Приложение МААМ

Использование современных подходов к оцениванию на уроках географии

Дьяконицына Екатерина дмитриевна
Использование современных подходов к оцениванию на уроках географии
▼ Скачать + Заказать документы

Аннотация. В статье рассматриваются изменение подходов к оцениванию в период ФГОС, техники формирующего оценивания используемые на уроках географии. Приводятся примеры техники использования ментальных карт. Статья будет интересна практикующим учителям -предметникам.

Аnnotation. The article discusses the change in approaches to assessment during the GEF, the techniques of formative assessment used in geography lessons. Examples of the use of mental maps are given. The article will be interesting to practicing subject teachers.

Публикация «Использование современных подходов к оцениванию на уроках географии» размещена в разделах

Ключевые слова: формирующее оценивание, критериальное оценивание, техники формирующего оценивания, ментальные карты.

Keywords : formative assessment, criteria-based assessment, formative assessment techniques, mental maps.

Разработка и реализация федерального образовательного стандарта явилась одним из приоритетных направлений модернизации образования, направленным на повышение качества образования. Это возможно с введением новых технологий оценивания. Система контроля и оценки не может ограничиваться утилитарной целью - проверкой усвоения знаний и выработки умений и навыков, но конкретному учебному предмету. Она ставит более важную социальную задачу: развить у школьников умение проверять и контролировать себя, критически оценивать свою деятельность, находить ошибки и пути их устранения. Функция оценивания приобрела новый смысл, изменились цели оценивания.

Среди метапредметных результатов, определённых ФГОС, присутствуют следующие умения, которыми должны овладеть школьники на уровне основного общего образования:

-определять совместно с педагогом и сверстниками критерии планируемых результатов и критерии оценки своей учебной деятельности;

-определять совместно с педагогом и сверстниками критерии планируемых результатов и критерии оценки своей учебной деятельности;

-оценивать продукт своей деятельности по заданным и/или самостоятельно определенным критериям в соответствии с целью деятельности;

-свободно пользоваться выработанными критериями оценки и самооценки, исходя из цели и имеющихся средств, различая результат и способы действий.

В соответствии с этим оценивание в период реализации ФГОС становится критериальным и формирующим, т. е. направленным на развитие самооценивания, оценивания для преодоления своих ошибок, устранения пробелов.

Приоритетным направлением школьного географического образования в период реализации ФГОС общего образования становится формирование у обучающихся географической компетентности, воспитание средствами предмета деятельной, самостоятельной, конкурентоспособной, готовой к непрерывному образованию личности.

Основные особенности новой системы оценивания заключаются в критериальной оценке планируемых результатов: предметных, метапредметных, личностных, в комплексном и уровневом подходе в контроле и оценивании. Общие требования к оценке : объективность, понятность ученику, учителю, родителям, содержательность (возможность проверки на разных уровнях, прозрачность, достигаются развитием навыков у учащихся к самооцениванию, оценке по критериям, введению приемов формирующего оценивания.

Уже на первых уроках начального курса географии пятиклассники приобретают навыки оценивания, которые в последующем закрепляются. Необходимость формирования у обучающихся навыков оценивания и самооценивания всех видов деятельности осуществляется через оценивание своей работы в группе и работу группы по заданным критериям.

На уроке «Изображение земной поверхности» для оценивания умений определения азимута, сторон горизонта, приобретенных на предыдущем занятии, предлагаю пятиклассникам карточки-задания, работая в группах. Каждая группа получает карточки с вопросами:

1) Скорректируй алгоритм определения азимута: найти направление на объект – сориентировать компас – положить на компас тонкую палочку по направлению от центра компаса к объекту – ознакомиться со шкалой компаса.

2) Определите по плану местности азимут, по которому нужно двигаться от домика лесника до родника.

3) Найдите соответствие (сторона горизонта - азимут)

Северо-восток 180

Юг 90

Восток 225

Юго-запад 45

4) Определите по компасу азимут на предмет в кабинете географии.

5) Приведите примеры необходимости умения использовать компас из собственного опыта.

Критерии оценивания известны учащимся заранее, в данном задании: правильность выполнения задания – 5 баллов, активная работа в группе – 1 балл, скорость выполнения – 1 балл, всего – 7 баллов.

На этапе первичного закрепления знаний пятиклассники выполняют задания, требующие осознанного понимания приобретенных знаний по теме «Изображение земной поверхности». «Какой вид изображения земной поверхности представляет наиболее точную характеристику местности? В каких ситуациях человеку требуется план местности или карта?» Обсуждение в группах позволяет оценить правильность ответов по заданным критериям.

На этапе самостоятельной работы учащиеся, работая с планом местности, оценивают себя за умение применять знания на практике. Самооценку учащиеся проводят по понятным им критериям. Например, критерии оценивания к данному уроку «Изображение земной поверхности».

- Я умею определять направления сторон горизонта на плане местности.

- Я умею пользоваться условными знаками.

- Я умею определять азимут по плану местности.

- Я умею читать план местности.

- Я умею ориентироваться с помощью компаса.

По завершении работы учащиеся подсчитывают суммарное количество баллов, полученных на всех этапах урока, и оценивают свою деятельность и деятельность группы. Учащиеся подсчитывают количество набранных баллов и, используя шкалу перевода баллов в оценку, оценивают себя на уроке.

Постепенно учащиеся приобретают опыт оценивания, определения критериев оценки. Этот процесс увлекает. Ученик стремится к проверке своих знаний, к установлению того, чего он достиг, а что ему еще предстоит преодолеть. Таким образом, он превращается в равноправного участника процесса обучения.

Оценивание на каждом этапе урока позволяет учащимся увидеть, из чего складывается итоговая оценка. Таким образом, критериальное оценивание выполняет функцию обратной связи, когда ученик получает информацию о своих успехах и неудачах. При этом даже самые неудовлетворительные результаты промежуточной работы воспринимаются учеником лишь как рекомендации для улучшения собственных результатов. Главное достоинство системы оценки в соответствии с ФГОС в том, что вместо воспроизведения знаний оцениваются разные направления деятельности учащихся, то есть то, что им нужно в жизни в ходе решения различных практических задач.

Формированию у учащихся навыков оценивания способствует заполнение на уроках индивидуальных маршрутных листов, листов самооценивания, опросников самодиагностики.

Учителю географии каждый день приходится использовать на своих уроках различные географические карты (физические, политические, комплексные, контурные, учебник, обязательно дополнительную литературу. Каждый урок учащиеся должны переработать значительный объем информации. Поэтому технология формирующего оценивания - составление ментальных карт (интеллект-карт, дающая возможность запоминать большой объем информации, учителями географии наиболее применима.

Суть технологии – это формирование умения переработки большого объема информации и изображение ее в виде логической схемы, состоящей из ключевых понятий, образов и явлений. Данная технология представляет собой шаг вперед на пути от одномерного, линейного логического мышления (причина-следствие, да или нет) к многомерному, неограниченному.

Ментальная карта – это логический рисунок, заполняемый с помощью условных знаков, символов и слов. Это объемная модель изучаемой темы, простая техника графического представления информации, объединяющая одновременно слова и образы. В центре карты располагается ключевое понятие, от которого идут связанные понятия из текста, либо дополнительная информация, которую знает ученик из прошлых уроков, или дополнительных источников. Технологию создания ментальных карт можно использовать во всех классах. Основную идею, проблему, образ, предмет, объект располагаем в центре листа («Рельеф Земли», «Природные зоны России», «Австралия в огне», «Антарктида – холодильник Земли»). При изучении темы «Природные зоны Африки» в 7 классе ключевое слово берем «Саванна» и размещаем его в центре листа. Для изображения центральной идеи можно использовать рисунки, картинки. В тетради или на отдельном листке пишем все, что знаем о саванне, затем наводим порядок с записях, ассоциируем по смыслу. Подбираем ключевые слова и ключевые фразы (компоненты природной зоны) : климат, воды, почвы, растения, животные. Добавляем ветви к ключевому слову, каждая главная ветвь имеет свой цвет. Главные ветви соединяются с центральной идеей, а ветви второго, третьего и т. д. порядка соединяются с главными ветвями. Главные ветви будут - климат, воды, почвы, растения, животные; ветви второго порядка ассоциации к словам «климат, воды, почвы, растения, животные».

Фрагменты ментальных карт «Саванна» «Австралия»

Использование на уроках географии критериального оценивания и техник формирующего оценивания (опросник самодиагностики, кластер, составление ментальных карт, матрица запоминания, составление тестов) позволяют соотнести оценочную деятельность педагога и ученика. Учитель и ученик в таком случае выступают как равнозначные субъекты оценочной деятельности. Формирующее оценивание переводит оценку из инструмента наказания – поощрения в инструмент саморазвития. Как говорил В. Г. Белинский «Надо учить не содержанию науки, а деятельности по её освоению».

Список литературы

1. Асмолов, А. Г. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли пособие для учителей / А. Г. Асмолов. – М. Просвещение, 2013. – С. 12-24.

2. Пинская М. А. Формирующее оценивание : оценивание в классе / М. А. Пинская. – М. : Логос, 2012.

3. Примерная основная образовательная программа основного общего образования (от 08.04.2015 г. № 1/15 в действующей редакции; п. 1.2.4

4. Шамова Т. И. Современные средства оценивания результатов обучения в школе. – М. : Педагогическое общество России, 2012.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Использование здоровьесберегающих технологий на уроках истории и обществоведческих дисциплин Выступление на районном методическом объединении учителей истории и обществознания по теме: «Использование здоровьесберегающих технологий.

Фотоотчёт «Неделя географии в ДОУ»Фотоотчёт «Неделя географии в ДОУ» Фотоотчёт «Неделя географии в ДОУ» «Географии основы Заставляют стать поэтом! Не опишешь тусклым словом Нашу яркую планету…» И. И. Ландо.

Использование на уроках ОБЖ сюжетно-наглядных материалов Проводя занятия по ОБЖ, я увидела необходимость совершенствования контроля знаний учащихся - с учетом того, что как ни в одном другом предмете.

Использование приемов ТРИЗ в развитии речи современных дошкольниковИспользование приемов ТРИЗ в развитии речи современных дошкольников Использование приемов ТРИЗ в развитии речи современных дошкольников. Речь относится к числу психических функций, принципиально отличающих.

Использование элементов дистанционного обучения на уроках математики и экономики Орлова Т. М. учитель математики и экономики МБОУ СОШ №5 г. Саяногорск Использование элементов дистанционного обучения на уроках математики.

Консультация для воспитателей «Использование современных пластических масс для лепки в детском саду»Консультация для воспитателей «Использование современных пластических масс для лепки в детском саду» Уважаемые коллеги! Сегодня никого из нас не удивишь разнообразными пластическими массами для лепки. Одним из самых популярных пластилинов.

Консультация «Использование новых подходов в работе с дошкольниками для достижения современных целей образования»Консультация «Использование новых подходов в работе с дошкольниками для достижения современных целей образования» Консультация для педагогов «Использование новых подходов в работе с дошкольниками для достижения современных целей образования (технологическая.

Фотоотчет «Межрайонная конференция «Использование современных образовательных технологий в дошкольном образовании»Фотоотчет «Межрайонная конференция «Использование современных образовательных технологий в дошкольном образовании» Межрайонная педагогическая конференция «Использование современных образовательных технологий в дошкольном образовании» Конференция проходила.

Простые занятия географии «Посткроссинг на МAAM»Простые занятия географии «Посткроссинг на МAAM» Доброго времени суток всем, дорогие мои коллеги! Вот и пролетели новогодние каникулы. Но, похоже, что время чудес не заканчивается, а.

Работа с родителями в современных условияхРабота с родителями в современных условиях В современных условиях достичь высокого качества образования дошкольников, возможно только при активном сотрудничестве с родителями. Наша.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Использование современных подходов к оцениванию на уроках географии
Опубликовано: 20 мая 2020 в 12:33
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Использование современных подходов к оцениванию на уроках географии» (включая файлы) размещена пользователем Дьяконицына Екатерина дмитриевна (УИ 2097293) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД