Лучший педагог года

Использование русских былин как средство воспитания начал патриотизма и любви к Родине у детей старшего дошкольного возраста

Римма Левина
Использование русских былин как средство воспитания начал патриотизма и любви к Родине у детей старшего дошкольного возраста

Использование русских былин как средство воспитания начал патриотизма и любви к Родине у детей старшего дошкольного возраста

Сегодня, как никогда, актуальны слова академика Д. С. Лихачёва о том, что «…любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого - с любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к родной стране, к её истории, прошлому и настоящему, ко всему человечеству».

Публикация «Использование русских былин как средство воспитания начал патриотизма и любви к Родине у детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах

Не секрет, что представления выпускников детского сада о русской культуре были и остаются отрывочны и поверхностны. Причина мне видится в том, что именно былины никогда не являлись объектом глубокого внимания педагогов-дошкольников из-за их трудной читаемости и необходимости подробно разъяснить ее содержание.

К сожалению, в современной России большинству детей гораздо ближе герои американских мультиков или компьютерных «стрелялок», чем, скажем, Илья Муромец или Василиса Прекрасная.

Организуя работу по нравственно- патриотическому воспитанию через ознакомление детей с былинами в октябре мы совместно с моей коллегой по работе при письменном согласии родителей провели обследование.

Основные методы, который мы использовали – это индивидуальный опрос, беседа, наблюдение, как в организованных формах, так и в самостоятельной деятельности. Обследование помогло нам выявить показатели роста каждого ребёнка, целенаправленно спланировать работу содержание педагогического процесса, выбрать формы и методы работы с детьми, специалистами и родителями.

Анализ результатов обследования показал, что большинство детей (50%) соответствует среднему и низкому (40%) уровню. Эти дети плохо знают содержание былин, имеют слабые представления о жизни, быте, основных занятиях людей в древней Руси, не используют в речи малые фольклорные формы. Исходя из полученных данных, мы определили содержание нашей работы.

Проанализировав полученные результаты, мы поняли, что необходима:

• планомерная системная работа по каждому этапу знакомства с государственной символикой, начиная с младшего дошкольного возраста;

• интеграция полученных знаний в образовательном процессе,

• целенаправленная работа по взаимодействию с семьёй в данном направлении;

• сотрудничество с детской библиотекой имени Ленинского комсомола.

В результате проведённой предварительной работы чё тко обозначилась цель: Использование русских былин в образовательном процессе детского сада, как средства воспитания начал патриотизма.

Из цели вытекали следующие задачи:

1. Формировать представления у детей об основных героях и содержании русских былин о жизни, быте, основных занятиях людей в древней Руси.

2. Формировать умение использовать в повседневной жизни малые фольклорные формы.

3. Обеспечить создание условий для целенаправленного взаимодействия с семьёй и специалистами.

Система работы по использованию русских былин, как средства воспитания начал патриотизма включала следующие моменты

• Работа с детьми

• Работа с родителями

• Работа со специалистами

• Работа по созданию предметно - развивающей среды в группе.

Вся работа проходила поэтапно.

1 этап. Подготовительный (работа по самообразованию, составление критериев обследования детей, тематическое планирование, подбор литературы, создание среды).

2. Этап. Основной (организация совместной деятельности, согласование планов работы со специалистами, систематизация материала: выбор содержания, форм и методов работы, обеспечение динамичной предметно- развивающей среды).

3. Этап. Итоговый (организация самостоятельной деятельности детей, выбор активных форм сотрудничества).

В начале работы мы столкнулись с проблемой, связанной с особенностями изложения содержания былины, т. к. она трудна для понимания ребенка и требует подробного разъяснения.

Своё внимание мы остановили на издании «Былины» в пересказе Л. Н. Толстого, в которое включены сказания о русских богатырях. Книга прекрасно проиллюстрирована художником А. А. Митрофановым.

Далее мы наметили перспективный план работы, который определил содержание нашей деятельности на год.

В начале работы с детьми мы использовали самые разнообразные методы и приёмы, способствующие возникновению атмосферы заинтересованности, созданию у детей положительного эмоционального отношения к предложенной теме. С этой целью проводили рассказы детям с использованием картин известных художников В. Васнецова Н. Рериха и иллюстраций из книг о русских богатырях, их жизни, подвигах.

На первом этапе важно было заручиться поддержкой родителей и убедить их в значимости темы, её актуальности, обеспечить себя их помощью и поддержкой. Информацию о работе мы представляли через объявления, ширму и выступление на родительском собрании.

Особое внимание мы уделили созданию предметно - развивающей среды в группе, в содержание которой мы включили элементы народной культуры (изделия из лозы, дерева и глины, полотенца и т. д.); традиционные игрушки, которые соответствовали возрастным психофизиологическим особенностям детей (тряпичная кукла в русском костюме; несколько видов народного театра: пальчиковый, ложковый, матрёшковый, театр би-ба-бо, атрибуты к разыгрыванию народных сказаний и т. д.); наличие произведений народного искусства, и прежде всего мастеров нижегородского края; картинную галерею о былинных героях.

На втором этапе в работе с детьми и со специалистами мы особое внимание уделяли организации совместной деятельности и старались, чтобы эта работа максимально охватила педагогический процесс. Тщательно продумывали содержание занятий и деятельность детей в режиме дня. Наиболее эффективными в данный период оказались следующие формы и методы работы с детьми: разучивание русских народных подвижных игр, тематические занятия. разучивание пословиц, поговорок, дразнилок и т. д., открытие галереи «Портреты былинных героев»; спортивное развлечение, дидактические и настольно-печатные игры, изготовление альбома «Путешествие в прошлое».

В работе с семьёй на данном этапе мы использовали как хорошо известные формы работы, такие как анкетирование с целью сбора информации об использовании русских былин в семье; консультации «Что рассказывать детям о былинах», «О героях русских былин»; папки – передвижки; так и современные это: блиц - опросы, в которых предлагали родителям вместе с детьми придумать интересные вопросы по содержанию былин : Назовите самый известный подвиг Ильи Муромца? *Назвать имена богатырей русских былин на картине В. Васнецова «Три богатыря» *Почему Садко попал на дно к Морскому Царю? ;творческие задания; домашнее задание; «Сундучок пословиц»,

Мы советовали родителям использовать и такие формы как прогулки и экскурсии и целью знакомства с историческими местами Нижнего Новгорода (близкой истории, памятниками архитектуры; посещение краеведческого музея, и т. д.

Благодаря совместной работе изготовлены куклы русских богатырей, атрибуты к познавательным играм: «Что, где, когда», «КВН», «Умники и умницы» т. д. В среде появились детские индивидуальные и коллективные работы: рисунки, поделки. Особый интерес у детей вызвала совместная работа из бросового материала «Возводим крепость».

Главная задача на последнем этапе была организация совместной деятельности с детьми. Особо эффективными в данный период оказались следующие формы и методы работы с детьми: пересказ былин в игровой форме, инсценировки «Встреча Ильи Муромца и Соловья - разбойника» «Садко в гостях у морского царя» и т. д. ; дидактические и настольно-печатные игры «Не одежда красит человека, а работа», «Илья Муромец», «Собери богатыря в дорогу», «Герои русских былин», «Что лишнее»; рисование портретов любимых былинных героев; просмотр аудиокассеты с записью фильмов о былинных героях Руси; этюды на создание выразительных образов богатырей, Соловья - разбойника, морского царя и т. д. ; ребусы и кроссворды по содержанию былин; использование книжек- раскрасок «Богатыри древней Руси»;

Мы подобрали и внесли в предметную среду соответствующий дидактический материал, сделали пособия, трафареты богатырских доспехов, внесли схемы, модели, подобрали детскую литературу.

Работа с родителями была организована в режиме "Дети - родители - педагоги", мы вместе провели такие мероприятия, как спортивное развлечение «Сильные, смелые, ловкие, умелые», спортивное состязание «Будь отважным – не теряйся, сзади всех не оставайся», КВН «Путешествие по былинам»

Мы убедились, что былины можно и нужно применять в работе с детьми дошкольного возраста. Они помогают духовному становлению ребёнка, сближают всех участников педагогического процесса.

Анализ результатов обследования детей в феврале месяце показал, что 80% находятся на высоком и среднем уровне. (Наглядность)

В данной работе использование содержания былин рассматривается как основное средство для достижения поставленной цели и задач, и вместе с тем предлагается использование как известных педагогических методов и приёмов, так и новых в системе взаимодействия: педагог – ребёнок – семья с последующим внесением изменений в предметно – развивающей среде.

Проделанная нами работа позволяет сделать следующие выводы:

былины можно и нужно применять в работе с детьми дошкольного возраста, они помогают духовному становлению ребёнка;

• обогащаются представления детей об основных героях и содержании русских былин, о жизни, быте, основных занятиях людей в древней Руси;

былины сближают всех участников педагогического процесса;

• формируется умение использовать в повседневной жизни малые фольклорные формы.

Публикации по теме:

«Формирование начал патриотизма как проявление ценностного отношения дошкольников к Родине.» "Формирование начал патриотизма как проявление ценностного отношения дошкольников к Родине. " Самое нужное и самое трудное для семьи и.

«Любовь к Родине начинается с…» (размышления на тему гражданско-патриотического воспитания детей дошкольного возраста) «Только тот, кто любит, ценит и уважает накопленное и сохранённое предшествующим поколением, может любить Родину, узнать её, стать подлинным.

Воспитание любви к малой Родине у детей дошкольного возраста Воспитание любви к малой Родине. Маленькая родина всё равно большая, ведь она единственная. Ж. Ренар Воспитание любви к Родине, к своему.

Совершенствование работы по формированию основ патриотического воспитания, любви к Родине, родному краю "Как у маленького дерева, еле появившегося над землей, заботливый садовник укрепляет корень, от мощности которого зависит жизнь растения.

Художественная литература как средство воспитания этических норм у детей старшего дошкольного возраста  Нравственное воспитание одна из актуальных и сложнейших проблем, которая должна решаться сегодня всеми, кто имеет отношение к детям. То,.

Народные игры и праздники как средство нравственно-патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста Вечность и актуальность проблемы нравственно-патриотического воспитания подрастающего поколения бесспорны. Она одна из основных задач общества.

Народные игры и праздники как средство нравственно-патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста Проект : педагогический По количеству участников: групповой Участники : дети старшей группы По продолжительности: - долгосрочный Форма.

Памятка для родителей «Русские народные традиции как средство воспитания в детях чувства патриотизма и любви к Родине» Одним из главных направлений в воспитании детей, я считаю, воспитание чувства патриотизма, любви к своей семье, Родине. В старину, любовь.

Роль книги и литературы в формировании нравственности и воспитания патриотизма у детей дошкольного возраста Всем хорошо известно, что без чтения нет настоящего образования и воспитания. Однако, чтобы чтение вело к приобретению этих качеств, оно.

Воспитание у детей старшего дошкольного возраста любви и уважения к своей малой Родине «Как у маленького деревца, еле поднявшегося над землей, заботливый садовник укрепляет корень, от мощности которого зависит жизнь растения.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Использование русских былин как средство воспитания начал патриотизма и любви к Родине у детей старшего дошкольного возраста
Опубликовано: 8 ноября 2015 в 12:41
+13Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД