Людмила Онищенко
Использование символов и знаков в работе по развитию речи у дошкольников с ТНР
▼ Скачать + Заказать документы
Авторы: Онищенко Л. А., Палеенка С. Б.
Формирование собственной активной речи дошкольника с ТНР (тяжёлое нарушение речи) требует особого внимания, так как пассивная речь в своём развитии опережает активную речь. Ребёнок видит картинку, понимает, что он видит, но испытывает затруднения в подаче речи, нет активности.
Активная речь ребё нка обеспечивается наличием следующих условий: - наглядность (рассматривание предметов, картин помогает детям называть предметы, их характерные признаки, производимые с ними действия);
- создание плана высказывания.
Публикация «Использование символов и знаков в работе по развитию речи у дошкольников с ТНР» размещена в разделах
- Заикание, ТНР. Занятия, рекомендации родителям и педагогам
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
Как сказал Константин Дмитриевич Ушинский: «Учите ребенка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам - он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит их на лету».
Серия символических образов активизирует подачу речи картинка, облегчает подачу последовательного изложения. И здесь нам на помощь приходит мнемотехника. Мнемотехника в переводе с греческого- «искусство запоминания», это схема, в которую заложена определенная информация, это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведения информации.
Задачи мнемотехники: учить преобразовывать абстрактные символы в об-разы (перекодирование информации); развивать связную речь, развивать основные психические процессы – память, внимание, образное логическое мышление, расширять объем словарного запаса, формировать навык составления рассказа и пересказа услышанного в определённой последовательности, облегчать процесс заучивания стихов и реализации сюжетов в театрализованной деятельности.
Начинать занятия с использованием мнемотехнических приёмов следует как можно раньше, так как у детей дошкольного возраста ведущий вид памяти зрительно-образный.
Использование мнемотаблиц позволяет детям эффективно воспринимать зрительную информацию, перекодировать, сохранять и воспроизводить её. В зависимости от возраста ребёнка, его речевых возможностей, в системе занятий с использованием мнемотаблиц применяются сначала изображения предметов, а затем символов для опосредованного запоминания. Символы приближены к речевому материалу.
По мнемотехническому принципу работа строится по условно-наглядной схеме, которая основывается на принципе – от простого к сложному - мнемокарты, мнемодорожки, мнемотаблицы.
Мнемокарты - это символы и знаки, о содержании которых мы договорились с детьми.
Картинка в квадрате - предмет, в треугольнике - признак, на стрелочке - действие
Мнемодорожки – это цепочки символов и знаков, предложение, это могут быть и чистоговорки.
Мнемотаблица – это объединение мнемодорожек в систему, выражающую рассказ, стихотворение, сказку и т. д.
Подача текста с использованием символов и знаков хорошо активизирует речь ребёнка. В результате их использования, дети с большим удовольствием называют образные предметы, расшифровывают предложения и целые тексты, легко усваивают, запоминают и их воспроизводят.