Использование проблемно-поисковых методов в процессе формирования лексико-грамматического строя речи у детей с ОНР

Марина Черкашина
Использование проблемно-поисковых методов в процессе формирования лексико-грамматического строя речи у детей с ОНР

«Грамматика, преподаваемая логически,

начинает развивать самосознание человека,

т. е. именно ту способность, вследствие

которой человек является человеком между

животными». К. Д. Ушинский

Речь - бесценный дар природы человеку, через речь осуществляется взаимодействие людей. Только человек обладает счастливой возможностью рассказать о своих чувствах, поделиться мыслями, передать интересную информацию, прочитать стихотворение. … Большое значение для формирования речи человека имеет грамматика. Она помогает облекать наши мысли в материальную оболочку, делает нашу речь организованной и понятной для окружающих. [1]

Своевременное формирование грамматического строя языка ребенка – важнейшее условие его полноценного речевого и психического развития. Овладение грамматическим строем оказывает огромное влияние на общее развитие ребенка, обеспечивая ему переход к успешному изучению языка в школе. [2]

Грамматический строй речи усваивается ребенком постепенно, самостоятельно, путем подражания речи взрослых, в процессе общения и разнообразной речевой практики. У детей с той или иной речевой патологией, как правило, понижена способность воспринимать различия грамматических элементов речи, что ограничивает их возможности, необходимые для продуктивного и творческого применения конструктивных элементов языка в процессе речевого высказывания. Таким детям свойственно хаотическое и беспорядочное сочетание грамматических средств языка. [2] Поведённая нами диагностика показывает, что у большинства из них отмечается недостаточный уровень сформированности грамматического строя речи.

Из вышесказанного логично следует мысль о том, что необходимы эффективные средства формирования и дальнейшего развития грамматического строя речи у детей с ОНР.

Одним из перспективных средств в этом отношении является использование проблемно - поисковых методов. Проблемные речевые ситуации мы моделируем в разнообразных словесных дидактических играх с лексическим и грамматическим содержанием; в проблемных речевых ситуациях (ситуации «письменной речи», когда ребенок диктует, а взрослый записывает рассказ, в ситуации совместного сочинения, когда взрослый начинает предложение, а ребенок его заканчивает). Дети учатся строить предложения разной структуры, произвольно корректировать речь. [4]

Оптимальной формой работы по развитию лексико-грамматического строя речи является создание специальной речевой деятельности, в процессе которой задачи развития речи решаются в комплексе и взаимосвязи. Педагог создает проблемную ситуацию, ставит перед детьми познавательную задачу и предоставляет детям возможность изыскивать средства ее решения, используя ранее усвоенные знания и умения. Проблемное обучение активизирует мысль детей, придает ей критичность, приучает к самостоятельности в процессе познания. Педагог, опираясь на предшествующие знания, не спешит с выводами, а предоставляет возможность делать их самим, побуждает обосновывать свои суждения. [4]

Например, при изучении лексической темы «В гостях у осени» определяем «проблемное поле» - «Что такое осень?» Предлагаем рассмотреть сюжетную картину «Осенний день» серия «Времена года» автор О. И. Соловьёва. Организовываем целенаправленное рассматривание сюжетной картины. С этой целью выстраиваем вопросы по её содержанию: «Когда это бывает?», «Что такое осень?», «Как вы представляете себе золотую осень?», «Почему так называют этот период осени?».

Постановка проблемной задачи и процесс решения ее происходит в совместной деятельности учителя-логопеда и детей. Стараемся увлечь воспитанников в совместный умственный поиск, оказывая им помощь в форме разъяснений, вопросов.

Познавательная деятельность сопровождается эвристической беседой; вопросами, которые побуждают детей, на основе ранее приобретенных знаний сравнивать, сопоставлять, а затем путем рассуждений приходить к выводам. Дети свободно высказывают свои мысли, сомнения, следят за ответами товарищей, соглашаются или спорят. Благодаря сравнению ребенок лучше познает окружающую природу, выделяет в предмете новые качества, свойства, что дает возможность по-новому взглянуть на то, что казалось обычным, хорошо знакомым. [4] Вопросы для сравнения подбираются так, чтобы дети последовательно выделяли сначала признаки различия, потом - сходства.

Среди проблемных вопросов особое место занимают те, которые побуждают вскрыть противоречие между сложившимся опытом и вновь получаемыми знаниями: «Какое время суток изображено на картине?», «Как догадались?», «Что бывает только осенью?» Для этого дети должны пересмотреть свои прежние представления, перестроить их на новый лад.

Мышление детей активизируется вопросами, которые побуждают искать ответ в воображаемом плане: «Как изменились наряды деревьев, если бы стоял морозный зимний день?»

Можно иногда и ошибиться - пусть дети заметят ошибку, поправят. Важно воспитывать у детей интерес к чужому мнению. Не забываем о шутке: она активизирует мысль, озадачивает детей. Неожиданные занимательные приемы пробуждают их к размышлению. Особенно, такие приемы нужны детям с недостаточной работоспособностью (неусидчивые): они мобилизуют их внимание и волевые усилия. [5] В итоге при помощи разыгрывания сюжета картины дети составляют рассказ. Предлагаем выполнить творческое задание для детей и их родителей по теме «Осень» - собрать гербарий. Таким образом, овладение языком происходит при расширении знаний о явлениях и многообразии отношений в окружающем мире. Центральным звеном языкового развития является формирование функции осознания языка и речи в доступных ребёнку формах. [5]

Вся работа, направленная на развитие умения свободно применять и совершенствовать приобретенные знания, навыки, приспосабливает ребенка к разным условиям, в которых он может говорить, действовать, а следовательно, способствует формированию социально адаптированной активной личности. При использовании проблемно-поисковых методов появляется возможность обеспечить содержание речевого развития в старшем дошкольном возрасте по двум взаимосвязанным областям: обучение родному языку и способам применения языка в познавательной деятельности и общении.

Список литературы.

1. Лалаева Р. И., Серебрякова Н. В. Формирование правильной разговорной речи у дошкольников. – СПб.: Союз, 2004.

2. Лопатина Л. В., Серебрякова Н. В. Преодоление речевых нарушений у дошкольников. – СПб.: Союз, 2001.

3. Понятийно-терминологический словарь логопеда/под ред. В. И. Селиверстова. – М.: Академический проект, 2004.

4. http://logoportal.ru/ispolzovanie-problemno-poiskovyih-tehnologiy-v-rabote-logopeda/.html

5. http://podsnezhniksad.ucoz.com/index/0-3

Публикации по теме:

«Фантастический зверь». Игра для развития лексико-грамматического строя речи«Фантастический зверь». Игра для развития лексико-грамматического строя речи Сегодня хочу представить вашему вниманию игру, поднимающую настроение и активизирующую речевую активность. Цель игры: упражнять в образовании.

Использование ИКТ в формировании грамматического строя речи детей старшего дошкольного возраста с нарушением речи Актуальность Формирование речи детей в дошкольные годы - одна из основных задач воспитания, так как овладение родным языком тесным образом.

Дидактические игры для формирования грамматического строя речи детей с ОНРДидактические игры для формирования грамматического строя речи детей с ОНР Главная цель речевого воспитания состоит в том, чтобы ребенок творчески освоил нормы и правила родного языка, умел их применять в различных.

Особенности формирования грамматического строя речи у детей с общим недоразвитием речи Введение: Усвоение ребенком грамматического строя речи — сложный, многоуровневый процесс, которые связан с работой коры головного мозга.

Использование дидактических игр и упражнений по развитию лексико-грамматического строя речи С учетом постоянного увеличения числа дошкольников с общим недоразвитием речи проблема формирования у них лексико-грамматических средств.

Презентация «Использование метода наглядного моделирования в формировании лексико-грамматического строя речи» Использование метода наглядного моделирования в формировании лексико – грамматического строя речи Моделирование продукт сложной познавательной.

Использование приемов мнемотехники на современном этапе коррекции лексико-грамматического строя речи у детей с ТНР В настоящее время преодолению нарушений лексико-грамматических категорий у детей с тяжелыми нарушениями речи придается большое значение.

Картотека речевых игра на формирование лексико-грамматического строя речи в средней группе детского сада Игра «Кто больше!» Цель: упражнять в согласовании числительного «один» с существительными; личные местоимения 3-го лица с существительными;.

Многофункциональное пособие по развитию лексико-грамматического строя речи во второй младшей группе «Веселая гусеничка»Многофункциональное пособие по развитию лексико-грамматического строя речи во второй младшей группе «Веселая гусеничка» В настоящее время проблема формирования грамматического строя речи является особенно актуальной в связи с увеличением общего числа детей.

Образовательная деятельность по совершенствованию лексико-грамматического строя речи в подготовительной к школе «Овощи» Образовательная деятельность по совершенствованию лексико-грамматического строя речи в подготовительной к школе логопедической группе для.

Библиотека изображений:
  • Экология
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
  • Безопасность детей
Автор публикации:
Использование проблемно-поисковых методов в процессе формирования лексико-грамматического строя речи у детей с ОНР
Опубликовано: 18 января 2018 в 15:24
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Дружба на сайте МAAM
Дружба на сайте МААМ Моё знакомство с педагогическим порталом МААМ началось в 2016 году. Поначалу он стал для меня очень полезным ресурсом и подспорьем...
Сценарий приема учащихся 5 класса в школьную детскую организацию
ПРИНЯТИЕ ПЯТИКЛАССНИКОВ В ДОО «РАССВЕТ» фанфары Вед. 1:Здравствуйте мальчишки и девчонки! Вед. 2:Добрый день уважаемые классные руководители. Вед. 1:...
Сценарий утренника 8 марта «Весёлый телевизор» для средних групп
Музыкальный руководитель Колтакова Елена Борисовна Воспитатель Фомина Марина Викторовна Цель: Обогащение опыта детско – родительских отношений...
Видеоотчёт об участии учениц 1 класса в фестивале художественной самодеятельности с...
Добрый вечер, уважаемые коллеги. Представляю вашему вниманию видеоотчет участия учениц 1 класса в районном этапе Республиканского фестиваля художественной...
Конспект НОД по аппликации в средней группе «Тюльпаны — весенние цветы»
Конспект НОД по художественному творчеству ( аппликация) в средней группе Тема: «Тюльпаны – весенние цветы» Цель: формирование экологического восприятие...