Получи документы

Использование техники Е. И. Чарушина как условие развития восприятия составных цветов у детей старшего дошкольного возраста

Ирина Ерастова
Использование техники Е. И. Чарушина как условие развития восприятия составных цветов у детей старшего дошкольного возраста

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНИКИ Е. И. ЧАРУШИНА КАК УСЛОВИЕ РАЗВИТИЯ ВОСПРИЯТИЯ СОСТАВНЫХ ЦВЕТОВ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

Публикация «Использование техники Е, И, Чарушина как условие развития восприятия составных цветов у детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах

Детство – это, цвет, музыка, радость и счастье! Каждый из нас в детстве играл в игру «Цветные стеклышки», сколько было радости увидеть мир в другом цвете.

Дети любят цвет, увлекаются им и очень положительно реагируют на него. Знакомство с цветом помогает детям воспринимать предметы и окружающий мир ярче. Восприятие цвета определяется индивидуальностью человека, а также спектральным составом, цветовым и яркостным контрастом с окружающими источниками света, а также несветящимися объектами. Очень важны такие явления, как метамерия, индивидуальные наследственные особенности человеческого глаза (степень экспрессии полиморфных зрительных пигментов) и психики. Нелегко воспитать цветовую культуру в обществе, где цвет все дальше от природной естественности. Цветовое художественное воспитание дает возможность наиболее широко развить органы чувств ребенка, способности видеть красоту в простых образах, что, в свою очередь, непосредственно отразится наилучшим образом на общем развитии, окажет влияние на формирование одного из основных социально-культурных критериев - стремление к красоте, т. е. развитию эстетических чувств Развитие восприятия цвета - одна из важных педагогических проблем, требующих решения, как на теоретическом, так и на практическом уровне. Дошкольник, осваивая окружающий мир, культуру общества, в том числе и цветовую культуру, должен овладеть определенными эталонами цвета, т. е. научиться видеть мир во всем многообразии цвета и систематизировать то, что видит, и то, с чем он действует.

Восприятие у детей с ЗПР поверхностное, они часто упускают существенные характеристики вещей и предметов. Так как у детей с ЗПР возникают менее разнообразные ощущения, то при обозрении окружающего эти дети не выделяют объекты, мало отличающиеся по цвету от тех, на которых или пред которыми они находятся.

Самых известных художников - иллюстраторов детских книг большинство ребят знают. И тот, кто внимательно читает книги и рассматривает иллюстрации к ним - может быстро узнать, чей это рисунок и какой художник его нарисовал.

Художник Евгений Иванович Чарушин не только рисовал, но и сам писал книги о животных. Он иллюстрировал книги известных писателей: Маршака, Бианки, Чуковского, Пришвина. Он приучился с детства понимать животных и птиц. Чарушин создал много хороших познавательных зоологических книг, немало иллюстраций на сказочные темы. Чарушин так подробно и конкретно изучил животных, что, создавая свои рисунки, мог не думать о точности передачи формы или пропорции, так что это подразумевалось уже само собой. Такой подход помогал сосредоточиться на создании образов. Каждый рисунок не похож на другой, в каждом своя собственная история – определённый характер в определённом состоянии. В иллюстрациях Чарушина, художника-анималиста, мир зверей раскрыт в ярких образах, с большой теплотой и гуманностью. У него свои приёмы передачи формы, цвета и фактуры. Он стремится лаконичными средствами выразить характер каждого зверя, передать радость общения с живым. Собственная техника лёгкого акварельного рисунка без использования сковывающего контура, делает чарушинские иллюстрации запоминающимися. Он умел показать индивидуальность животного простым пятном и штрихом, передав при этом всю палитру чувств и великолепия его создания.

Чарушин лаконичными средствами умеет выразить характер каждого зверька, его «психологию», мы узнаём хищника в оскаленном тигрёнке, видим незащищённость волчонка, задиристость петуха.

В изображении своих героев художник часто прибегает к крупным планам, чтобы читатель мог рассмотреть их характерные черты, - ведь своего героя художник рисует максимально правдиво с точки зрения биологии.

Наиболее остро проблема формирования и развития восприятия составных цветов у детей с задержкой психического развития.

Для детей с задержкой психического развития характерны прежде всего недостаточность ограниченность, фрагментарность знаний об окружающем мире. Это нельзя отнести только за счет бедности опыта ребенка (собственно, и сама эта бедность опыта в значительной мере обусловлена тем, что восприятие детей неполноценно и не поставляет достаточной информации) : при задержке психического развития нарушены такие свойства восприятия, как предметность и структурность.

Страдает также и целостность восприятия. Дети с задержкой психического развития испытывают трудности при необходимости вычленить отдельные элементы из объекта, который воспринимается как единое целое. Целостный образ из отдельных элементов формируется замедленно. При задержке психического развития формирование подобного единого образа требует большего времени. Эти недостатки восприятия обычно и приводят к тому, что ребенок не замечает чего – то в окружающем его мире, «не видит» многого из того, что показывает учитель, демонстрируя наглядные пособия, картинки. Существенным недостатком восприятия у этих детей является значительное замедления процесса переработки, поступающей через органы чувств информации. В условиях кратковременного восприятия тех или иных объектов или явлений многие детали остаются «несхваченными», как бы не видимыми. Ребенок с задержкой психического развития воспринимает за определенное время меньший объем материала, чем его нормально развивающийся сверстник. А. Н. Цимбалюк считает, что детям с задержкой психического развития свойственна общая пассивность восприятия, что проявляется в попытках подменить более сложную задачу более легкой, в желании побыстрее «отделаться». При выполнении заданий на анализ объектов дети дают результат, отличающийся меньшей полнотой и недостаточной точностью, опущением мелких деталей, односторонностью.

Многократные изучения зрительного восприятия у детей с ЗПР показали, что, несмотря на отсутствие сенсорных нарушений (т. е. снижение остроты и выпадения полей зрения, многие рецептивные зрительные операции они выполняют более медленно, чем нормально развивающиеся их сверстники. По мнению Томина Т. Б., снижение эффективности восприятия неизбежно должно привести к относительной бедности и недостаточной дифференцированности зрительных образов - представлений, что очень часто наблюдается у детей с ЗПР (при отсутствии проведения с ними коррекционно - развивающей работы). Кроме того, результаты исследований Белого Б. И., а также других ученых позволяли предположить, что расстройство в развитии форм зрительного восприятия, определяемое у детей с ЗПР, обусловлено как незрелостью правой лобной долей, так и задержкой созревания левополушарных структур, обеспечивающих активность и произвольность восприятия.

В последнее время электрофизиологические наблюдения позволили подтвердить гипотезу о недоразвитии функций левого полушария у детей с ЗПР. Это является одной из главных причин того, что процессы формирования цветоразличения, ориентировки в пространстве и различение величины, проходящие у нормально развивающихся детей довольно стихийно, у детей с ЗПР формируются позже, и работа по их развитию не может проходить также стихийно, а требует значительных усилий педагогов. Одной из особенностей зрительного восприятия дошкольников с ЗПР является его недостаточная дифференцированность: они не всегда точно распознают цвет и цветовые оттенки, присущие окружающим объектам. Процессы цветоразличения у них, по сравнению с нормой, отстают в своём развитии. Так к двум годам дети с ЗПР различают в основном лишь два цвета : красный и синий, а некоторые и этого не делают. Лишь к трём - четырем годам у них формируется способность правильно узнавать четыре насыщенных цвета : красный, синий, желтый, зелёный. В пять и шесть лет дети начинают различать не только эти цвета, но (при проведении специальной работы) и белый с черным. Однако у них возникают затруднения при попытке назвать слабонасыщенные цвета. Для обозначения цветовых оттенков дошкольники иногда пользуются названиями, образованными от названий предметов (лимонный, кирпичный и т. д.). Чаще всего заменяют из наименований основных цветов (например, розовый - красным, голубой - синим). Способность к дифференцированию основных цветов и их оттенков у детей появляется лишь к семи годам, а у некоторых и ещё позже. Кроме того, дошкольники с ЗПР длительное время, по сравнению с нормой, не в состоянии должным образом, ориентироваться в названии предметов, для которых определённый цвет является постоянным, типичным признаком. Например, нормально развивающиеся дети в пять - шесть лет правильно понимают задания и перечисляют предметы красного цвета (красный сигнал светофора, огонь, зелёного (ёлка, трава летом и т. д., желтого (солнце, яичный желток). В отличие от них дети с ЗПР в этом же возрасте называют много таких предметов, для которых данный цвет не является характерным, постоянным признаком: одежда, игрушки, т. е. те предметы, что составляют ближайшее окружение или случайно попадают в поле зрения.

Неточное распознавание дошкольниками с ЗПР цвета и цветовых оттенков, присущих объектам, снижает их возможности познания окружающего мира, а это в свою очередь отрицательным образом сказывается на дальнейшей учебной деятельности. Для того чтобы помочь ребенку с ЗПР необходима своевременная специальная квалифицированная педагогическая помощь. Лишь в этом случае удастся повысить уровень развития такого ребёнка. Творчество Евгения Ивановича Чарушина эмоционально и многозначно. Оно трогательно и восхитительно, как улыбка ребенка. Художник и писатель, он дарит ребенку с ранних лет его жизни неповторимое чувство красоты родной природы, родного края, Родины. Оно живет в памяти, обращенной к первым годам жизни, первым впечатлениям, и сопричастно всему земному, что окружает человека с момента рождения. Поэтому творчество Чарушина близко не только детям, но и взрослым. Оно не позволяет забыть, что все взрослые «родом из детства», а детям дает понять, как прекрасен мир. Истоки искусства Евгения Ивановича Чарушина в его детских впечатлениях, в красоте родной природы, окружавшей его с детства, в добром и заботливом отношении к животным, которое он наблюдал, будучи ребенком. Приглядимся к любой из его книжек. Предмет и образ существуют у него в неразрывной слитности. Он отталкивается от натуры, по-художественному преобразует ее и уже через образ снова как бы возвращается к натуре. Его творческая интуиция всегда на страже такого преображения натуры, которое не нарушает, а, наоборот, подчеркивает ее живую достоверность фактурой оперения и шкурки, пластики зверя или птицы. Это слова исследователя творчества писателя В. Механикова. Сам же Чарушин так писал о себе : «Я хочу понять животное, передать его повадку, характер движения. Меня интересует его мех. Когда ребенок хочет пощупать моего зверенка - я рад. Мне хочется передать настроение животного, испуг, радость, сон и т. п. Все это надо наблюдать и почувствовать»

Техника письма, манера передачи образа у Чарушина действительно соответствуют реалистической направленности, стремлению передать и движение, и настроение животного, которого так и тянет погладить. Да, цветовая гамма иллюстраций достаточно скупа, однако удивительно выразительна - тонко сочетающиеся черные, коричневые, желтые, белые мазки, пятна; иногда желтый цвет становится золотисто-охристым; очень точны детали изображений. Совсем иные оттенки просматриваются в книге «Птенцы». И текст, и иллюстрации рыже-коричневые, желтые, синие, черного цвета совсем немного - только для того, чтобы подчеркнуть отдельные перышки, выделить клювик, лапки птенцов. Больше всего Е. И. Чарушин любил изображать молодых животных-детёнышей, трогательных в своей беспомощности и интересных, потому что уже угадывается взрослый зверь. Нарисованные им зайчата, волчата, лисята, рысята вызывают чувство нежности. Они совсем живые, эти чарушинские зверята. Под пушистой шкуркой зверька мы чувствуем живую плоть, бьющееся сердце четвероногого существа, осязаем его тепло.

Чарушин лаконичными средствами умел выразить характер каждого зверька, его «психологию», мы узнаём хищника в оскалённом тигрёнке, видим незащищённость зайчонка, задиритость петуха.

В изображении своих героев художник часто прибегает к крупным планам, чтобы читатель мог рассмотреть их характерные черты, - ведь своего героя художник рисует максимально правдиво с точки зрения биологии.

Собственная техника лёгкого акварельного рисунка без использования сковывающего контура, делает чарушинские иллюстрации запоминающимися. Он умел показать индивидуальность животного простым пятном и штрихом, передав при этом всю палитру чувств и великолепия его создания.

Необходимо учесть, что техника Е. И. Чарушина имеет следующие особенности для ее использования.

Перед тем как приступить к самой техники, важным пунктом будет сделать первое ознакомительно занятие, где дети поближе познакомятся с автором: где он родился, что делал до того, как стал художником-иллюстратором и писателем. Такое вводное занятие побудит в детей желание узнать про Е. И. Чарушина, изучить его как личность, а уже потом знакомится с его творчеством. На вводном занятии также необходимо показать портрет художника-иллюстратора, чтобы у детей складывалась общая картина о нем. Так как на вводном занятии акцент делается на самую личность художника, то лишнем не будет упомянуть, что, помимо замечательных иллюстраций к книжках, он также писал рассказы для своих маленьких читателей и зачитать пару рассказов. После спросить детей про рассказ и каким они представляют себе животного, о котором шла речь в рассказе. В конце занятия поинтересоваться, понравился ли им автор, какие факты из его жизни показались им интересными, что они запомнили. Вводное занятие побудит детей к дальнейшей художественной деятельности, а также к использованию техники Е. И. Чарушина.

На первом занятии по техники Е. И. Чарушина обязательно необходимо использовать наглядный материал, который позволит детям не ошибиться и понять, как использовать данную технику. Перед наглядной демонстрацией, детям необходимо провести инструктаж и напомнить, как нужно работать с красками и кисточками. После этого показать саму технику. Так как техника Е. И. Чарушина имеет некоторые сложности, то лучше всего будет показать ее детям несколько раз, а для тех, кто плохо разобрался с ней, подойти к каждому лично и еще раз, но уже вместе с ребенок попробовать нарисовать что-то небольшое, но с помощью определенной техники, чтобы ребенок понял сам механизм. Также следует проконтролировать наличии определенных предметов для полного выполнения этой техники (краски, кисточки, бумага, клеенка и тд.).

Публикации по теме:

Использование нетрадиционных видов деятельности для развития мелкой моторики детей младшего дошкольного возрастаИспользование нетрадиционных видов деятельности для развития мелкой моторики детей младшего дошкольного возраста Отчет по самообразованию «Использование нетрадиционных видов деятельности для развития мелкой моторики детей младшего дошкольного возраста».

Предметно-пространственная среда как условие развития познавательных интересов у детей среднего дошкольного возраста В настоящее время актуальность проблемы развития познавательной активности дошкольника можно объяснить общими тенденциями гуманизации образования,.

Характеристика музыкального восприятия детей старшего дошкольного возрастаХарактеристика музыкального восприятия детей старшего дошкольного возраста Развитие музыкального восприятия является важнейшей задачей музыкального воспитания детей. Зная закономерности развития музыкального восприятия,.

Использование игровой технологии «Судоку» как средства познавательного развития детей дошкольного возрастаИспользование игровой технологии «Судоку» как средства познавательного развития детей дошкольного возраста Использование игровой технологии: «Судоку», как средство познавательного развития детей дошкольного возраста Зачем ребенку логика? Дело.

Использование мнемотаблиц в развитии связной речи у детей старшего дошкольного возрастаИспользование мнемотаблиц в развитии связной речи у детей старшего дошкольного возраста Мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих успешное освоение детьми знаний об особенностях объектов природы, об окружающем.

Использование мнемотехники в становлении монологической речи у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР Становление монологической речи занимает важное место в общении ребенка со сверстниками и взрослыми, отражает логику мышления ребенка, его.

Использование нетрадиционной техники рисования «метода тычка» в рисунках детей по произведениям Е. И. ЧарушинаИспользование нетрадиционной техники рисования «метода тычка» в рисунках детей по произведениям Е. И. Чарушина Использование нетрадиционной техники рисования "метод тычка" в рисунках детей по произведениям Е. И. Чарушина. Каждый ребенок, познавая.

Использование оборудования для развития физических качеств детей старшего возрастаИспользование оборудования для развития физических качеств детей старшего возраста Физические качества – индивидуальные особенности, определяющие уровень двигательных возможностей человека. Но не всякие индивидуальные.

Мастер-класс «Использование приемов мнемотехники для развития речи детей дошкольного возраста». Мастер - класс «Использование приемов мнемотехники для развития речи детей дошкольного возраста». Современный образовательный процесс требует.

Танцевальная композиция с колокольчиками «Мир цветов» для детей старшего дошкольного возрастаТанцевальная композиция с колокольчиками «Мир цветов» для детей старшего дошкольного возраста Это нежный, лирический танец. В танце участвуют как девочки, так и мальчики. Количество не ограничено. Выбегая в зал, дети стоят на закреплённых.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Использование техники Е. И. Чарушина как условие развития восприятия составных цветов у детей старшего дошкольного возраста
Опубликовано: 5 сентября 2022 в 08:07
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!

5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД