Елена Гостенина
Использование сюжетно-ролевых игр в работе над развитием диалогической речи детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Использование сюжетно-ролевых игр в работе над развитием
диалогической речи детей старшего дошкольного возраста.
Старший дошкольный возраст является периодом расцвета сюжетно-
ролевой игры. Сюжетно-ролевая игра становится коллективной – дети
предпочитают играть вместе, а не в одиночку (Е. О. Смирнова)
В сюжетно-ролевой игре старших дошкольников моделируются
реальные отношения взрослых, происходит осмысление детьми различных
явлений действительности. Таким образом, в сюжетно-ролевой игре
Публикация «Использование сюжетно-ролевых игр в работе над развитием диалогической речи детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Развитие речи. Речевые игры, дидактические пособия
- Старшая группа
- Сюжетно-ролевые игры
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2024
создаются благоприятные условия для развития диалогической речи и
формирования навыков общения (Р. И. Жуковская, Д. В. Менджерицкая,
А. П. Усова).
По мнению В. В. Гербовой в сюжетно-ролевых играх дети старшего
дошкольного возраста начинают осваивать сложные взаимодействия людей,
отражающие характерные значимые жизненные ситуации, например,
свадьбу, рождение ребенка, болезнь, трудоустройство и т. д.
Игровые действия становятся более сложными, обретают особый
смысл, который не всегда открывается взрослому. Игровое пространство
усложняется. В нем может быть несколько центров, каждый из которых
поддерживает свою сюжетную линию. При этом дети способны отслеживать
поведение партнеров по всему игровому пространству и менять свое в
зависимости от места в нем. Так, ребенок старшего дошкольного возраста
уже обращается к «продавцу» не просто как «покупатель», а как
«покупатель-мама» или «покупатель-шофер» и т. п. Исполнение роли
акцентируется не только самой ролью, но и тем, в какой части игрового
пространства она воспроизводится. Например, исполняя роль водителя
автобуса, ребенок старшего дошкольного возраста командует пассажирами и
подчиняется инспектору ГИБДД. Если логика игры требует появления новой
роли, то старший дошкольник может по ходу игры взять ее на себя, сохранив
при этом роль, взятую ранее. Дети старшего дошкольного возраста могут
комментировать исполнение роли тем или иным участником игры
Действия и взаимоотношения, которые старшие дошкольники
разыгрывают в соответствии с взятыми на себя ролями, позволяют им ближе
познакомиться с определенными мотивами поведения, поступками,
чувствами взрослых, но еще не обеспечивают их усвоения детьми. Сюжетно-
ролевая игра воспитывает старших дошкольников не только своей сюжетной
стороной, но и тем, что в ней изображается. В процессе реальных
взаимоотношений, разворачивающихся по поводу игры – при обсуждении
содержания, распределении ролей, игрового материала и т. п., – дети учатся
на самом деле учитывать интересы товарища, сочувствовать ему, уступать,
вносить вклад в общее дело. Как показали исследования С. Н. Карповой и
Л. Г. Лысюк, отношения по поводу сюжетно-ролевой игры способствуют
развитию у детей старшего дошкольного возраста нравственных мотивов
поведения, возникновению «внутренней этической инстанции»
Общение в сюжетно-ролевой игре разворачивается на двух уровнях : на
уровне ролевых взаимоотношений (т. е. от лица взятых ролей: врач –
больной, продавец – покупатель, мама – дочка и т. п.) и на уровне реальных
отношений, т. е. существующих за пределами разыгрываемого сюжета (дети
распределяют роли, договариваются об условиях игры, оценивают и
контролируют действия других). В совместной игровой деятельности
постоянно происходит переход с одного уровня на другой – переходя на
уровень ролевых отношений, дети подчеркнуто меняют манеры, голос,
интонации. Это может свидетельствовать о том, что старшие дошкольники
отчетливо разделяют ролевые и реальные отношения, причем, эти реальные
отношения направлены на общее для них дело – игру. Таким образом,
главным содержанием общения детей в старшем дошкольном возрасте
становится деловое сотрудничество. При ситуативно-деловом общении дети
старшего дошкольного возраста заняты общим делом, они должны
согласовывать свои действия и учитывать активность партнера для
достижения общего результата. Потребность в сотрудничестве становится
главной для общения детей этого возраста
К шести годам значительно возрастает способность дошкольников к
сопереживанию, стремление помочь другому ребенку или поделиться с ним.
Характерно, что все эти действия, направленные на поддержку сверстников,
как правило, сопровождаются положительными эмоциями – улыбкой,
взглядом в глаза, жестами, выражающими симпатию и близость. Часто,
вопреки правилам сюжетно-ролевой игры, дети пытаются помочь своим
партнерам, оправдать их действия перед взрослыми, защитить их от
наказания. Все это может свидетельствовать о том, что поведение,
направленное на сверстника, побуждается не только стремлением соблюсти
моральную норму, но, прежде всего, непосредственным отношением к
другому
Бескорыстное желание помочь сверстнику, что-то подарить или
уступить ему, безоценочная эмоциональная вовлеченность в его действия
могут свидетельствовать о том, что к старшему дошкольному возрасту
формируется особое отношение к другому ребенку, которое можно назвать
личностным. Суть этого отношения заключается в том, что сверстник
становится не только предпочитаемым партнером по совместной
деятельности, не только предметом сравнения с собой и средством
самоутверждения, но и самоценной целостной личностью. Сравнение себя со
сверстником и противопоставление ему превращаются во внутреннюю
общность, которая делает возможными более глубокие межличностные
отношения
Действовать согласованно с другим ребенком – не так просто для
ребенка шести и даже семи лет. И хотя распространенным является мнение,
что язык игры понятен всем детям, оказывается, что нужен еще другой
язык – язык общения – приноравливание своих действий к действиям
другого лица, помощь товарищу и т. п. Именно взаимодействие и формирует
общественность, требует такого качества, которое поведет игру детей именно
по этому пути. Чем дальше процесс взаимодействия идет от механического к
более осознанному, тем общественность, как качество личности, все больше
дает о себе знать: нужно найти свое место среди играющих, наладить в ними
связь, понять их желания, примириться с другими, убедить в чем-то или
убедиться самому. Все это требует особого качества, которое А. В. Запорожец
и А. П. Усова назвали общественностью
По мнению В. Н. Колюцкого и И. Ю. Кулагиной, в старшем дошкольном
возрасте дети, несмотря на присущий им эгоцентризм, договариваются друг с
другом, предварительно распределяя роли, а также и в процессе самой игры.
Содержательное обсуждение вопросов, связанных с ролями и контролем за
выполнением правил игры, становится возможным благодаря включению
детей в общую, эмоционально насыщенную для них деятельность
Таким образом, роль сюжетно-ролевой игры в развитии диалогической
речи, формировании коммуникативных умений и навыков и развитии
взаимоотношений детей друг с другом чрезвычайно велика. В ней
формируются навыки способов построения, поддержания и развития
взаимоотношений, основанных на принятии активной позиции партнера по
общению, чуткости к его эмоциональному состоянию (умение сопереживать,
радоваться за удачи, умение согласовывать свои желания с мнением других
детей, справедливо и адекватно оценивать себя и других, регулировать свое
поведение в соответствии с имеющимися нормами.