Юлия Костина
Использование проектно-исследовательской деятельности в социально-коммуникативном развитии дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
«Знание только тогда знание, когда оно обретено усилиями своей мысли, а не памятью» (Л. Н. Толстой).
Создание современной системы дошкольного образования, ориентированного на полноценное развитие личности каждого ребенка, выдвигает постоянно повышающиеся требования к воспитательно-образовательному процессу. Это происходит в ходе изменения прежних ценностей и приоритетов, целей и педагогических средств. Перед нами, как педагогами, стоят задачи, целью которых является воспитание личности, способной встраиваться в социум, позитивно вести себя в нем, самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, тщательно обдумывать принимаемые решения и четко планировать свои действия.
Публикация «Использование проектно-исследовательской деятельности в социально-коммуникативном развитии дошкольников» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Проекты. Проектная деятельность
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2017
Одним из эффективных методов решения данных задач считается использование проектного метода в условиях социально – коммуникативного развития дошкольников в свете ФГОС.
Основной целью проектного метода является развитие свободной, творческой личности ребенка, определяющееся в свете задач развития исследовательской деятельности.
В дошкольном образовании метод проектов рассматривается как один из вариантов интеграции на основе единого проекта. Использование метода проектов в обучении дошкольников является подготовительным этапом для дальнейшей его реализации на следующей ступени образования.
Одной из особенностей проектной деятельности является то, что любой ребенок не может найти для себя однозначные ответы на вопросы в окружающем его мире, сформировать проблему и определить цель. Для того, чтобы помочь ребенку решить эти противоречия, в воспитательно-образовательном процессе, проектная деятельность должна включать участие в ней родителей и других членов семьи. Для каждого возраста ребенка, задачи проектно-исследовательской деятельности специфичны. Другими словами, чем младше ребенок, тем проще сам проект.
Если в младшем дошкольном возрасте, ведущая роль на пути разрешения проблемных игровых ситуаций отводится педагогу, то в старшем дошкольном возрасте стоят более сложные методы решения задач.
А именно:
- формировать предпосылки поисковой деятельности и инициативности у ребенка;
- развивать умение решать поставленные перед собой задачи самостоятельно;
- развивать желание вести диалог в процессе совместной деятельности.
Такой подход полезен и дает возможность каждому ребенку не только объединить свои знания из разных областей в единый проект, но и развить интерес к самостоятельному приобретению этих знаний. И, как следствие, повысить уровень собственной коммуникабельности.
Работу над проектом можно поделить на 3 этапа:
1. Этап вхождения в проблему, где основная деятельность отводится педагогу. здесь мы подбираем тему, определяем цель и нацеливаем детей на решение проблемы.
2. Практическая деятельность. это может быть любая совместная деятельность детей и взрослых (чтение художественной литературы, драматизация, изготовление плакатов и стенгазет).
3. Результат выполнения проекта в виде презентации, развлечения, театрализации и др.
Использование проектно – исследовательской деятельности помогает решить следующие задачи социально – коммуникативного развития дошкольников по ФГОС :
- усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности;
- развитие общения и взаимодействия ребёнка с взрослыми и сверстниками;
-становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий;
-развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками.
-формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.
На примере собственной педагогической деятельности приведу ниже такие полезные проекты, как:
- "Наша дружная семья"(старшая группа). Задача заключалась в том, чтобы исследовать понятия: "род", "родители", "родословная", "семья"; изучить семейные традиции (на примере своей семьи); исследовать собственную родословную. И в заключении, изготовить макет своей родословной.
- "Защитники Отечества"(старшая группа). Цель: познакомить детей с историей, культурой и традициями своего народа; приобщить к духовным и историческим ценностям; воспитывать патриотические чувства и развивать физические качества детей.
- "Игрушки своими руками"(старшая группа). Цель: предложить родителям вместе с детьми изготовить игрушки из фетра. Проект направлен на сплоченность, позитивное отношение к окружающему миру, раскрытие индивидуальности ребенка, проявление инициативы, развитие творческих способностей.
Социально – коммуникативному развитию дошкольников способствуют также следующие проекты : «Лес – наше богатство», «Мир воды», «Безопасная дорога в детский сад», «Уроки на дороге», «Первые шаги в мир хороших манер», «Путешествие в страну этикета», «Маленькие огородники», «Покормите птиц зимой», «Правильно питайся – здоровья набирайся», «Моя малая Родина», «Я живу в России», «От улыбки станет мир светлей», «Дружба крепкая не сломается».
Все перечисленные проекты в полной мере способствуют социально-коммуникативному развитию дошкольников.
Как показывает практика, дети с большим удовольствием откликаются на все необычайно новое, и мы, конечно, открываем им огромный, интересный "мир проектов". Ведь проект - "игра всерьез"и результаты очень весомы для детей и взрослых.
Таким образом, главная задача современного дошкольного образовательного учреждения заключается в том, чтобы из его стен вышли воспитанники не просто с определенным запасом знаний, умений и навыков, но и самостоятельные, обладающие определенным набором нравственных качеств, необходимых для дальнейшей жизни.