Получи документы

Использование техники Су-Джок при коррекции дизартрии у детей старшего дошкольного возраста

Таранова Наталья
Использование техники Су-Джок при коррекции дизартрии у детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

В дошкольном возрасте большинство детей не справляются с программными требованиями, предъявляемыми ФГОС ДО (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. N 1155, что негативно влияет на подготовку ребенка к школе. Часто у дошкольников отмечается несформированность речевой системы, нарушение применения элементов речи на практике. Это ограничивает возможности перехода к усвоению речи на более высоком уровне и к осознанию сложных языковых закономерностей.

Публикация «Использование техники Су-Джок при коррекции дизартрии у детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах

Рост числа детей, имеющих трудности обучения, определяет актуальность поиска эффективных средств и методов для развития навыков, необходимых для их преодоления. Ведь именно в дошкольном возрасте начинают формироваться новые психологические механизмы деятельности и поведения. Поэтому актуальность проблемы сохранения и укрепления здоровья в коррекционной работе с детьми ОВЗ объясняется тем, что для детей, например, с речевыми нарушениями, характерна, в том числе, быстрая утомляемость и потеря интереса к обучению.

На фоне использования классических методов в работе логопеда в настоящее время все больше стали применять и альтернативные коррекционные технологии, к которым относится Су–Джок терапия. Данная технология основана на принципах традиционной акупунктуры и подходах, используемых в восточной медицине. Су–Джок терапию считается одной из лучших систем самооздоровления. При проведении занятий с использованием данной терапии используют специальный массажер (Су–Джок -массажер). Его использование на занятиях вызывает у ребенка интерес, что облегчает проводить коррекционную работу по развитию мелкой моторики пальцев рук, а также с целью общего укрепления организма.

На связь между развитием мелкой моторики кисти и становлением речи в своих работах уже указывали такие великие ученые, как В. М. Бехтерев, А. Н. Леонтьев, А. Г. Лурия, Н. С. Лейтес. Так, многим людям легче думать при повторяющихся физических действиях, например, ходьбе. Кинезиологические упражнения синхронизируют работу полушарий, повышают стрессоустойчивость, улучшают мыслительную деятельность, способствуют улучшению запоминания, повышают устойчивость внимания, развивают мелкую и крупную моторику, облегчают процесс чтения и письма, способствуют формированию пространственных представлений, снижают утомляемость, улучшают произвольное внимание.

Каково значение мелкой моторики для развития ребенка? С анатомической точки зрения, около трети всей площади двигательной проекции коры головного мозга занимает проекция кисти руки, расположенная очень близко от речевой зоны (речевые зоны Брока и Вернике). Поэтому развитие речи ребёнка неразрывно связано с развитием мелкой моторики. Связь пальцевой моторики и речевой функции была подтверждена исследователями Института физиологии детей и подростков. Отсюда и возникло понятие «кинезиологии». Сам термин «кинезиология» происходит от греческих слов «кинезис» – движение и «логос» – наука.

Основоположниками образовательной кинезиологии считаются Пол и Гейл Дэннисон. Они разработали программы по Образовательной кинестетике и Гимнастике Мозга.

Человек рождается с набором нейронов головного мозга. В течение жизни между нейронами растут связи, в том числе и через движение. Движение даёт возможность развития нервной системы, более эффективному и адаптивному реагированию на внешние стимулы. Именно поэтому движения, которые используются в Гимнастике Мозга, очень специфические и направлены на развитие тех функций, которые необходимы для развития психоэмоциональной и интеллектуальной сфер человека.

Кинезиология рассматривает физиологические, анатомические, биомеханические, патологические, нейропсихологические принципы и механизмы движения. Использование средств кинезиологии направлено, в том числе, и на развитие межполушарных взаимодействий, нарушение которых часто встречаются у детей с речевыми нарушениями. В Гимнастике Мозга также есть группа упражнений, которые направлены на развитие координации между правым и левым полушарием. Как известно, правое и левое полушарие выполняют разные функции. Правое полушарие отвечает за образ, целостное восприятие картинки, ритма и цвета, за воображение, эмоции. Левое же полушарие отвечает за анализ, логику, речь, операции с последовательностями и числами. Совместная работа правого и левого полушария проявляется в бинокулярности (способности воспринимать окружающую действительность в объёмном виде).

Су-Джок – одна из кинезиологических технологий, дающих доказанный результат в работе над развитием моторики, повышением тонуса коры головного мозга, стимулированием развития речи детей.

В переводе с корейского языка Су - кисть, Джок - стопа. Методика Су -Джок диагностики заключается в поиске на кисти и стопе в определенных зонах, являющихся отраженными рефлекторными проекциями внутренних органов, мышц, позвоночника, болезненных точек соответствия (Су-Джок точки соответствия, указывающих на ту или иную патологию. Метод Су -Джок - это современное направление акупунктуры, которое объединяет древние знания восточной и последние достижения европейской медицины.

Технология Су–Джок заключается еще и в том, что терапия осуществляется путем воздействия на активную точку, отвечающую за определенный орган. Стимуляция шариком активирует самостоятельные восстановительные процессы организма, благодаря которым происходит нормализация деятельности вплоть до клеточного уровня. Шарики используются для стимуляции зон на ладонях, а массажные колечки надеваются на пальцы и катаются вверх-вниз. Еще одно преимущество шарика в том, что помимо оказываемого давления, которое можно получить при ручном массаже, он добавляет точечную стимуляцию благодаря шипам.

Достоинствами Су-Джок терапии также являются:

- простота применения – для получения результата проводить стимуляцию биологически активных точек с помощью Су-Джок шариков (они свободно продаются в аптеках и не требуют больших затрат);

- высокая эффективность – при правильном применении наступает выраженный эффект;

- абсолютная безопасность – неправильное применение никогда не наносит вред – оно просто неэффективно;

- универсальность – Су-Джок терапию могут использовать и педагоги, в том числе и в коррекционной работе, и родители в домашних условиях.

В коррекционно - логопедической работе приемы Су - Джок терапии можно использовать в качестве массажа при дизартрических расстройствах, что очень актуально, для развития мелкой моторики пальцев рук.

Цель массажа Су– Джок:

1. Укрепить здоровье ребенка. Причем, речь не только о профилактике заболеваний, но и о борьбе с ними: ведь раздраженные массажем нервные окончания, расположенные на кистях и стопах, посылают импульсы в головной мозг, а тот дает ответную команду на активизацию функций рефлекторных органов.

2. Уравновесить психоэмоциональное состояние дошкольника. Массаж Су–Джок позволяет создать энергетический баланс в теле человека, привести в норму процессы возбуждения и торможения, помогая избавиться от гиперактивности, тренируя усидчивость и умение концентрироваться.

3. Повысить иммунную защиту организма.

4. Стимулировать развитие познавательных процессов: интереса, памяти, внимания, мышления.

5. Подготовить руку будущего школьника к письму.

Техника Су-Джок, как уже было сказано выше, практически не имеет противопоказаний по отношению к детскому организму основных групп здоровья. Известно, что в раннем детстве у ребенка формируются фонематический слух, речь, звукопроизношение, сенсомоторика. Детям, которые вовремя не получили необходимое речевое развитие, тяжелее достичь уровня своих сверстников. Степень развития мелкой моторики пальцев рук влияет на состояние речи ребенка. Поэтому элементы Су–Джок включаются в реабилитационный комплекс упражнений для воспитанников с речевыми задержками и нарушениями, в частности с дизартрией. Ведь в логопедической работе отмечены хорошие результаты использования техники Су–Джок, так как с их помощью развивается и фонематический слух (применение массажа в сочетании с речевыми упражнениями, лексика, грамматика, ориентация в пространстве, произношение, мелкая моторика.

Кроме того, отмечено, что результаты использования техники Су-Джок в 96 % показывают положительный результат. У детей заметно улучшается координация и устойчивость равновесия, столь необходимые при выполнении большинства движений. Совершенствуются движения, двигательный опыт детей расширяется, активно развиваются двигательные способности. У дошкольников активно развиваются крупные мышцы туловища и конечностей, но все еще слабыми остаются мелкие мышцы, особенно кистей рук. Поэтому основная работа производится с кистями и стопами, которые, с точки зрения восточной медицины, имеют схожее строение с телом человека. Холмы и впадины ладоней и ступней напоминают ребенка со всеми соответствующими органами и отделами. Считается, что ладони отвечают за переднюю сторону туловища, а тыльная сторона — за заднюю.

На практике применяется много приёмов Су–Джок терапии, в том числе и игровых. Самым распространенным является массаж точек на руках и стопах, к которому добавляются и речевые упражнения, и пение песенок на разную тематику.

На пальцах и на ладонях находится множество биологически активных точек, эффективным способом их стимуляции является массаж специальным шариком. Прокатывая шарик между ладошками и, проговаривая речевой материал, дети массируют мышцы рук и активизируют речевые центры в коре головного мозга. В каждом шарике есть «волшебное» колечко.

Массаж эластичным кольцом: кольцо нужно надеть на палец и провести массаж зоны соответствующей части тела, до ее покраснения и появлении ощущения тепла.

Формы работы с детьми могут быть разнообразными, в том числе: пальчиковая гимнастика, совершенствование навыков употребления предлогов, автоматизация звуков, слоговая структура слов, развитие памяти, внимания, звуковой анализ слов, выполнение гимнастики, совершенствование лексико-грамматических категорий.

Исследования доказывают, что за речь у человека отвечают две зоны, находящиеся в коре головного мозга. Значит, для стимуляции речевого развития воздействовать необходимо на точки, отвечающие за воздействие на головной мозг. По теории Су–Джок таковыми являются верхние фаланги пальцев. И при массаже Су–Джок шариком особое внимание нужно уделять именно этим участкам кисти руки.

Таким образом, Су–Джок терапия - это высокоэффективный, универсальный, доступный, а главное, безопасный метод воздействия на активные точки. В первую очередь, нужно отметить, что описанная технология вызывает у детей положительные эмоции, хорошее настроение, желание принимать участие в организационной деятельности. Именно такой настрой и ведёт к результативности использования этой восточной методики. Су–Джок технология создает функциональную базу для сравнительно быстрого перехода на более высокий уровень двигательной активности мышц и возможность для оптимальной целенаправленной речевой работы с ребенком, оказывая стимулирующее влияние на развитие речи. Именно поэтому метод очень часто используют в логопедической работе.

Публикации по теме:

Использование мнемотаблиц в развитии связной речи у детей старшего дошкольного возрастаИспользование мнемотаблиц в развитии связной речи у детей старшего дошкольного возраста Мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих успешное освоение детьми знаний об особенностях объектов природы, об окружающем.

Использование мнемотехники в становлении монологической речи у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР Становление монологической речи занимает важное место в общении ребенка со сверстниками и взрослыми, отражает логику мышления ребенка, его.

Использование нейроигр и нейроупражнений в коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возрастаИспользование нейроигр и нейроупражнений в коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста Использование нейроигр и нейроупражнений в коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста. В последние годы увеличилось количество.

Использование нейропсихологических технологий в коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возрастаИспользование нейропсихологических технологий в коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста Использование нейропсихологичеких технологий в коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста Современная логопедия богата огромным.

Использование Су-джок терапии в работе с детьми дошкольного возраста в детском садуИспользование Су-джок терапии в работе с детьми дошкольного возраста в детском саду Использование Су – Джок терапии в работе с детьми дошкольного возраста в детском саду. В настоящее время у многих детей дошкольного возраста.

Использование техники «коллаж» и элементов аппликации в системе работы по коррекции речиИспользование техники «коллаж» и элементов аппликации в системе работы по коррекции речи Применение изобразительного творчества в процессе коррекционного обучения называют изотерапией (рисование, раскрашивание, лепка, аппликация,.

Конспект НОД с использованием нетрадиционной техники пластилинографии «Урожай овощей» для детей старшего дошкольного возрастаКонспект НОД с использованием нетрадиционной техники пластилинографии «Урожай овощей» для детей старшего дошкольного возраста Конспект НОД с использованием нетрадиционной техники пластилинография: "Урожай овощей" для детей старшего дошкольного возраста. Назначение:.

Консультация для воспитателей «Игровая терапия для коррекции агрессивного поведения детей старшего дошкольного возраста»Консультация для воспитателей «Игровая терапия для коррекции агрессивного поведения детей старшего дошкольного возраста» Игровая терапия поможет детям лучше понять окружающий мир,прочувствовать отношения между взрослыми и сверстниками,увидеть мир совершенно.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Использование техники Су-Джок при коррекции дизартрии у детей старшего дошкольного возраста
Опубликовано: 23 апреля 2024 в 15:14
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Использование техники Су-Джок при коррекции дизартрии у детей старшего дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Таранова Наталья (УИ 241941) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД