Приложение МААМ

Использование символов и знаков в работе по развитию речи у дошкольников с ТНР

Людмила Онищенко
Использование символов и знаков в работе по развитию речи у дошкольников с ТНР
▼ Скачать + Заказать документы

Авторы: Онищенко Л. А., Палеенка С. Б.

Формирование собственной активной речи дошкольника с ТНР (тяжёлое нарушение речи) требует особого внимания, так как пассивная речь в своём развитии опережает активную речь. Ребёнок видит картинку, понимает, что он видит, но испытывает затруднения в подаче речи, нет активности.

Активная речь ребё нка обеспечивается наличием следующих условий: - наглядность (рассматривание предметов, картин помогает детям называть предметы, их характерные признаки, производимые с ними действия);

- создание плана высказывания.

Публикация «Использование символов и знаков в работе по развитию речи у дошкольников с ТНР» размещена в разделах

Как сказал Константин Дмитриевич Ушинский: «Учите ребенка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам - он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит их на лету».

Серия символических образов активизирует подачу речи картинка, облегчает подачу последовательного изложения. И здесь нам на помощь приходит мнемотехника. Мнемотехника в переводе с греческого- «искусство запоминания», это схема, в которую заложена определенная информация, это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведения информации.

Задачи мнемотехники: учить преобразовывать абстрактные символы в об-разы (перекодирование информации); развивать связную речь, развивать основные психические процессы – память, внимание, образное логическое мышление, расширять объем словарного запаса, формировать навык составления рассказа и пересказа услышанного в определённой последовательности, облегчать процесс заучивания стихов и реализации сюжетов в театрализованной деятельности.

Начинать занятия с использованием мнемотехнических приёмов следует как можно раньше, так как у детей дошкольного возраста ведущий вид памяти зрительно-образный.

Использование мнемотаблиц позволяет детям эффективно воспринимать зрительную информацию, перекодировать, сохранять и воспроизводить её. В зависимости от возраста ребёнка, его речевых возможностей, в системе занятий с использованием мнемотаблиц применяются сначала изображения предметов, а затем символов для опосредованного запоминания. Символы приближены к речевому материалу.

По мнемотехническому принципу работа строится по условно-наглядной схеме, которая основывается на принципе – от простого к сложному - мнемокарты, мнемодорожки, мнемотаблицы.

Мнемокарты - это символы и знаки, о содержании которых мы договорились с детьми.

Картинка в квадрате - предмет, в треугольнике - признак, на стрелочке - действие

Мнемодорожки – это цепочки символов и знаков, предложение, это могут быть и чистоговорки.

Мнемотаблица – это объединение мнемодорожек в систему, выражающую рассказ, стихотворение, сказку и т. д.

Подача текста с использованием символов и знаков хорошо активизирует речь ребёнка. В результате их использования, дети с большим удовольствием называют образные предметы, расшифровывают предложения и целые тексты, легко усваивают, запоминают и их воспроизводят.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

«Дифференциация звуков, смешиваемых на письме, с помощью знаков — символов, как профилактика дисграфии» Конспект непосредственной образовательной деятельности в подготовительной группе для детей с ТНР (ОНР) «Дифференциация звуков, смешиваемых.

Использование камешков Марблс в коррекционной работе по развитию речи и зрительных функций у детей с ОВЗ Шарики Марблс— в переводе означает «мраморный». Они берут свое начало от развлечений древних римлян и греков. В наше время камешки Марблс.

Фотоотчет о мероприятии «Путешествие в страну символов и знаков»Фотоотчет о мероприятии «Путешествие в страну символов и знаков» Символы и знаки давно вошли в нашу жизнь и являются неотъемлемой частью. Без них не обходится ни один человек в нашем современном мире.

Использование ИКТ-дидактических игр и упражнений в коррекционной работе с детьми дошкольного возраста с ТНРИспользование ИКТ-дидактических игр и упражнений в коррекционной работе с детьми дошкольного возраста с ТНР Аннотация Данная методическая разработка предназначена для воспитателей групп компенсирующей направленности (ТНР). Учителей-логопедов, воспитателей.

Конспект мастер-класса «Использование приемов ИКТ в работе по развитию речи дошкольников» Мастер-класс «Использование приемов ИКТ в работе по развитию речи дошкольников, на примере создания электронного пособия по звуковому анализу.

Конспект подгрупповой НОД «Комнатные растения» по развитию связной речи у дошкольников подготовительной группы с ТНРКонспект подгрупповой НОД «Комнатные растения» по развитию связной речи у дошкольников подготовительной группы с ТНР (2 год обучения, 3 период)Конспект подгрупповой НОД логопеда по развитию связной речи у дошкольников подготовительной группы компенсирующей.

Мастер-класс «Формирование лексико-грамматических представлений у дошкольников с ТНР через использование логосказок» Мастер-класс по теме «Формирование лексико-грамматических представлений у дошкольников с тяжелыми нарушениями речи через использование.

Презентация «Использование проблемной ситуации на занятиях по развитию речи у дошкольников» Васильченко Наталья ВасильевнаМастер класс для педагогов «Использование проблемной ситуации на занятиях по развитию речи у дошкольников».

Мастер-класс «Использование технологий «синквейн» и «сторителлинг» в работе по развитию речи дошкольников»Мастер-класс «Использование технологий «синквейн» и «сторителлинг» в работе по развитию речи дошкольников» Мастер-класс «Использование технологий «Синквейн» и "Сторителлинг" в работе по развитию речи дошкольников». Подготовила воспитатель Китовского.

Опыт работы «Использование методики «Синквейн» в работе по развитию речи дошкольников» «Если вы мне расскажете, я быстро забуду, если вы мне напишите, я прочитаю, но тоже забуду, а если вы вовлечёте меня в дело, я буду это.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Использование символов и знаков в работе по развитию речи у дошкольников с ТНР
Опубликовано: 21 марта 2019 в 20:48
+36Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Использование символов и знаков в работе по развитию речи у дошкольников с ТНР» (включая файлы) размещена пользователем Людмила Онищенко (УИ 984668) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 13.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД