Чебакова Анастасия
Использование технологии критического мышления «Кубик Блума» в НОД на примере сказки В. П. Катаева «Цветик-семицветик»
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность технологии развития критического мышления состоит в том, что она является одним из инновационных методов, позволяющих добиться позитивных результатов в формировании информационной компетентности ребенка. Она представляет собой целостную систему, формирующую навыки работы с информацией, дает возможность личностного роста ребенка, развития его индивидуальности, развития его мышления. Критическое мышление происходит, когда новые, уже понятые идеи проверяются, оцениваются, развиваются и на основе проделанной работы делаются выводы. Критическое мышление - это шаг к активным, творческим методам. Суть технологии развития критического мышления очень точно передана в китайской пословице: «Скажи мне – я забуду, покажи мне – я запомню, вовлеки меня – я пойму».
Публикация «Использование технологии критического мышления „Кубик Блума“ в НОД на примере сказки В, П, Катаева „Цветик-семицветик“» размещена в разделах
- Катаев В. П.
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Кубик Блума. Игры и занятия
- Кубики. Игры с кубиками
- Сказка. Конспекты занятий по сказкам
- Цветы. Все о цветах
- «Цветик-семицветик»
- «Цветик-семицветик». Конспекты занятий
- Темочки
Таким образом, задача педагога заключается не в передаче готовых знаний и умений, а создании условий для развития ребёнка. Технология «Кубик Блума» способствует активному развитию критического мышления у детей дошкольного возраста. Работая в режиме данной технологии, педагог перестаёт быть главным источником информации, и, используя «Кубик Блума», превращает занятия в совместный и интересный поиск.
Актуальность использования «Кубика Блума» на занятиях, где обсуждаются нравственные проблемы, заключается в том, что с помощью этой технологии ребёнок учится воспроизводить знания, ищет причинно – следственные связи. Дошкольнику даётся возможность проявить свою фантазию, придумать свой путь решения проблемы. При этом формируется нравственное сознание, происходит воспитание нравственно – волевых эмоций, нравственных чувств. Накапливается опыт поведения, который соответствует моральным нормам. А также воспитываются доброжелательные взаимоотношения со сверстниками.
В мире современных технологий живое общение ребёнка со взрослыми и сверстниками отошло на второй план. В связи с этим использование технологии «Кубик Блума» очень актуально. При обсуждении художественного произведения с использованием данной технологии решается одна из самых важных задач ДОУ – воспитание духовно – нравственных чувств у детей дошкольного возраста через образовательные области «Речевое развитие» и «Социально – коммуникативное развитие». При этом решение задач происходит в форме игры.
Бенджамин Блум - американский педагог и психолог, который является автором нескольких оригинальных приёмов педагогической техники. Один из них - «Кубик Блума».
Кубик представляет собой объёмную фигуру, на гранях которой написаны слова, являющиеся отправной точкой для ответа: «Почему», «Объясни», «Назови», «Предложи», «Придумай», «Поделись».
Работа с кубиком строится следующим образом:
Формулируется тема и круг вопросов, которые будут обсуждаться на занятии. Ребенок бросает кубик и отвечает на вопрос темы, начинающийся с того слова, которое выпало на грани. Если ответ даётся неполный, то другие дети могут его дополнить и исправить.
Вопросы могут формулировать сами воспитанники. Этот вариант требует определённой подготовки от детей, определённого навыка.
Применение «Кубика Блума» в НОД по прочитанной сказке В. П. Катаева «Цветик – семицветик»
• Назови
Назови жанр данного произведения.
Назови автора сказки.
Назови имя главной героини.
Назови главные черты характера девочки.
Назови волшебные слова, которые произносила Женя.
Назови Женины желания.
Назови, какое желание было самое лучшее, самое необходимое, самое правильное?
• Почему
Почему эта сказка является волшебной?
Почему старушка подарила цветик – семицветик Жене? (Девочка заблудилась, а старушка ей помогла).
Почему девочка разбила мамину вазу? (Она была невнимательной, начала считать ворон, когда доставала вазу).
Почему Женя захотела попасть на Северный полюс?
Почему Жене стало жалко мальчика?
Почему можно было загадать только семь желаний?
• Объясни
Объясни, как ты понимаешь выражения: «считать ворон», «зевать по сторонам», «взяла досада», «что есть мочи», «сквозь землю провалилась».
Объясните, какие желания девочки показались вам важными? А какие бесполезными?
Объясни, как вела себя девочка, когда сбывались её желания.
Объясни, почему в конце рассказа появился мальчик, у которого болели ноги? (Чтобы проверить, как поступит Женя: есть у неё чувство сострадания или нет).
Объясни, какое чувство заставило Женю загадать для себя все игрушки на свете?
Объясни, чему учит нас сказка?
Объясни, обязательно ли иметь цветок, чтобы делать добрые дела?
• Предложи
Предложи другого главного героя.
Предложи дополнительного персонажа.
Предложи, как можно было бы изменить желание девочки про игрушки, чтобы оно стало «добрым», а не «жадным»?
• Придумай
Придумай другое название для сказки.
Придумай другие волшебные слова.
Придумай волшебный предмет, который мог бы заменить цветик – семицветик.
Придумай иную концовку сазки.
• Поделись
Поделись впечатлениями: что тебе понравилось и не понравилось в сказке?
Поделись, кого тебе напоминает главный герой в жизни (по характеру, по поступкам?
Поделись самым эмоциональным моментом в сказке.
Поделись, какие бы желания ты загадал, будь у тебя волшебный цветок?
Поделись своим самым заветным желанием.