Вера Атяшева
Использование современных технологий в воспитательно-образовательном процессе с детьми в разных видах деятельности.
▼ Скачать + Заказать документы
помогли бы ему строить весь образовательный процесс в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования. А значит, использовать в своей работе современные методы, формы обучения и воспитания, современные педагогические технологии обучения. В последние годы происходит существенные изменения в системе дошкольного образования. Нормативно - правовые документы федерального уровня последних лет, в первую очередь Федеральный закон «Об образовании» от 29.12.2009г №273-ФЗ, - Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования», - Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» (Утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской от 15 мая 2013 года №26 «Об утверждении САНПИН» 2.4.3049-13); внесли значительные коррективы в сложившиеся представления работников системы дошкольного образования о программе обеспечения деятельности ДОУ. Поэтому основная задача педагога дошкольного учреждения – выбрать методы и формы организации работы с детьми, инновационные педагогические технологии, которые оптимально соответствуют поставленной цели развития личности. Современные педагогические технологии в дошкольном образовании направлены на реализацию государственных стандартов дошкольного образования. Принципиально важной стороной в педагогической технологии является позиция ребенка в воспитательно-образовательном процессе, отношение к ребенку со стороны взрослых. Взрослый в общении с детьми придерживается положения: «Не рядом, не над ним, а вместе!». Его цель - содействовать становлению ребенка как личности.
Публикация «Использование современных технологий в воспитательно-образовательном процессе с детьми в разных видах деятельности,» размещена в разделах
Педагогические технологии с детьми
При взаимодействии с детьми используется личностно – ориентированный подход. Считаем, что каждый ребёнок уникален в своей индивидуальности и имеет право развиваться в собственном темпе, по своей образовательной траектории. В группе всегда разные дети, с разным уровнем развития. При формировании групп учитываются личностное отношение воспитанников к окружающей действительности, степень освоения программного материала, интерес к изучению нового материала, особенности развития психических процессов. Используется дидактический материал, различающийся по содержанию, объему, сложности, методам и приемам выполнения заданий, тщательно продумывается содержание развивающей среды. Еженедельно обновляется игровая и наглядно дидактическая среда в зависимости от единой темы. При планировании предусматривается виды самостоятельной свободной детской деятельности, где дети могут закрепить знания, умения, навыки в самостоятельных играх и взаимодействии с окружающей средой. Иллюстрации, книги, игрушки, макеты, работы детей, использованные на тематической неделе, оформляются в группе, чтобы дети вне образовательной деятельности повторно рассматривали, использовали для игры, беседовали со сверстниками в свободной обстановке и тем самым закрепляли свои знания по теме. В группах появились традиции проводить «Утро радостных встреч», оформлять результат работы по тематической неделе в группах, родители тоже принимают активное участие. Стараются развивать у детей активность, успешность, хорошее отношение к сверстникам через стимулирование, поощрение, с помощью плакатов добрых дел, плакаты настроения.
Используется с детьми здоровьесберегающие образовательные технологии. Время проведения, во время образовательной деятельности, в совместной деятельности, на прогулке, во второй половине дня. Цель этой технологии. Cтановление осознанного отношения ребёнка к здоровью и жизни человека, самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения. Используется бодрящая гимнастика после сна. Для улучшения самочувствия у детей, к склонных к частым простудным заболеваниям; игры серии «Лечимся сами». Используется некоторые виды закаливающих процедур ( обширное умывание: лица, шеи, рук до локтей, босохождение по мокрым дорожкам, оздоровительный бег, и судя по показателям общей заболеваемости за 2014г составила 8.1%, за 2015г. 7.6%, можно с уверенностью сказать, что их использование эффективно.
В педагогической практике используется метод проектов, реализуются краткосрочные творческие, познавательные, игровые проекты, во время образовательной деятельности, в режимных моментах, в игровой деятельности, в повседневно-бытовых ситуациях. Обращают при этом внимание, на всестороннее развитие личности воспитанника и преследуют, следующие цели: выявление талантливых детей, активизация воспитательного процесса, формирование у воспитанников интереса к исследовательскому поиску. Развитие и обогащение социально-личностного опыта посредством включения детей в сферу межличностного взаимодействия. Формирование положительного отношения к окружающему миру. На этапе, когда у воспитанников в процессе работы над любым творческим проектом накапливается много вопросов, фиксируется детский вопрос или детская инициатива на листе бумаги. Регулярно (1 раз в неделю) проводим круглые столы вопросов и ответов детей. На образовательной деятельности каждый из воспитанников может задавать новый вопрос, а остальные дети помогают проявлять свой интерес, коллективно обсуждать ответы на вопрос. Воспитанники высказывают разные версии, варианты ответа. Позже воспитанники переводят свои инициативы в идеи («Давайте вырастим бабочку, цветок). Вокруг одной идеи ребята могут группироваться, выполнять работу сообща. Детская совместность возникает либо на основе общего интереса («Нам вместе интересно узнавать что-то новое», либо на основе взаимной симпатии («Я хочу делать проект с Витей»). Даем возможность ребятам попробовать разные роли в коллективе. Так они получают опыт групповой самостоятельной работы, учатся договариваться, распределять роли внутри проекта. Последний этап работы над проектом это или презентация, оформление альбома, фотовыставки. Образовательная деятельность проводятся в системе развивающего обучения с использованием приемов ТРИЗ - технологии. Можно проводить в группе, на участке, в экологической комнате Целевые ориентации данной технологии : обучить творческой деятельности, ознакомить с приемами творческого воображения, научить решать изобретательские задачи. ТРИЗ - технологии способствуют повышению уровня коммуникативной, информационной, компетентности воспитанников, что актуально в условиях внедрения федерального государственного образовательного стандарта. В результате у детей возникает положительное эмоциональное отношение к образовательной деятельности, возрастает познавательная активность и интерес, проявляется стремление к новизне, к фантазированию, речь становится более образной и логичной. Используется в работе элементы ТРИЗ, учитываются дидактические принципы: 1. Принцип свободы выбора. 2. Принцип открытости - нужно предоставить ребенку возможность работать с открытыми задачами. В условие творческого задания необходимо закладывать разные варианты решения. 3. Принцип деятельности - в любое творческое задание нужно включать практическую деятельность. 4. Принцип обратной связи — можно регулярно контролировать процесс освоения детьми мыслительных операций, так как в новых творческих заданиях есть элементы предыдущих. 5. Принцип идеальности — творческие задания не требуют специального оборудования и могут быть частью любого занятия, что позволяет максимально использовать возможности, знания и интересы детей. Игровые технологии. Игра, которая является основным видом деятельности детей. Сюжетно-ролевые, театрализованные, коммуникативные, подвижные дидактические игры, подвижные с правилами,
игровые упражнения проводятся во время образовательной деятельности, в самостоятельной и в свободной деятельности, на прогулке, в повседневно-бытовых ситуациях, беседах, во второй половине дня. Деятельность может быть организована незаметно для ребенка, посредством включения педагога в процесс игровой деятельности. Цель технологии : Воспитывающие : воспитание самостоятельности, сотрудничества, коммуникативности. Дидактические: расширение кругозора, познавательная деятельность, формирование определенных умений и навыков, необходимых в практической деятельности. Развивающие: развитие внимание, памяти, речи, мышления, мотивация учебной деятельности. Социализирующие: приобщение к нормам и ценностям общества, адаптации к условиям среды, обучению общению. При организации сюжетно-ролевых игр создаем необходимые условия для развития игрового сюжета: создаем предметно-игровую среду с учётом возрастных и индивидуальных особенностей детей; организовываются и осуществляются игровая деятельность детей последовательно и систематически; активно используются методы и приёмы обучения детей игровым действиям, а в старшем возрасте игровой цепочкой, согласно выбранной роли или игровому сюжету; поддерживается интерес детей к игре, развивается инициатива у детей, приучая их задумываться над темой игры, самостоятельно выбирать наиболее интересную. Использование игровых приёмов и методов в нестандартных, проблемных ситуациях формирует гибкое оригинальное мышление у детей.
Интеллектуально-творческого развития - детское экспериментирование, нетрадиционные техники рисования. Время проведения в режиме дня. В режимных моментах, в игровой деятельности, в повседневно-бытовых ситуациях, во время образовательной деятельности, в самостоятельной и в свободной деятельности, на прогулке. Цель технологии : Является развитие с одной стороны таких качеств: мышления, как гибкость, подвижность, системность, диалектичность, а с другой стороны поисковой активности, стремления к новизне, развитие речи и творческого воображения. Стремление расширять свой кругозор. Изобразительная деятельность с применением нетрадиционных материалов и техник способствует развитию мелкой моторики рук и тактильного восприятия, внимания и усидчивости, изобразительных навыков и умений, наблюдательности, эмоциональной отзывчивости. Во многом результат работы ребёнка зависит от его заинтересованности, поэтому на образовательной деятельности активизировается внимание ребенка, побуждается его к деятельность при помощи дополнительных стимулов. Такими стимулами могут быть:
• Игра, которая является основным видом деятельности детей;
• Сюрпризный момент - любимый герой сказки или мультфильма приходит в гости и приглашает ребенка отправиться в путешествие;
• Просьба о помощи, ведь дети никогда не откажутся помочь слабому, им важно почувствовать себя значимыми;
• Музыкальное сопровождение
Мнемотехнология как средство развития памяти ребенка. Мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации. Использование мнемотехники для дошкольников в настоящее время становится все более актуальным. Цель обучения – развитие памяти (разных видов : слуховой, зрительной, тактильной, двигательной, мышления, внимания, воображения. Используется в работе в качестве дидактического материала мнемотаблицы и мнемодорожек. Мнемотаблица — это схема, в которую заложена определенная информация. Овладение приемами работы с мнемотаблицами значительно сокращает время обучения и одновременно решает задачи, направленные на:
•развитие основных психических процессов — памяти, внимания, образного мышления;
•развитие мелкой моторики рук при частичном или полном графическом воспроизведении.
Технология портфолио дошкольника
Портфолио — это копилка личных достижений ребенка в разнообразных видах деятельности, его успехов, положительных эмоций, возможность еще раз пережить приятные моменты своей жизни, это своеобразный маршрут развития ребенка. Процесс создания портфолио является своего рода педагогической технологией. Вариантов портфолио очень много. Содержание разделов заполняется постепенно, в соответствии с возможностями и достижениями дошкольника.
Технология детское экспериментирование. Детское экспериментирование как специально организованная деятельность способствует становлению целостной картины мира ребенка дошкольного возраста и основ культурного познания им окружающего мира. Углубленная работа с детьми по формированию их познавательной сферы способствовала разработке собственной педагогической технологии. Итогом проведенной работы стали разработка и апробация методического и дидактического материала, создание условий для организации поисково-экспериментальной деятельности. Гораздо важнее воспитать у ребят познавательный интерес к объектам природы, желание и умение наблюдать, экспериментировать, понимать, что в окружающем мире все взаимосвязано.
Педагоги используют в образовательном процессе следующие электронные материалы: Мультимедийные игры и презентации. Использование информационных компьютерных технологий помогает перейти на новую коммуникативную и интерактивную по своей форме технологию, основанную на методе постановки и решения образовательной задачи. Мы считаем, что использование ИКТ в воспитательном процессе повышает интерес детей к этим играм они увлекательные, интересные и запоминающиеся.
Предметно-развивающая среда организована с учётом федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, что способствует организации содержательной образовательной деятельности и разностороннего развития каждого ребёнка, созданию благополучного эмоционально-психологического климата в группах.
Таким образом, эффективность деятельности доказана результатами мониторинга: Наши воспитанники :
– интересуется окружающими предметами, активно действует с ними, исследует их свойства, экспериментирует;
– ребенок обладает воображением, которое реализуется в разных видах деятельности и прежде всего в игре;
– ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может высказывать свои мысли и желания, использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности;
– у ребенка развита крупная и мелкая моторика;
– ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей.
Список используемых источников.
1. Закон РФ «Об образовании»
2. Конвенция ООН о правах ребенка.
3. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования.
4. https://nsportal.ru. Социальная сеть работников
5. https://www.maam.ru. МааМ. ру