Лучший педагог года

Использование современных технологий при формировании музыкальной культуры в процессе знакомства с народной музыкой

Татьяна Турчанинова
Использование современных технологий при формировании музыкальной культуры в процессе знакомства с народной музыкой

Процесс реорганизации всей системы образования, протекающий много лет, предъявляет высокие требования к организации дошкольного воспитания и обучения, интенсифицирует поиски новых, более эффективных психолого – педагогических подходов к этому процессу. Развитие дошкольного образования, его переход на новый качественный уровень не могут осуществляться без разработки инновационных технологий.

Публикация «Использование современных технологий при формировании музыкальной культуры в процессе знакомства с народной музыкой» размещена в разделах

С 1 января 2014 года в соответствии с приказом Минобрнауки РФ от 17 октября 2013 года введены Федеральные Государственные Образовательные Стандарты (ФГОС) дошкольного образования. Новый нормативный документ определяет основу образовательной программы российского детского сада и выдвигает в качестве основной цели педагогической работы развитие каждого ребенка. Инновации определяют новые методы, формы, средства, технологии, использующиеся в педагогической практике, ориентированные на личность ребенка, на развитие его способностей.

Инновационные технологии – это система методов, способов, приемов обучения, воспитательных средств, направленных на достижение позитивного результата за счет динамических изменений в личностном развитии ребенка в современных социокультурных условиях.

Личностно-ориентированные технологии ставят в центр всей системы дошкольного образования личность ребенка, обеспечение комфортных условий, бесконфликтных и безопасных условий ее развития, реализацию имеющихся природных потенциалов. Технология реализуется в развивающей среде, отвечающей требованиям содержания новых образовательных программ. Эта технология в музыкальном воспитании не осуществима без музыкального зала, пособий по музыкальному воспитанию, костюмов, музыкальных инструментов и т. д. На сегодняшний день появились куда более интересные способы разобраться в музыке, почувствовать и понять ее.

Технологий великое множество, но и тут необходимо выбрать ту, которая позволит раскрыть музыку с какой-то неведомой стороны, поможет разобраться в стилях, расширить представление о ней, достигнуть воспитательного эффекта.

Основные требования, которые предъявляются к современным педагогическим технологиям – это концептуальность, системность, управляемость, эффективность и воспроизводимость.

Одним из методов применения инновационных технологий является применение ИКТ. Использование компьютера для обучения и развития детей дошкольного возраста можно условно разделить на непосредственное и опосредованное.

1. Опосредованное обучение и развитие.

а) Использование глобальной сети Интернет.

Возможности, предоставляемые сетевыми электронными ресурсами, позволяют решить ряд задач, актуальных для специалистов, работающих в системе дошкольного образования.

Во-первых, это дополнительная информация, которой по каким-либо причинам нет в печатном издании.

Во-вторых, это разнообразный иллюстративный, музыкальный репертуар, как статический, так и динамический (анимации, видеоматериалы).

В третьих, в информационном обществе сетевые электронные ресурсы – это наиболее демократичный способ распространения новых методических идей и дидактических пособий, доступный педагогам независимо от места их проживания.

Использование Интернет-ресурсов позволяет сделать образовательный процесс для старших дошкольников информационно емким, зрелищным, комфортным. Информационно-методическая поддержка в виде электронных ресурсов может быть использована во время подготовки музыкального руководителя к праздникам и развлечениям, к занятиям, например для изучения новых методик, при подборе наглядных пособий к занятию.

Поисковые системы сети Интернет предоставляют музыкальным руководителям возможность найти практически любой материал по вопросам развития и обучения детей, любые фотографии, иллюстрации, видео для занятий.

В своей деятельности активно использую эту возможность. В 2013 году создала в социальной сети работников образования nsportal.ru свой персональный сайт (https://nsportal.ru) и разместила свое электронное портфолио. Созданный сайт в настоящее время использую для распространения своего педагогического опыта и ознакомления с опытом других. Наряду с этим участвую в интернет конкурсах. Во Всероссийском конкурсе детских утренников «Выпускной 2013-го» наше ДОУ заняло 1 место по Краснодарскому краю.

б) Использование компьютера для ведения документации.

Компьютер может оказать неоценимую услугу воспитателям и специалистам ДОУ по составлению всевозможных планов мероприятий с помощью программ-организаторов, вести индивидуальный дневник ребенка, записывать различные данные о нем, результаты тестов, выстраивать графики, в целом отслеживать динамику его развития.

С помощью компьютера я оформляю документацию, составляю сценарии утренников, презентации к утренникам либо другим мероприятиям.

2. Непосредственное обучение.

а) Использование развивающих компьютерных программ.

Возможности компьютера позволяют увеличить объем предлагаемого для ознакомления материала. Яркий светящийся экран привлекает внимание, дает возможность переключить у детей аудиовосприятие на визуальное, анимационные герои вызывают интерес, в результате снимается напряжение.

Специалисты выделяют ряд требований, которым должны удовлетворять развивающие программы для детей: исследовательский характер; легкость для самостоятельных занятий ребенка; развитие широкого спектра навыков и представлений; высокий технический уровень; возрастное соответствие; занимательность.

б) Использование мультимедийных презентаций.

Мультимедийные презентации позволяют представить обучающий и развивающий материал как систему ярких опорных образов, наполненных исчерпывающей информацией. В этом случае задействуются различные каналы восприятия, что позволяет заложить информацию не только в фактографическом, но и в ассоциативном виде в память детей.

Цель такого представления развивающей и обучающей информации – формирование у детей системы мыслеобразов. Подача материала в виде мультимедийной презентации сокращает время обучения. Высвобождает ресурсы здоровья детей.

Использование на занятиях мультимедийных презентаций позволяет построить учебно-воспитательный процесс на основе психологически корректных режимов функционирования внимания, памяти, мыследеятельности, гуманизации содержания обучения и педагогических взаимодействий, реконструкции процесса обучения и развития с позиций целостности.

На занятиях по музыкальному воспитанию с помощью ИКТ можно играть, подбирать оформление к прослушанному музыкальному произведению, просматривать отрывки из опер и балетов, знакомить детей с композиторами. На праздниках, информационно - коммуникационные технологии могут быть использованы в качестве красочного оформления, заставки, сюрпризного момента т. д.

Исходя из материально-технических средств в нашем ДОУ имеется компьютер, мультимедийная установка (проектор и экран). Показ информации на экране вызывает у детей огромный интерес. Движение, звук, мультипликация привлекают внимание, стимулируют познавательную активность, предоставляют возможность индивидуализации обучения и мы используем имеющиеся у нас ресурсы.

Практика показала, что использование ИКТ в музыкальном воспитании позволяет раскрыть музыку с какой-то неведомой стороны, помогает разобраться в стилях, расширяет представление о ней, приобщает детей к музыкальной культуре, расширяет музыкальный кругозор, развивает музыкально-сенсорные способности, активизирует слуховое восприятие детей, формирует знание о средствах музыкальной выразительности и свойствах музыкального звука.

Публикации по теме:

Использование инновационной технологии «Метод проектов» в коррекционной работе с детьми старшего дошкольного возраста с ОНР Авторы: учитель-логопед Горохова Ирина Николаевна, учитель-логопед Савилова Елизавета Анатольевна, учитель-логопед Шелковникова Светлана.

Современные образовательные технологии Современные образовательные технологии. Процесс реорганизации всей системы образования, протекающий много лет, предъявляет высокие требования.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Использование современных технологий при формировании музыкальной культуры в процессе знакомства с народной музыкой
Опубликовано: 27 июня 2014 в 16:18
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.

В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД