Лучший педагог года

Использование Тико-конструктора в коррекционной работе педагога-психолога детского сада компенсирующей направленности

Юлия Хадеева
Использование Тико-конструктора в коррекционной работе педагога-психолога детского сада компенсирующей направленности

Использование ТИКО-конструктора в коррекционно-развивающей работе педагога-психолога детского сада компенсирующей направленности для детей с ТНР

Ю. О. Хадеева, педагог-психолог

МАДОУ детский сад «Гармония»

Организация образовательного процесса в группах для детей с тяжелыми нарушениями речи требует от нас поиска новых образовательных технологий. На сегодняшний день инновационной разработкой, которая соответствует требованиям ФГОС ДО является конструктор ТИКО. Его можно использовать для совместной деятельности с детьми с нарушениями речи.

Публикация «Использование Тико-конструктора в коррекционной работе педагога-психолога детского сада компенсирующей направленности» размещена в разделах

Технология ТИКО-моделирования интересна тем, что, строясь на интегрированных принципах, объединяет в себе элементы игры и экспериментирования. В силу своей педагогической универсальности ТИКО-моделирование служит эффективным средством развивающего обучения в образовательных учреждениях Автором технологии «ТИКО»- конструктора является Логинова Ирина Викторовна. Выпуск конструктора был начат по рекомендациям Российской Академии Образования в 2005 году.

«ТИКО» – это Трансформируемый Игровой Конструктор для Обучения. Он представляет собой набор ярких плоскостных фигур из пластмассы, которые шарнирно соединяются между собой.

Выделяют следующие задачи ТИКО – конструирования :

- способствовать лучшему восприятию информации за счёт интеграции зрительного и тактильного восприятия;

- формировать навыки пространственного, логического и абстрактного мышления;

- улучшить моторику рук за счёт постоянной работы с деталями конструктора;

- развивать творческие способности;

- прививать художественный вкус и эстетическое восприятие за счёт яркости и многообразия решений.

Для дошкольников это первая ступенька для освоения универсальных логических действий и развития навыков моделирования, необходимых для будущего успешного обучения в школе. В результате для ребенка становится наглядным процесс перехода из плоскости в пространство, от развертки – к объемной фигуре и обратно. Сконструировать можно бесконечное множество игровых фигур: от дорожки и забора до мебели, коттеджа, ракеты, корабля, осьминога, снеговика и т. д.

Использование обучающих конструкторов ТИКО - эффективный метод работы с детьми дошкольного возраста. Увлеченные в процесс моделирования и конструирования, дети не замечают, как в игре педагогом реализуются воспитательные и образовательные задачи.

Работая с конструктором ТИКО, мы решаем сразу несколько проблем: создание развивающей среды; организация развивающих занятий; реализация проектной деятельности в детском саду.

Развивающая предметно-пространственная среда необходима для гармоничного развития личности ребенка, его талантов и способностей. Её можно легко организовать с помощью трансформируемого игрового конструктора для объемного моделирования ТИКО.

Работая с конструктором, дети развивают мелкую моторику, воображение, эстетический вкус, пространственное мышление, логику, сообразительность и внимание.

Этапы работы с конструктором ТИКО выделены условно, переход от одного этапа к другому зависит от увлеченности ребенка и от результатов деятельности.

1 этап. Ознакомление с конструктором, деталями, способами соединения, конструирование по образцу и по схемам.

Преимущественная форма работы на этом этапе – индивидуальная. Основные способы конструирования.

2 этап. Создание конструкций по контурной схеме, по замыслу, составление орнаментов. Форма работа с детьми преимущественно парная или в мини-группах, где дети совместно создают конструкцию или осуществляют взаимопроверку индивидуальных работ.

3 этап. Коллективное сюжетное конструирование.

На этом этапе детям предлагается создание коллективной постройки, объединенной в единую сюжетную линию по типу метода детских проектов.

Свою деятельность по реализации ТИКО - моделирование выстраиваем по следующим направлениям работы с ТИКО – конструктором : развитие психологической базы речи; закрепление сенсорных эталонов; развитие игровой деятельности; совершенствование коммуникации, мелкой моторики.

Первое, с чего мы начинали – это рассматривали детали конструктора ТИКО. Мы выяснили, что в нем есть: треугольники, квадратики, прямоугольники, многоугольники и т. д.

Далее мы рассмотрели, что они имеют разный цвет. После этого мы поняли, что их можно классифицировать: по размеру.

Используя данные упражнения и задания: на начальном этапе – знакомство с конструктором, особый упор делается на проговаривание. Выполнение заданий по образу способствует развитию произвольного внимания, процессов сравнения и анализа.

Далее, когда дети немного ознакомились с конструктором, мы стали их собирать. Главное при соединении деталей – это правильное их соединение.

Для комплексного развития познавательных процессов воспитанников, я предлагала упражнения: «Дорожка для Зайчика», «Соедини детали в ряд так, чтобы цвет деталей не повторялся», «Повтори по образцу», «Посмотри на домик для поросенка, и сделай такой же домик для его брата»

В процессе выполнения давала задания: сосчитай, сколько всего понадобится деталей, сколько квадратов, какого цвета и др).

Более сложны для детей, но очень полезны ТИКО-диктанты, основанные, вновь, на понимании и исполнении инструкции. ТИКО-диктанты по форме проведения похожи на известные всем графические диктанты, но выполнять их детям, на мой взгляд, гораздо интереснее.

На занятиях по подготовке к школе особое значение приобретает развитие способности понимать и выполнять инструкцию. Понимание инструкции также можно развивать с помощью ТИКО.

Предлагали несколько заданий на замещение геометрических фигур:

Сконструируйте квадрат из двух прямоугольников.

Сконструируйте квадрат из прямоугольника и двух маленьких квадратов.

Сконструируйте квадрат из четырех прямоугольных треугольников.

Данное упражнение обязательно необходимо сопровождать проговариванием, объяснением и проверкой выполнения инструкции.

Еще одним плюсом применения ТИКО-конструирования является то, что данный вид деятельности способствует социализации ребенка. В процессе освоения конструирования происходит взаимодействие со взрослым. В дальнейшем, в старших группах я практикую выполнение заданий на конструирование в парах или малых группах.

Как правило, конструирование завершается игровой деятельностью. Созданные ТИКО – изобретения дети используют в сюжетно – ролевых играх, в играх-театрализациях, используют ТИКО – элементы в дидактических играх. В игровой деятельности – для режиссёрских игр можно сконструировать из ТИКО кукольную мебель, транспорт, продукты и т. д.

Дети любят играть с ТИКО! Любая ТИКО – поделка в руках детей оживает.

МЫ с уверенностью можем сказать, что технология ТИКО – моделирования развивает – оригинальность и гибкость мышления, наблюдательность, любознательность, внимания, память. ТИКО моделирование позволяет формировать у детей умение конструировать самостоятельно и творчески.

Публикации по теме:

Мастер-класс «Использование конструктора Тико для развития познавательных способностей дошкольников»Мастер-класс «Использование конструктора Тико для развития познавательных способностей дошкольников» Мастер-класс для родителей старшей группы Тема: «Использование конструктора ТИКО для развития познавательных способностей дошкольников».

Использование элементов акватерапии как здоровьесберегающей технологии в адаптационный период в работе педагога-психологаИспользование элементов акватерапии как здоровьесберегающей технологии в адаптационный период в работе педагога-психолога «Использование элементов акватерапии как здоровьесберегающей технологии в адаптационный период в работе педагога-психолога» «Воде была.

Использование игр для развития межполушарного взаимодействия в коррекционной работе педагога-психолога с дошкольниками с ОВЗИспользование игр для развития межполушарного взаимодействия в коррекционной работе педагога-психолога с дошкольниками с ОВЗ К этой группе игр относятся следующие игры-задания: 1. Игры-лабиринты 2. Игры - задания на бланках для выполнения двумя руками одновременно.

Использование игрового оборудования «Парашют» в работе педагога-психолога с детьми раннего возрастаИспользование игрового оборудования «Парашют» в работе педагога-психолога с детьми раннего возраста В России впервые детский игровой «парашют» был продемонстрирован в 1996 году на Международном практическом семинаре педагогами Голландии,.

Использование прозрачного арт-мольберта в коррекционно-развивающей работе педагога-психолога с детьми с ЗПРИспользование прозрачного арт-мольберта в коррекционно-развивающей работе педагога-психолога с детьми с ЗПР Название: прозрачный арт-мольберт. Назначение (цель использования) прозрачного арт-мольберта: развитие эмоционально-личностной сферы и.

Использование прозрачного мольберта в работе детского психологаИспользование прозрачного мольберта в работе детского психолога Использование прозрачного мольберта в работе детского психолога. (методическая разработка для педагогов-психологов образовательных организаций).

Использование Тико-конструктора в формировании элементарных математических представлений у старших дошкольниковИспользование Тико-конструктора в формировании элементарных математических представлений у старших дошкольников Использование ТИКО конструктора в формировании элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Использование Тико-конструктора в коррекционной работе педагога-психолога детского сада компенсирующей направленности
Опубликовано: 15 декабря 2023 в 17:04
+12Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
30 апреля. День пожарной охраны России. Папка-передвижка «Пожарные»

День пожарной охраны — профессиональный праздник работников пожарной охраны. Отмечается в Российской Федерации ежегодно, 30 апреля.

2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД