Папки-передвижки

Использование дидактических игр и упражнений по развитию лексико-грамматического строя речи

Альбина Глудэ
Использование дидактических игр и упражнений по развитию лексико-грамматического строя речи

С учетом постоянного увеличения числа дошкольников с общим недоразвитием речи проблема формирования у них лексико-грамматических средств речи занимает важнейшее место в современной логопедии, а вопрос о методике их развития и коррекции становится одним из самых актуальных.

Разработкой формирования лексико-грамматического строя речи занимались такие специалисты, как Жукова Н. С., Мастюкова Е. М., Филичева Т. Б. (2000 г, Алексеева М. М., Яшина В. И. (1997 г, Арушанова А. Г. (2005 г) и другие. Авторы подробно описывают нарушения лексики у детей с ОНР, отмечая ограниченность словарного запаса, расхождение объема активного и пассивного словаря, неточное употребление слов, вербальные парафазии, несформированность семантических полей, трудности актуализации словаря. Нарушения грамматического строя речи отмечаются в морфологических и синтаксических обобщениях, отсутствиии тех языковых операций, в процессе которых происходит грамматическое конструирование, выборе определенных языковых единиц и их объединении в определенные синтагматические структуры.

Публикация «Использование дидактических игр и упражнений по развитию лексико-грамматического строя речи» размещена в разделах

Как отмечают авторы, основным средством формирования лексико-грамматического строя речи детей являются словесные дидактические игры и упражнения с использованием наглядного материала. Проанализировав литературу по данной проблеме была разработана «Картотека дидактических игр и упражнений на развитие лексико-грамматического строя речи» по лексическим темам с использованием наглядного материала

Использование дидактических игр и упражнений в процессе формирования грамматики у детей с нарушением речи является важным компонентом коррекционной работы логопеда. Дидактические игры закрепляют изменения в образовании слов, упражняют в составлении связных высказываний, развивают объяснительную речь, являются эффективным средством закрепления грамматических навыков

В качестве наглядного материала служат натуральные предметы, картинный материал по лексическим темам, разнообразные карточки-задания, мнемотаблицы, дидактические игры.

В основу данного пособия положен комплексный тематический метод в сочетании с наглядными, игровыми приемами. С основой на программу Филичевой Т. Б. были подобраны дидактические игры по лексическим темам соответственно перспективному годовому плану. При разработке пособия были использованы в модифицированном виде некоторые игровые приемы и методы, описанные Агранович З. Е., Лопатиной Л. В., Швайко С. Г., Крупенчук О. И., Гомзяк О. С. и др.

Весь материал имеет чёткую структуру и содержит разнообразные обязательные (для изучения) и дополнительные (для углубления и расширения знаний) задания, которые, в свою очередь, могут самостоятельно выбираться и адаптироваться каждым педагогом в зависимости от возраста детей, имеющихся у них знаний, интересов и поставленных задач.

Грамматический строй – система взаимодействия слов между собой в словосочетаниях и предложениях. Различают морфологический и синтаксический уровни грамматической системы. Морфологический уровень предполагает умение владеть приёмами словоизменения и словообразования, синтаксический - умения составлять предложения, грамматически правильно сочетать слова и предложения. Исходя из вышесказанного, работу по формированию грамматически правильной речи необходимо вести в двух направлениях: морфологическом и синтаксическом.

Дидактические игры и упражнения на развитие морфологического строя речи включают :

Игры и упражнения на развитие навыков словоизменения (число, род, падеж);

«Один — много» (дифференциация существительных единственного и множественного числа);

«Что из чего?» (закрепление формы родительного падежа существительных);

«Кто где живет?» (закрепление формы предложного падежа существительных);

«Сосчитай до 5» (закрепление формы существительных родительного падежа единственного и множественного числа);

«Мой, моя, мое, мои», «Жадина» (согласование притяжательных местоимений с существительными);

«Какого цвета? Какой формы?» (закрепление согласования прилагательных с существительными) и др.

Игры и упражнения на развитие навыков словообразования (уменьшительный суффикс, глагольные приставки, образование относительных и притяжательных прилагательных);

«Назови ласково» (образование уменьшительно-ласкательных существительных).

«Кто у кого?», «Чей малыш?» (образование названий детенышей в единственном и множественном числе).

«Папа, мама, я» ( дети уточняют названия домашних животных и их детенышей: называют папу, маму и детеныша).

«Чей хвост?», «Чей след?» (образование притяжательных прилагательных).

«Какой сок?», «Какой суп?», «Какой компот?»; игра «Каша» (образование относительных прилагательных).

Формирование грамматических значений (игра «Он, она, оно, они» (дифференциация рода).

Игры и упражнения на развитие синтаксической стороной речи. (составление предложений разной структуры с постепенным усложнением)

«Кто чем питается?», «Кто где живет», «Кто как голос подает?» «Что в чем?», «Что нужно для работы?», «Продолжи предложение», «Исправь ошибку», Составь описательный рассказ по плану.

Таким образом, использование дидактических игр и упражнений по развитию лексико-грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР является необходимым компонентом работы логопеда. Практический материал в виде картотеки игр по грамматическим категориям может быть рекомендован к использованию в логопедической практике на фронтальных, подгрупповых и индивидуальных занятиях в ДОУ, как в условиях логопункта, так и детского сада комбинированного и специализированного вида, в работе с детьми с речевыми нарушениями старшего дошкольного возраста.

Публикации по теме:

«Фантастический зверь». Игра для развития лексико-грамматического строя речи«Фантастический зверь». Игра для развития лексико-грамматического строя речи Сегодня хочу представить вашему вниманию игру, поднимающую настроение и активизирующую речевую активность. Цель игры: упражнять в образовании.

Использование дидактических игр и упражнений для развития лексико-грамматического строя речи у детей «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР И УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА». Булгакова.

Развитие грамматического строя речи у детей 3–4 лет с помощью дидактических игр «Развитие грамматического строя речи у детей 3 – 4 лет с помощью дидактических игр"Основания для инициации проекта: очень важно учить ребенка.

Конспект фронтального логопедического занятия по формированию лексико-грамматического строя речи и развитию связной речи Тема: Мой дом Возрастная группа: старшая Речевое нарушение: ОНР 3 уровня Продолжительность: 35 минут Тип занятия: занятие по овладению.

Конспект логопедического занятия по формированию лексико-грамматического строя речи. Конспект логопедического занятия по формированию лексико-грамматического строя речи и обогащению словаря в старшей группе детей с ОНР с.

Конспект НОД логопеда по развитию лексико-грамматического строя речи в старшей группе на тему «Транспорт» Непосредственно-образовательная деятельность в старшей группе ГБОУ НШ с. Красноармейское СП д/с "Чебурашка" учитель-логопед Турапина Е. А.

Конспект занятия по развитию лексико-грамматического строя речи для детей старшего дошкольного возраста на тему «Север» Конспект занятия по развитию лексико-грамматического строя речи для детей старшего дошкольного возраста. Тема: «Север» Образовательная.

Многофункциональное пособие по развитию лексико-грамматического строя речи во второй младшей группе «Веселая гусеничка»Многофункциональное пособие по развитию лексико-грамматического строя речи во второй младшей группе «Веселая гусеничка» В настоящее время проблема формирования грамматического строя речи является особенно актуальной в связи с увеличением общего числа детей.

Использование дидактических игр и упражнений при ФЭМП у детей с общим недоразвитием речи В процессе своей трудовой деятельности, я выбрала для себя тему, над которой работаю много лет,постоянно совершенствуя себя и детей. "Использование.

Конспект занятия по развитию лексико-грамматического строя речи в подготовительной группе «Новости из Простоквашино. Зима» Конспект занятия по развитию лексико – грамматического строя речи в подготовительной к школе группе. Тема: «Новости из Простоквашино». (Зима).

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Использование дидактических игр и упражнений по развитию лексико-грамматического строя речи
Опубликовано: 7 августа 2017 в 08:18
+16Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД