МААМ-картинки

Использование здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе ДОУ с детьми 2–3 лет

Елена Майорова
Использование здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе ДОУ с детьми 2–3 лет

Актуальная тема для разговора во все времена – это здоровье человека. В современных условиях возрастает социальная и педагогическая значимость сохранения здоровья ребенка. Исследования последних лет констатируют ухудшение здоровья населения России. Увеличивается смертность, падает рождаемость, обостряется проблема бедности, значительная часть населения страны находится в состоянии хронического дистресса. Указанные негативные тенденции остро отражаются на здоровье подрастающего поколения. По данным Д. И. Зелинской, в течение последнего десятилетия наблюдается деселерация, т. е. замедление темпов развития юных россиян. Количество здоровых детей и подростков едва достигает пятой доли от их общего числа; около трети детей, поступивших в школу, уже имеют хроническую патологию.

Публикация «Использование здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе ДОУ с детьми 2–3 лет» размещена в разделах

Подготовка ребенка к здоровому образу жизни на основе здоровьесберегающих технологий должна стать приоритетным направлением в деятельности каждого образовательного учреждения, особенно для детей дошкольного возраста. По данным Минздравминпрома и Госкомэпиднадзора России лишь 14% детей практически здоровы, 50% имеют функциональные отклонения, 35-40% имеют хронические заболевания. Количество детей, которые уже в начальных классах оказываются не в состоянии за отведенное время и в необходимом объеме усвоить программу, колеблется от 20% до 30% от общего числа учащихся.

Необходимо совершенствовать систему образования, активизировать детскую В настоящее время проблемой формирования у детей основ здорового образа жизни занимаются ученые из различных областей знаний: медики и физиологи (В. Н. Дубровский, Ю. П. Лисинин, психологи и экологи (О. С. Осадчук, А. Ф. Аменд, педагоги (В. Г. Алямовская, Р. Стеркина, М. Лазарев и др.)

Интерес ученых к этой проблеме не случаен. Направленности личности на ЗОЖ процесс сложный и противоречивый, на него влияют экологическая обстановка, общественное мнение, технологии воспитательно- образовательного процесса, семейное воспитание.

В соответствии с Федеральным Законом «Об образовании в РФ» здоровье детей относится к приоритетным направлениям государственной политики в сфере образования.

В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования главной задачей является: охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия.

В Концепции указывается, что дошкольное образование должно стать полноценным звеном в системе непрерывного образования. Только здоровый ребенок может быть успешен в процессе личностного и интеллектуального развития, а значит, успешен в обучении. От того насколько грамотно организована работа с детьми по физическому воспитанию, насколько эффективно используются для этого условия дошкольного учреждения, зависит здоровье ребенка.

Основная задача детского сада - подготовить ребенка к самостоятельной жизни, дав ему для этого необходимые умения, навыки, воспитав определенные привычки. Но может ли каждый профессионально подготовленный педагог, просто взрослый ответственный человек бесстрастно относится к неблагополучному состоянию здоровья своих воспитанников, его прогрессирующему ухудшению? Одним из ответов на этот, во многом риторический вопрос и стала востребованная педагогами образовательного учреждения здоровьесберегающих образовательных технологий.

Проведенный анализ современных программ, реализующих идеи концепции о сохранении здоровья ребёнка, таких, как «Основы безопасности детей дошкольного возраста» Р. Стеркиной, «Здравствуй!» М. Лазарева, показал, что все эти программы, имеющие несомненные достоинства и оригинальность подходов к построению педагогической работы, не охватывают в полной мере все стороны жизнедеятельности ребёнка в детском саду.

На мой взгляд, приемлемые для нашего детского сада здоровьесберегающими технологиями по укреплению сохранения здоровья являются : программа Вераксы «От рождения до школы»

И как следствие,обратились к программе Картушина. М. Ю «Зеленый огонек здоровья»

Алямовская. В. Г. «Как воспитать здорового ребенка».

М. А. Павлова,М. В. Лысогорская, Здоровьесберегающая система.

Цвынтарный В. В. «Играем пальчиками и развиваем речь».

Узорова О. В,Нефедова Е. А «Пальчиковая гимнастика»

Глазырина Л. Д. «Здоровьесберегающие технологии в ДОУ».

Программа «Зелёный огонёк здоровья», направлена на формирование у маленького ребёнка интереса к своему личному здоровью, ответственности, внутренней активности. Она отличается от существующих программ для дошкольников следующими моментами:

1)Вся жизнедеятельность ребёнка в детском саду рассматривается под валеологическим аспектом. Автор рекомендует естественное включение, «вхождение» данной программы в целостный педагогический процесс.

2) Акцент в валеологической работе делается на профилактику простудных заболеваний, нарушений опорно-двигательного аппарата и зрения, что особенно актуально для нашего региона.

3) В структуру валеологических занятий тесно вплетены различные виды деятельности: наряду с дыхательными и двигательными упражнениями, психогимнастическими этюдами ребёнок поёт, танцует, импровизирует. Синтез различных видов деятельности подчинён одной цели — мотивации здорового образа жизни и формированию здоровья.

4)Важнейшую роль в программе играет музыка, которая является не дополнительным материалом, а интегральной основой всего курса. С помощью музыки проводится развивающий дозированный эмоциональный тренинг, который приводит к улучшению психологического и физиологического состояния организма ребёнка.

5) Программа допускает вариативность. Педагог может сократить занятие, если дети устали, заменить какую-либо его часть. Так, в песенный репертуар можно включать знакомые песни; комплекс общеразвивающих упражнений можно заменить комплексом аэробики под ритмичную музыку и т. п.

6)Валеологические занятия не являются строго регламентированными по времени. При проведении занятия нужно учитывать самочувствие детей, их эмоциональное состояние. В идеале занятие рассчитано на 30-35 минут, но при необходимости его можно сократить.

Реализация программы строится на выделении доминирующих оздоровительно - образовательных целей.

Цель: обеспечить дошкольнику высокий уровень реального здоровья, вооружив его необходимым багажом знаний, умений, навыков, необходимых для ведения здорового образа жизни, и воспитав у него культуру здоровья. Решению этой цели подчинены многие задачи, которые решает педагог в процессе своей деятельности.

Задачи:

1. Создать в группе здоровьесберегающую предметно-пространственную образовательную среду с целью оптимизации физического развития и воспитания основ здорового образа жизни й детей.

2. Внедрить в образовательный процесс ДОУ современные здоровьесберегающие образовательные педагогические технологии.

3. Повысить уровень педагогической грамотности родителей по вопросам воспитания основ здорового образа жизни у детей.

Анализ программного обеспечения позволяет выделить главные задачи, встающие перед педагогом при воспитании у дошкольников привычки к ЗОЖ. Дети должны научиться:

С целью укрепления здоровья, физического развития и формирования основ здорового образа жизни у детей в ДОУ разработана система физкультурно-оздоровительной работы, которая строится с учетом дифференцированного подхода.

Основные направления физкультурно-оздоровительной работы

Физкультурно-оздоровительная, профилактическая - работа осуществляется

по следующим направлениям:

- Оздоровительно-профилактические мероприятия : дыхательная гимнастика, пальчиковая гимнастика, артикуляционная гимнастика, упражнения после сна с элементами дыхательной гимнастики и др.

- Закаливание. Закаливание проводится дифференцированно, с учетом группы здоровья ребенка, возраста, сезонности.

3. Формирование основ здорового и безопасного образа жизни у детей.

Работа в ДОУ по данному направлению ведется на основе программ Л. Д. Глазыриной, «Здоровьесберегающие технологии в ДОУ», Картушина. М. Ю «Зеленый огонек здоровья», Л. В. Гаврючиной, «Воспитание здорового ребенка».

Для приобщения детей к ценностям здорового образа жизни в группах созданы «Центры здоровья», которые оснащены наглядно-демонстрационным материалом, дидактическими играми, материалами по ОБЖ.

С целью оценки здоровьесберегающей деятельности мы проводим мониторинг здоровья, физического развития, формирования ценностей здорового и безопасного образа жизни детей (один раз в мае по результатам диагностических обследований).

Медико-педагогический мониторинг здоровья и физического развития детей проводится 2 раза в год.

Аспекты отслеживания:

- динамика показателей здоровья и физического развития детей;

- уровень физической подготовленности детей;

Мониторинг осуществляется специалистами: старшей медсестрой, воспитателями.

К сожалению врач приходящий, что не дает возможности целенаправленно вести и отслеживать результативность оздоровительно-профилактической работы с детьми.

Организация здоровьесберегающей образовательной среды

В соответствии с ФГОС ДО развивающая предметно – пространственная среда должна быть насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной. Что мы и пытаемся соблюдать: освобождая центральную часть группы, мы предоставляем условия для двигательной активности детей и возможности их выбора. Насыщенность среды групп соответствует возрастным особенностям детей, имеется разнообразие материалов, оборудования, инвентаря и обеспечивает детям игровую, познавательную, творческую, двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики.

Предметно-пространственная среда в группе представлена различными центрами «Центр конструктивной деятельности», «Игровой центр», «Центр познания», «Центр творчества», «Литературный центр», «Спортивный центр», «Центр здоровья» и др. ,

Для физического развития: шведская стенка, наборы для общеразвивающих упражнений (флажки, платочки, погремушки, палки, ленты)

тактильные дорожки, обручи, кегли, воротца, мячи разного размера.

В центре здоровья большое количество дидактических игр направленных на формирование у детей здорового образа жизни, : «Мои друзья -витамины», «Кукла заболела», «Как правильно чистить зубки», «Одеваемся на прогулку», «Найди здорового и больного человечка», «Научим Мишку быть здоровым» и др.

Мебель для детей соответствует группам мебели для младшего дошкольного возраста. Пособия, игрушки при этом располагаются так, чтобы не мешать свободному перемещению детей. Строго соблюдается требование безопасности предметно-пространственной среды для жизни и здоровья ребенка : соответствие детской мебели, игрового и дидактического материалов возрастным и санитарно-гигиеническим требованиям.

Практика

Чтобы быть здоровым, нужно владеть искусством его сохранения и укрепления.

С целью укрепления здоровья, физического развития и формирования ценностей здорового и безопасного образа жизни мы используем здоровьесберегающие технологии.

1. Технологии сохранения и стимулирования здоровья : игры, гимнастика пальчиковая, гимнастика дыхательная, гимнастика пробуждения.

2. Технологии обучения здоровому образу жизни : физкультурное занятие, коммуникативные игры, ситуативные беседы из серии «Здоровье», проектная деятельность.

1. Технологии сохранения и стимулирования здоровья :

• Утренняя гимнастика проводится ежедневно 6-8 мин. до завтрака с музыкальным сопровождением, в игровой форме: «Научи Мишку заниматься зарядкой», «Какие мы ловкие», «Кукла Катя пришла посмотреть, как ребята занимаются», «Мы здоровые и ловкие» и др. Музыка сопровождает каждое упражнение. В течении утренней гимнастики форточки остаются открытыми. У детей формируются ритмические умения и навыки.

• Физкультминутки проводятся с целью снижения утомляемости на занятиях. Физкультминутки: «Птички в гнездышке сидят», «Дети едут на машине», «Жила-была мышка», «Загудел паровоз» и др. проводятся по мере необходимости, с целью поддержания умственной работоспособности. Длительность их составляет 3-5 минут.

• Самомассаж. Самомассаж - это массаж, выполняемый самим ребёнком. Он улучшает кровообращение, помогает нормализовать работу внутренних органов, улучшить осанку. Он способствует не только физическому укреплению человека, но и оздоровлению его психики. Самомассаж проводится в игровой форме ежедневно в виде пятиминутного занятия или в виде динамической паузы на занятиях. Весёлые стихи, яркие образы, обыгрывающие массажные движения, их простота, доступность, возможность использования в различной обстановке и в любое время способствуют изменению позиции ребенка из объекта в субъект педагогического воздействия, а это гарантия успеха реабилитационной, коррекционной и развивающей работы.

2. Технологии обучения здоровому образу жизни :

• Физкультурные занятия с детьми группы проводятся 3 раза в неделю по 10 минут в соответствии образовательной программой ДОУ, разработанной на основе примерной образовательной программы «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комарова, М. А. Васильева. Формы проведения занятий: традиционные, сюжетно- игровые «В гости к Здоровейке», «Как стать сильным и ловким», «Путешествие в страну Здоровых детишек»). Они направлены на обучение двигательным умениям и навыкам. Регулярные занятия физкультурой укрепляют организм и способствуют повышению иммунитета у детей. А присутствие музыки на занятиях способствует улучшению психологического и физиологического состояния организма ребёнка.

• С детьми группы проводятся занятия серии «Здоровье», которые включены в сетку занятий в качестве познавательного развития. Проводятся они в игровой форме. В ходе игровых ситуаций: «Купание куклы Тани», «Здоровый образ жизни Мишутки», «Покажем кукле Кате, как делаем зарядку", "К нам приехал Айболит" " Витаминчики на грядках и на деревьях", «Чудо-мыло», «Полезная еда» и др.

детям даются представления о строении собственного тела, назначении органов, о том, что полезно и вредно для человеческого организма, а также прививаются элементарные навыки по уходу за собой и оказанию первой помощи. Эти занятия имеют огромное значение в воспитании у ребёнка потребности в здоровом образе жизни.

• Гимнастика после сна (бодрящая гимнастика). Дети с большим удовольствием делают бодрящую гимнастику. Я уверена в том, что ребенку должно быть интересно это делать не потому, что «надо» и «полезно», а потому, что ему это нравится. Именно поэтому использую адаптированные, измененные в виде игры упражнения для бодрящей гимнастики: «Утром рано я встаю и песенку пою», «Я на солнышке лежу», «Просыпайтесь, ребятишки, мы уходим в гости к Мишке» и др. Комплексы бодрящей гимнастики мы составляем один на две недели. Дети запоминают упражнения и без труда и с радостью их выполняют. Движения, связанные каким – либо образом или сюжетом, увлекают детей, игровой образ подталкивает к выполнению подражательных движений.

• Центральное место в этом комплексе занимал режим дня, который предусматривал максимальное пребывание детей на открытом воздухе, соответствующую возрасту, продолжительности сна, других видов отдыха. Вся деятельность связанная с нагрузками (подвижные игры, трудовое поручение, занятия физической культурой) проводились в часы, когда не было прямых солнечных лучей, которые могли оказать негативное воздействие на организм ребенка.

• В своей работе я использую проектную деятельность.

Проект «Чтобы быть здоровым», который направлен был на охрану жизни и укрепление физического и психического здоровья детей, формирование основ здорового образа жизни. Особенно остро эта задача стоит в адаптационный период, когда у детей наблюдается значительное увеличение случаев заболеваемости, что требует использования современных, инновационных подходов в воспитательно-оздоровительной работе.

Воспитание основ здорового образа жизни у детей осуществлялось во всех видах деятельности с использованием различных методов и приемов:

- Рассматривание иллюстраций, фотографий о здоровье. «Кукла Катя заболела», «Кукла Катя делает зарядку».

- Наблюдение за играми старших детей на прогулке.

- Игровые ситуации «Покажем кукле Кате, как делаем зарядку», «К нам приехал Айболит», «Как лечили жирафика», «Витаминчики на грядках и на деревьях» и др.

- Ситуативный разговор: «Здоровье в порядке, спасибо зарядке», «Чистота - залог здоровья», «Съедобное- несъедобное», «Моем овощи и фрукты перед едой»

- Подвижные игр «Догони мяч», «Птички и кошка», «Поезд», «Солнышко и дождик», «Наседка и цыплята».

Результаты педагогического наблюдения показали, что целенаправленная и систематическая работа по реализации проекта способствует снижению заболеваемости детей, повышению уровня физического развития детей, овладение культурно – гигиеническими навыками и навыками самообслуживания.

Интересно и увлекательно проходила реализация проекта по воспитанию у детей младшего возраста культурно-гигиенических навыков «Мойдодыр».

Цель данного проекта: формирование у детей основы здорового образа жизни и выполнения элементарных правил здоровьесбережения, формирование культурно-гигиенических навыков у детей. Эта работа была актуальна, так как большинство детей пришли в детский сад вновь и важно было сформировать у детей эти навыки.

С помощью игр, игровых упражнений мы учили детей мыть лицо, руки, закатать рукава, пользоваться мылом, намыливать до появления пены и смыть мыло, сухо вытереть руки, аккуратно весить полотенце в свою ячейку, пользоваться расческой, пользоваться носовым платком. Использовались проблемные игровые ситуации «Чистота и здоровье», «Когда надо мыть руки?», «Что значит быть здоровым, «В гостях у Айболита», «Витамины я люблю, быть здоровым я хочу».

Повторность режимных моментов, постоянство требований обеспечивает прочность знаний и навыков самообслуживания, помогает при воспитании самостояте рассказы Л. Воронковой «Маша-растеряша», стихи К. Чуковского «Мойдодыр», А. Барто «Девочка чумазая», З. Александровой «Что взяла, клади на место», «Топотушки», а также народные песенки, потешки: «Водичка, водичка, умой моё личико», «Травка-муравка», «Ночь пришла, темноту привела». Некоторые стихи и потешки дети заучивали на память.

Таким образом, для создания педагогических условий здоровьесберегающего процесса воспитания и развития детей являются: организация разных видов деятельности детей в игровой форме; оснащение деятельности детей оборудованием, игрушками, играми, игровыми упражнениями и пособиями.

Вся эта работа осуществляется комплексно, в течение всего дня и с участием педагогических работников: воспитателя, педагога - психолога, музыкального руководителя.

Социальное партнерство с родителями

Главными воспитателями ребенка являются родители. От того, как правильно организован режим дня ребенка, какое внимание уделяют родители здоровью ребенка, зависит его настроение, состояние физического комфорта. Здоровый образ жизни ребенка, к которому его приучают в образовательном учреждении, может или находить каждодневную поддержку дома, и тогда закрепляться, или не находить, и тогда полученная информация будет лишней и тягостной для ребенка.

Все мы, родители, педагоги хотим, чтобы наши дети хорошо учились, год от года становились сильнее, вырастали и входили в большую жизнь людьми не только знающими, но и здоровыми. Ведь здоровье – это бесценный дар.

С целью изучения педагогической грамотности родителей нами было проведено анкетирование родителей: «Что такое здоровый образ жизни и как приобщать к нему ребенка 80 % родителей согласились с тем, что основы здорового образа жизни необходимо развивать у ребенка с раннего возраста и приобщение его к здоровому образу жизни должно основываться на личном опыте родителей. 30% родителей считают, что этим должны заниматься в детском саду, так как ссылаются на дефицит свободного времени. Однако 70% родителей считают, что эта работа должна проводиться в тесном контакте с пе6дагогами, родителями, медицинскими работниками. 65% родителей отметили, что испытывают затруднения в понимании компонентов здорового образа жизни, в организации двигательной деятельности, создании физкультурно-развивающей среды в домашних условиях. Кроме того, родители согласились, что на формирование здорового образа жизни негативное воздействие оказывают вредные привычки родителей: курение, злоупотребление алкоголем, игнорирование занятий физической культурой, несоблюдение правил личной гигиены и режима дня. Мы поняли, что родителям необходима помощь.

В основу взаимодействия нами были взяты принципы из «Концепции дошкольного воспитания» (В. В. Давыдов, В. А. Петровский) : доверительные отношения, личностная заинтересованность педагогов и родителей, подход к родителям, как партнерам, утверждение самоценности родителей (уважение, признание индивидуальности, оказание поддержки).

Заключение

Важность и значимость формирования и воспитания полезных привычек для полноценного развития детей доказана исследованиями учёных и практиков. Особенно важны такие из них, которые способствуют формированию основ здорового образа жизни. Мною была изучена психолого-педагогическая литература по проблеме здоровьесберегающей деятельности педагога ДОУ и необходимости формирования установок на здоровый образ жизни у детей младшего дошкольного возраста.

Выявлено, что в процессе целенаправленной здоровьесберегающей деятельности педагогов группы с привлечением родителей формируется понимание необходимости заботиться и укреплять своё здоровье, здоровье своих детей, данный процесс идёт постепенно и зависит от физиологических и психологических факторов.

Разнообразные формы здоровьесберегающей деятельности способствуют полноценному формированию у детей основ здорового образа жизни, полезных привычек и, в итоге, подготовке их к обучению в школе. Кроме этого, важна роль родителей, воспитателя, его профессионализм для организации деятельности по формированию основ ЗОЖ у детей дошкольного возраста.

Английский писатель Оскар Уайльд сказал, что «Лучший способ сделать детей хорошими - это сделать их счастливыми…» А у нас все дети хорошие! И создавая благоприятную среду развития для наших детей, мы хотим видеть их еще и такими : овладевшими основными культурными способами деятельности, обладающих установкой положительного отношения к миру, развитым воображением, умеющих выражать свои мысли, любознательных, выносливых и физически развитых, а главное счастливыми!

Публикации по теме:

Мастер-класс для педагогов «Использование здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе» Цель: Расширить представления педагогов и родителей о разнообразии здоровьесберегающих технологий, показать на практике использование методик.

Использование здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе с детьми дошкольного возраста Быть здоровым – здорово! Актуальность вопросов использования здоровьесберегающих технологий в ДОУ возрастает год от года. Одним из важнейших.

Использование современных здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе (из опыта работы) Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида «Буратино» г. Тарко-Сале Современные.

Использование в образовательном процессе здоровьесберегающих технологий и методик Для сохранения и укрепления здоровья дошкольников я использую в образовательном процессе здоровьесберегающие технологии и методики, которые.

Обобщение опыта работы «Использование здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовательном учреждении» (1 часть) СОДЕРЖАНИЕ: ВВЕДЕНИЕ…. 3 ГЛАВА I. Научно-теоретические основы проблемы исследования….….6 1.1. Здоровьесберегающих.

Использование здоровьесберегающих технологий в воспитательно-образовательном процессе Анатолий Василевич Луначарский сказал: - "Физическое образование ребенка есть база для всего остального. " Прошло немало лет, но тема по-прежнему.

Мастер-класс «Использование здоровьесберегающих технологий в коррекционно-образовательном процессе учителя-логопеда»Мастер-класс «Использование здоровьесберегающих технологий в коррекционно-образовательном процессе учителя-логопеда» Тема: «Использование современных здоровьесберегающих технологий в коррекционно-образовательном процессе учителя-логопеда». Слайд 1. Актуальность.

Мастер-класс «Особенности использования здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение "Красносельский детский сад" Арзамасский район. Мастер – класс «Особенности.

Отчет об использовании современных здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе Отчет об использовании современных здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе. В Федеральном государственном образовательном.

Использование здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовательном учреждении Использование здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовательном учреждении (к презентации) Сегодня в дошкольных учреждениях уделяется.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Использование здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе ДОУ с детьми 2–3 лет
Опубликовано: 30 марта 2016 в 21:33
+9Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД