные способности, зависит успех его обучения в школе и успех развития в целом.

Ребенок, которому интересно узнавать что-то новое, и которого это получается, всегда будет стремиться узнать еще больше - что, конечно самым положительным образом скажется на его умственном развитии.

Публикации по теме:

Использование инновационных технологий в формировании элементарных математических представлений 1 СЛАЙД «Использование инновационных технологий в формировании элементарных математических представлений» Подготовила воспитатель МДОУ «Вольновского.

Использование игровых технологий в НОД Весь путь развития дошкольного детства пронизан игрой. 1 слайд. Сухомлинский писал, что «игру недаром называют «ведущей» - именно благодаря.

Использование игровых технологий в образованииИспользование игровых технологий в образовании Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребенка детский сад № 58 «Белочка» Использование игровых.

Использование Тико-конструктора в формировании элементарных математических представлений у старших дошкольниковИспользование Тико-конструктора в формировании элементарных математических представлений у старших дошкольников Использование ТИКО конструктора в формировании элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста.

Мастер класс «Использование дидактических игр в формировании элементарных математических представлений у детей 3–7 лет»Мастер класс «Использование дидактических игр в формировании элементарных математических представлений у детей 3–7 лет» Мастер класс Добрый день, уважаемые коллеги меня зовут Сандимирова Ольга Николаевна, вашему вниманию представляется мастер - класс на тему:.

Педагогический опыт работы «Использование проблемно-поисковых технологий для развития игровой деятельности детей»Педагогический опыт работы «Использование проблемно-поисковых технологий для развития игровой деятельности детей» Актуальность: Ранний возраст является уникальным и значимым периодом развития ребёнка, когда возникают основы личности, складывается воля.

Практическое использование ИКТ технологий в формировании элементарных математических представлений у дошкольников. Непосредственно образовательная деятельность в детском саду имеет свою специфику. Она должна быть эмоциональной, яркой, с привлечением большого.

Проект «Использование игровых приемов при формировании КГН и навыков самообслуживания у детей второй группы раннего возраста» .

Использование игровых технологий в эмоциональном развитии дошкольниковИспользование игровых технологий в эмоциональном развитии дошкольников Современные дети трудно приспосабливаются к жизни в коллективе сверстников, что выражается в: неумении контролировать свой гнев, выражая.

Электронные дидактические пособия как средство закрепления знаний при формировании элементарных математических представлений Электронные дидактические пособия как средство закрепления знаний при формировании элементарных математических представлений у детей старшего.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Использование проблемно-игровых технологий в формировании элементарных математических понятий
Опубликовано: 24 марта 2022 в 10:15
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.

5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД