Альбина Глудэ
Использование дидактических игр и упражнений по развитию лексико-грамматического строя речи
▼ Скачать + Заказать документы
С учетом постоянного увеличения числа дошкольников с общим недоразвитием речи проблема формирования у них лексико-грамматических средств речи занимает важнейшее место в современной логопедии, а вопрос о методике их развития и коррекции становится одним из самых актуальных.
Разработкой формирования лексико-грамматического строя речи занимались такие специалисты, как Жукова Н. С., Мастюкова Е. М., Филичева Т. Б. (2000 г, Алексеева М. М., Яшина В. И. (1997 г, Арушанова А. Г. (2005 г) и другие. Авторы подробно описывают нарушения лексики у детей с ОНР, отмечая ограниченность словарного запаса, расхождение объема активного и пассивного словаря, неточное употребление слов, вербальные парафазии, несформированность семантических полей, трудности актуализации словаря. Нарушения грамматического строя речи отмечаются в морфологических и синтаксических обобщениях, отсутствиии тех языковых операций, в процессе которых происходит грамматическое конструирование, выборе определенных языковых единиц и их объединении в определенные синтагматические структуры.
Публикация «Использование дидактических игр и упражнений по развитию лексико-грамматического строя речи» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевые игры, дидактические пособия
- Темочки
Как отмечают авторы, основным средством формирования лексико-грамматического строя речи детей являются словесные дидактические игры и упражнения с использованием наглядного материала. Проанализировав литературу по данной проблеме была разработана «Картотека дидактических игр и упражнений на развитие лексико-грамматического строя речи» по лексическим темам с использованием наглядного материала
Использование дидактических игр и упражнений в процессе формирования грамматики у детей с нарушением речи является важным компонентом коррекционной работы логопеда. Дидактические игры закрепляют изменения в образовании слов, упражняют в составлении связных высказываний, развивают объяснительную речь, являются эффективным средством закрепления грамматических навыков
В качестве наглядного материала служат натуральные предметы, картинный материал по лексическим темам, разнообразные карточки-задания, мнемотаблицы, дидактические игры.
В основу данного пособия положен комплексный тематический метод в сочетании с наглядными, игровыми приемами. С основой на программу Филичевой Т. Б. были подобраны дидактические игры по лексическим темам соответственно перспективному годовому плану. При разработке пособия были использованы в модифицированном виде некоторые игровые приемы и методы, описанные Агранович З. Е., Лопатиной Л. В., Швайко С. Г., Крупенчук О. И., Гомзяк О. С. и др.
Весь материал имеет чёткую структуру и содержит разнообразные обязательные (для изучения) и дополнительные (для углубления и расширения знаний) задания, которые, в свою очередь, могут самостоятельно выбираться и адаптироваться каждым педагогом в зависимости от возраста детей, имеющихся у них знаний, интересов и поставленных задач.
Грамматический строй – система взаимодействия слов между собой в словосочетаниях и предложениях. Различают морфологический и синтаксический уровни грамматической системы. Морфологический уровень предполагает умение владеть приёмами словоизменения и словообразования, синтаксический - умения составлять предложения, грамматически правильно сочетать слова и предложения. Исходя из вышесказанного, работу по формированию грамматически правильной речи необходимо вести в двух направлениях: морфологическом и синтаксическом.
Дидактические игры и упражнения на развитие морфологического строя речи включают :
Игры и упражнения на развитие навыков словоизменения (число, род, падеж);
«Один — много» (дифференциация существительных единственного и множественного числа);
«Что из чего?» (закрепление формы родительного падежа существительных);
«Кто где живет?» (закрепление формы предложного падежа существительных);
«Сосчитай до 5» (закрепление формы существительных родительного падежа единственного и множественного числа);
«Мой, моя, мое, мои», «Жадина» (согласование притяжательных местоимений с существительными);
«Какого цвета? Какой формы?» (закрепление согласования прилагательных с существительными) и др.
Игры и упражнения на развитие навыков словообразования (уменьшительный суффикс, глагольные приставки, образование относительных и притяжательных прилагательных);
«Назови ласково» (образование уменьшительно-ласкательных существительных).
«Кто у кого?», «Чей малыш?» (образование названий детенышей в единственном и множественном числе).
«Папа, мама, я» ( дети уточняют названия домашних животных и их детенышей: называют папу, маму и детеныша).
«Чей хвост?», «Чей след?» (образование притяжательных прилагательных).
«Какой сок?», «Какой суп?», «Какой компот?»; игра «Каша» (образование относительных прилагательных).
Формирование грамматических значений (игра «Он, она, оно, они» (дифференциация рода).
Игры и упражнения на развитие синтаксической стороной речи. (составление предложений разной структуры с постепенным усложнением)
«Кто чем питается?», «Кто где живет», «Кто как голос подает?» «Что в чем?», «Что нужно для работы?», «Продолжи предложение», «Исправь ошибку», Составь описательный рассказ по плану.
Таким образом, использование дидактических игр и упражнений по развитию лексико-грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР является необходимым компонентом работы логопеда. Практический материал в виде картотеки игр по грамматическим категориям может быть рекомендован к использованию в логопедической практике на фронтальных, подгрупповых и индивидуальных занятиях в ДОУ, как в условиях логопункта, так и детского сада комбинированного и специализированного вида, в работе с детьми с речевыми нарушениями старшего дошкольного возраста.