Татьяна Козлова
Использование современных форм сотрудничества с семьями воспитанников, соответствующих ФГОС до
▼ Скачать + Заказать документы
ОТЧЕТ
об использовании современных форм сотрудничества с семьями воспитанников,
соответствующих ФГОС ДО
Старший воспитатель МБДОУ
«Детский сад №8 «Огонёк»
Козлова Т. А.
В связи с переходом дошкольных учреждений на ФГОС ДО, возникли определенные изменения в системе образования и воспитания детей дошкольного возраста. В соответствии с Федеральным образовательным стандартом существует три субъекта образовательного процесса: ребенок, воспитатель и родитель.
Публикация «Использование современных форм сотрудничества с семьями воспитанников, соответствующих ФГОС ДО» размещена в разделах
В пункте 1.4. ФГОС ДО, к основным принципам дошкольного образования» относится взаимодействие Организации с семьей. Появляется понятие «включение родителей» в деятельность дошкольного учреждения, т. е. их активное участие в работе ДОУ, которое оказывает влияние на его функционирование и развитие.
К тому же, одна из главных задач ФГОС ДО — «обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей».
В современных условиях родители (законные представители) воспитанников ДОУ являются непосредственными участниками образовательных отношений. Сотрудничество детей, родителей и педагогов зависит, прежде всего, от того, как складывается взаимодействие взрослых в этом процессе. Результат воспитания может быть успешным только при условии, если педагоги и родители станут равноправными партнерами, так как семья и педагоги воздействуют на одних и тех же детей. В основу этого союза должно быть положено единство стремлений, взглядов на образовательный процесс, выработанные совместно общие цели и образовательные задачи, а также пути достижения намеченных результатов.
Часто бывает, что большая занятость родителей является причиной незаинтересованности жизнью детей в детском саду. В связи с этим актуальной является проблема поиска новых, современных форм сотрудничества с семьями воспитанников.
Педагоги и администрация нашего детского сада стараются к каждой семье найти свой подход с учётом социального статуса и состава семьи. Это дает возможность более эффективно выстраивать сотрудничество с родителями при котором можно лучше узнать ребенка, посмотреть на него с разных позиций, увидеть в разных ситуациях. Следовательно, при необходимости помочь родителям в понимании его индивидуальных особенностей, развитии способностей ребенка, в преодолении его негативных поступков и проявлений в поведении, формировании ценных жизненных ориентации.
Преобладающая часть родителей нашего ДОУ не имеют специальных знаний в сфере воспитания и образования детей и нередко испытывают трудности в установлении контактов с детьми. Поэтому мы ищем наиболее эффективные способы решения этой проблемы, определяем содержание и формы педагогического просвещения в этой связи. Не все родители откликаются на стремление педагогов к сотрудничеству с ними, не проявляют интерес к объединению усилий по воспитанию и обучению своего ребенка. Терпеливо и целенаправленно подбираем путь к решению этой проблемы. На первоначальном этапе начинаем работу и взаимодействие с теми, кто желает участвовать в жизни группы, поддерживает педагогов, даже если таких родителей меньшинство. Постепенно, терпеливо и тактично вовлекаем и остальных родителей в сотрудничество, опираясь на родителей-единомышленников, учитывая интересы каждого ребенка и его семьи.
В своей работе с родителями педагогический коллектив использует как традиционные (беседа, родительские собрания, консультирование, развлекательные мероприятия, выставки совместных работ, оформление стендов, так и инновационные формы взаимодействия.
Основная цель всех видов и форм взаимодействия – доверительные отношения воспитателя с родителями и детьми, объединение их в одну команду, воспитание потребности делится друг с другом своими проблемами и совместно решать их, обогащение родителей практическими, педагогическими знаниями.
За 2016–2017 год «включение» родителей в деятельность детского сада было через такие инновационные формы взаимодействия с родителями как:
- Показы презентаций «Как мы в садике живем», «Фоторепортаж из жизни нашей группы», где родители знакомились с жизнью детей в дошкольном учреждении и в группе раннего возраста.
- Тематические экологические акции «Каждой пичужке-наша кормушка», «Покормите птиц зимой», «Птичий дом», родители совместно с детьми мастерили кормушки для птиц, скворечники, размещали их на территории детского сада, приносили корм для птиц, прививая этим самым детям доброту, заботу о птицах. С этими работами ДОУ участвовал в конкурсах, проводимых Государственным Поронайским заповедником, лучшие работы были отмечены грамотами за 1,2,3 место и развешаны в скверах города.
-Проектная деятельность «Наши защитники», «На прогулку с радостью», «Вперед к звездам!», «Начало реки родник- начало рода семья», «Традиции чаепития» и другие, где педагоги, дети, родители объединяют свои усилия, учатся работать в коллективе, сотрудничать, планировать свою работу. У детей формируется чувство гордости за своих родителей, которые участвуют в проектах, наблюдается и значительное продвижение в развитии детей. Привлекая родителей к участию в проектной деятельности, мы создаем в группе дополнительные возможности для раскрытия индивидуальных способностей детей, выявления творческого потенциала всех участников воспитатель-образовательного процесса.
-Виртуальное общение, целью которого является вовлечение родителей в воспитательно-образовательный процесс посредством ИКТ и интернет ресурсов, через сайт образовательного учреждения, электронный почтовый ящик, АИС «Сетевой город ДОУ», интернет-страницы и сайты педагогов МДОУ, где родители знакомятся с документами регулирующими деятельность ДОУ, образовательной программой, коллективом педагогов, получают полезную информацию о содержании работы с детьми, платных и бесплатных услугах, могут написать, дать комментарий на электронную почту или в социальных сетях.
- «Дни открытых дверей», дают возможность родителям увидеть стиль общения педагогов с детьми, самим «включиться» в общение и деятельность детей и педагогов. В этот день родители, а также другие близкие ребенку люди, принимающие непосредственное участие в его воспитании, имеют возможность свободно посетить дошкольное учреждение, пройти по всем его помещениям, продегустировать детское питание, ознакомиться с жизнью ребенка в детском саду, увидеть, как ребенок занимается и отдыхает, пообщаться с его друзьями.
- «День добрых дел», дают возможность родителям оказать добровольную и посильную помощь своей группе в ремонте игрушек, мебели, помещений группы, помощь в создании предметно – развивающей среды в группе. Такая форма позволяет налаживать атмосферу теплых, доброжелательных взаимоотношений между воспитателями и родителями группы.
-Мини-походы, где целью является заинтересовать родителей в жизни детей в не дома. Совместно с детьми и воспитателями родители посещают Поронайский краеведческий музей, выступления детей группы в других учреждениях, сопровождают на экскурсиях и прогулках за территорией детского сада, на выездных мероприятиях по возложению цветов к памятным местам.
-Семейный маршрут выходного дня «По интересным, увлекательным и красивым местам», где родители совместно с детьми посетив интересные места в выходные дни, дни отпуска, рассказывают об этом другим, через снимки фоторепортажей. Фотовыставки позволяют семье проанализировать семейный опыт, проявить творчество в оформлении фотографии, рассказать ребенку об истории фотографии.
- Мастер-классы для родителей по разным направлениям деятельности образовательного и коррекционного процесса, где воспитатели и специалисты не только рассказывают, дают информацию, но и показывают конкретные, практические способы деятельности, направленные на развитие или коррекцию развития ребенка.
Таким образом, в нашем дошкольном учреждении:
1) создаются благоприятные условия для повышения педагогической и психологической грамотности родителей в воспитании и обучении детей дошкольного возраста;
2) совершенствуются формы включения родителей в деятельность ДОУ;
3) создаются благоприятные условия для привлечения родителей к планированию и организации деятельности ДОУ.