Нонна Демидова
«Дифференциация звуков, смешиваемых на письме, с помощью знаков — символов, как профилактика дисграфии»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект непосредственной образовательной деятельности в подготовительной группе для детей с ТНР (ОНР) «Дифференциация звуков, смешиваемых на письме, с помощью знаков – символов, как профилактика дисграфии».
Цель: дифференциация звуков /Ч/ - /Т /.
Задачи:
Публикация «„Дифференциация звуков, смешиваемых на письме, с помощью знаков — символов, как профилактика дисграфии“» размещена в разделах
- Дисграфия и дислексия. Профилактика и коррекция
- Дифференциация и автоматизация звуков
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2019
1. Систематизировать представления детей о транспорте. Вести работу по активизации ранее пройденных предлогов, актуализации и активизации предлогов ИЗ-ПОД, ИЗ-ЗА, К на материале лексической темы «Транспорт». Продолжать совершенствовать навык составления предложения с пройденными предлогами и обозначать эти предложения схемами. Уточнить и дифференцировать артикуляторный уклад звуков /Ч/ - /Т /. Вести работу по дифференциации звуков /Ч/ - /Т / на уровне слов, предложений.
2. Вести работу по развитию слухового внимания и концентрации на материале стихотворных текстов по лексической теме «Транспорт». Закреплять навыки ориентировки на плоскости и в пространстве.
3. Воспитывать умение работать в коллективе, выслушивать товарища, объективно оценивать свои недочеты.
Оборудование: Иллюстрации с изображением транспорта, мостика через речку. Наглядный и раздаточный материал с изображением артикуляторного уклада звуков /Ч/ - /Т /, кармашки для определения места звука в слове, полоски – символы слова. Карточки – символы предлогов. Картинки, содержащие в названии звуки /Ч/ - /Т /. Буквы для слова «транспорт».
Ход занятия:
Л:Мы со звуком Ч играем
Слово к звуку подбираем :
ЧАШКА, ЧАЙ, ЧУЛОК, ЗАЙЧИХА.
Не подходит слово ТИХО. Почему?
У нас в гостях эти 2 звука, очень хитрые и иногда волшебные. Сегодня они вам будут помогать, а, возможно, даже шалить и путать вас. Давайте будем внимательны. Итак, расскажите, как получаются эти звуки.
Д:В словах ЧАШКА ЧАЙ ЧУЛОК ЗАЙЧИХА звук /Ч/ а в слове ТИХО звук /Т /
Л:Что вы можете рассказать про эти звуки?
Д: Дети дают артикуляторный уклад звуков.
Дети дают характеристику звуков.
Л:Вы рассказали про наших гостей и они помогут вам узнать о чем мы сегодня будем говорить. Раздаются кармашки для определения места звука в слове, детям предлагается подобрать несколько картинок с заданной позицией звука. На обратной стороне картинок нанесены цифры от 1 до 9.
Соберите слово по этим цифрам
Д: Читают слово
ТРАНСПОРТ
Л:Какие виды транспорта вы знаете?
Д: Называют
Л:Придумайте предложения с названием какого-нибудь из видов транспорта
Д: Придумывают
Л:Вспомните, что мы называем предложением.
Д: Это когда слова подружились и о чем-то нам рассказали.
Л:Как называются слова - помощники, которые помогают подружиться словам в предложении?
Д: Предлоги
Л:Я прочитаю стихотворение К. Чуковского, а вы послушайте внимательно и назовите предлоги, которые вы услышите:
(зачитывается отрывок из сказки «Тараканище» : «Ехали медведи …жаба на метле»).
Д: НА ЗА В
Л:Какие предлоги вы еще знаете?
Д: ИЗ-ПОД ИЗ-ЗА К
Л:Придумайте предложения с этими предлогами по картинкам.
Д: По иллюстрации с изобр мостика через речку и отдельным ил-м придумывают предложения.
Л: Посмотрите на картинку и послушайте предложение:
«Из-под моста выплыл катерочек». Выложите предложение.
Д: Выкладывают
Л:Давайте прокатимся на машине. Читается и обыгрывается ст Б. Заходере «Шофер»
Давайте вместе с вами найдем слова в которых есть звуки /Ч/ и /Т /
Д: Выкладывают вместе с логопедом на наборном полотне все стихотворение
С помощью знаков – символов обозначают звуки /Ч/ - /Т /
Села птичка на песок,
В речке вымыла носок.
Чистит клювом пёрышки,
Едет в гости к Олюшке
Л: Выложите следующие предложения:
Речке надо тихо журчать, катерочку надо тихо стучать.
Найдите в словах звуки /Ч/ - /Т /
Д: Выкладывают самостоятельно
Л:Определите все звуки в словах «стучать», «журчать»и выложите нашими значками.
Д: Выкладывают слова
Л:Звуки в слове исчезают
Снова появляются
Звуки слово изменяют
Вот как получается:
Чавкать – тявкать
Чавканье – тявканье
Чёлка – тёлка
Честный – тесный
Чиж – тишь
Вечер – ветер
Печка – Петька
Вечерок – ветерок
Мяч – мять
Печь – петь
Спечь – спеть
Пугач – пугать
Д: Вторую колонку слов дети преобразовывают сами
Л:Как хорошо вы научилсь не путать эти звуки, это очень важно. Из-за одного звука может измениться смысл слова.
Итог занятия.