МААМ-картинки

Использование виртуальной образовательной среды в обучении детей дошкольного возраста

Марина Борзенкова
Использование виртуальной образовательной среды в обучении детей дошкольного возраста

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ВИРТУАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ В ОБУЧЕНИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Е. В. Лупехина, Н. А. Агеева, М. И. Борзенкова, Т. М. Смурыгина

воспитатели

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 11 «Звёздочка», Россия, г. Старый Оскол

В статье виртуальная образовательная среда рассматривается как совокупность обучающих и образовательных, воспитывающих и культурных условий. Представлена характеристика виртуальной образовательной среды и возможности ее использования в дошкольной образовательной организации через применение виртуальных экскурсий.

Публикация «Использование виртуальной образовательной среды в обучении детей дошкольного возраста» размещена в разделах

Ключевые слова: образовательная среда, виртуально-образовательная среда, обучение детей дошкольного возраста, виртуальные экскурсии.

Современное дошкольное образование развивается в принципиально новых условиях, которые задают государственные федеральные требования к содержанию общеобразовательной программы дошкольной организации, которые базируются на интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями и возможностями воспитанников.

Федеральный государственный стандарт дошкольного образования требует поиска и внедрения новых подходов к воспитанию и обучению детей. Одним из таких подходов является использование образовательной среды в контексте ее информатизации и использования ее виртуальных возможностей.

Информатизация образования открывает перед педагогом новые потенциалы для обширного введения в педагогическую теорию и практику новейших методических разработок, которые направленны на реализацию инноваций. Создается единое информационное образовательное пространство дошкольной образовательной организации, активно используется интернет ресурсы, информационные технологии.

Одним из престижных направлений в инновационной деятельности является построение обучения средствами виртуальной образовательной среды. Виртуальная модель образования в последние годы интенсивно развивается и здесь акцент идет на виртуальную образовательную среду [2, с. 183].

Обучение в виртуальной образовательной среде это совершенно новая парадигма образования и опирается она на функциональную эффективность технологий информации и коммуникаций и затем формируется особая культура обучения.

Виртуальная образовательная среда сформирована для эффективной коммуникации всех участников процесса образования. Для информационного общества нужны навыки владения информационными технологиями и, образовательная среда в современных реалиях обязана удовлетворять потребности общества и личности.

А. В. Хуторской образовательную среду определяет как среду, играющую роль некоего довольно аморфного посредника между окружающим миром и личностью дошкольника, которая полностью отвечает стремлениям, интересам и потребностям воспитанников, обеспечивая ему при этом возможность более полно выявить природные задатки и силы, которая в ней таится; среда, опосредованно, косвенно, воздействующая на развитие воспитанника и активизирующая его [5, с. 11].

Образовательная среда создается через : типологию образовательных ресурсов и образовательное пространство; совокупность образовательной деятельности - дополнительной и основной; систему отношений и взаимосвязей между образовательными деятельностями. Ее можно охарактеризовать следующими показателями: структурированностью ресурсов в рамках определенного пространства образования и интенсивностью (ресурсная возможность образования).

Образовательная среда дошкольной организации способствует формированию гуманной личности, созданию соответственной обстановки, при которой структура, содержание, методы воспитания и обучения в совокупности отражают процессы, которые происходят в культуре в целом, а также обеспечивает потенциал для развивающей деятельности воспитанников в образовательной организации [1, с. 35].

Важнейшими функциями виртуальной образовательной среды выступают : инофрмационно-обучающая т. е. информация может быть представлена в самом разнообразном виде, коммуникативная т. е. занятия с участниками процесса образования, административно-контрольная, может проводиться разнообразного рода комплексные критерии по оценке навыков, умений и знаний детей.

Виртуальная образовательная среда это сложнейшее интегрированное понятие, отражающее совокупность обучающих и образовательных, воспитывающих и культурных условий, они отображают социальное, экономическое и политическое развитие, отечественные культурные, исторические и национальные традиции, состояние нравственной и духовной сферы современного общества.

Виртуальная образовательная среда включает в себя социально-культурные объекты, представленные в сети Интернет сайтами, которые связанны с организацией и распространением ценностей культуры, данная среда это устойчивая совокупность личностных и вещественных элементов, элементы ее оказывают воздействие на человеческую деятельность по образованию и овладению духовными благами и ценностями [4, с. 7].

Таким образом, виртуальная образовательная среда это культурная и социальная система, которая обеспечивает культурную преемственность (передачу культурных ценностей, норм, идей, формирование индивидуальности личности, как способ подготовки личности к благополучному существованию в культуре и социуме.

Виртуальная образовательная среда представлена сайтами культурных учреждений нашей страны, на которых виртуально, не выходя из стен детского сада можно посетить выставку или посмотреть он-лайн трансляцию спектакля. Данная среда включает в себя большую и на современном этапе уже достаточно развитую сеть сайтов культурных учреждений: это библиотеки, театры, музеи и многие учреждения культуры.

Изучение опыта работы в России по обучению и воспитанию современного дошкольника показывает, что воспитание дошкольников, исходя из возрастных особенностей детей, успешно реализуется через организацию виртуальных экскурсий.

В работе с детьми дошкольного возраста виртуальная экскурсия позволяет приобрести визуальные сведения о местах не достижимых для действительного посещения, сэкономить средства и время. Преимущество данных экскурсий в том, что педагог сам собирает необходимый ему материал, разрабатывает определённый маршрут, меняет содержание в соответствии с поставленными целям и интересам детей [3, с. 214].

Виртуальная экскурсия представляет собой программно-информационный продукт в виде видео-, аудио- и графических материалов, предназначенный для интегрированного представления информации. Она имеет ряд преимуществ перед традиционными экскурсиями: погодные условия не мешают осуществить обозначенный план и провести экскурсию по избранной теме. У виртуальных экскурсий нет границ, что позволяет посетить исторические места родного края, родной страны, не покидая здания детского сада; дает возможность неоднократно повторять материал в нужном темпе; улучшает качество образовательного процесса.

Использование виртуальной образовательной среды, например, по ознакомлению детей с родной природой позволяет наиболее эффективно решать задачи, связанные с чувственным и эмоциональным восприятием, развитием эстетических и этических чувств.

Фотографии родного края с изображением красивого пейзажа леса, позволяют детям увидеть, «разглядеть» насколько край красив, насладиться этой красотой и проникнуться чувством гордости за Малую Родину. Фотографии птиц, животных, позволяют вызвать у детей самые нежные и трепетные чувства по отношению к ним и пробудить желание защищать, оберегать их.

Дошкольные образовательные организации должны работать в тесном сотрудничестве с музеями, так как виртуальная экскурсия в музей выступает важнейшим средством развития ребенка-дошкольника. С детьми можно посетить музей виртуально, рассмотреть экспонаты и послушать рассказы о природе, о птицах, которые находятся на грани исчезновения и которые находятся под охраной. Познакомить детей с традиционной одеждой русского народа, с национальной русской избой. Данную виртуальную экскурсию целесообразно применять как в образовательной, так и в совместной и самостоятельной деятельности детей.

Для знакомства детей с миром театра необходимо использовать ресурсы сети Интернет. Сайты большинства театров позволяют зрителю увидеть его обустройство, даже не заходя в него. Интерактивная экскурсия активизирует дошкольников, формирует интерес к театральному миру и представление об изучаемой теме, стимулирует на поиски дополнительной информации [1, с. 29].

Педагог и воспитанники виртуально могут посетить типографию, узнать, как его работники печатают газеты, журналы, книги. Во время настоящей экскурсии у детей не было бы возможности заглянуть внутрь печатной машины, рассмотреть, как сшиваются страницы, какие используются краски, - ведь это опасно. Виртуальная экскурсия не угрожает жизни и здоровью воспитанников.

Посещение с детьми музеев – большая проблема. Особенно для маленьких городов, где редко проходят значимые выставки, а коллекции местных музеев небольшие. С помощью виртуальной среды педагог может познакомить воспитанников с любым музеем, виртуально посетить картинные галереи. Так, педагоги детского сада могут «провести» детей по залам любых музеев, рассказывать о знаменитых русских художниках. Показать известные картины. Такие просмотры с комментариями воспитателя производят на дошкольников большое впечатление, формируют желание самим заняться творчеством [3, с. 213].

Изучение использования виртуальной образовательной среды в России позволяет утверждать, что эффективным и доступным для детей дошкольного возраста средством обучения и воспитания в виртуальной среде являются виртуальные экскурсии. В связи с тем, что компьютерная техника и глобальные сети развиваются, возникла возможность проводить виртуальных экскурсий в детском саду, этот вид экскурсий обладает рядом преимуществ перед экскурсиями традиционными: не оставляя здание детского сада можно побывать в музеях и ознакомится объектами, которые расположены за границами дошкольной образовательной организации, города и страны. Виртуальное общение с культурными ценностями анализируется как этап подготовки. Оно предоставляет возможности для закрепления изучаемого материала, создания условий для комфортного вступления в экскурсионную деятельность, как в качестве экскурсанта, так и экскурсовода.

Список литературы

1. Вайндорф-Сысоева М. Е. Виртуальная образовательная среда : категории, характеристики, схемы, таблицы, глоссарий: Учебное пособие. – М. : МГОУ, 2010. – 102 с.

2. Носкова Т. Н. Педагогическая сущность виртуальной образовательной среды // Известия РГПУ им. А. И. Герцена. 2014. - №167.- С. 183-194.

3. Силина Е. Н. Виртуальная экскурсия в воспитательно-образовательном пространстве дошкольных образовательных учреждений // Молодой ученый. 2017. №7.6. С. 213-214.

4. Сманцер А. П. Культурно-образовательная среда учебного заведения как фактор гуманизации воспитания и образования// Педагогические науки : научно-теоретический журнал. 2015. № 5. С. 7-11.

5. Хуторской А. В. Педагогическая инноватика / А. В. Хуторской. – М. : Академия, 2018. 256 с.

Публикации по теме:

Презентация «Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста» В презентации освещаются проблемы речи детей дошкольников, раскрывается актуальность использования мнемотехники. Мнемотехника –технология.

Роль вязаного театра в обучении и воспитании детей дошкольного возраста Начну с того, что рукоделие - это моя жизнь, мое хобби. Мне очень нравится всегда что-то мастерить, делать своими руками. Но именно вязание.

Виды игр, их роль в жизни, воспитании, обучении детей дошкольного возраста Тема «Виды игр, их роль в жизни, воспитании, обучении детей дошкольного возраста.» Игра является ведущим видом деятельности дошкольников,.

Использование метода моделирования в обучении детей дошкольного возраста Слайд 1 В современных условиях быстро меняющейся жизни от ребенка требуется не только владение знаниями, но и, в первую очередь, умение.

Использование труб ПВХ для обогащения образовательной средыИспользование труб ПВХ для обогащения образовательной среды Творческое развитие дошкольников в рамках детского сада — один из важных этапов формирования растущей личности. Если бюджет группы не позволяет.

Использование сказок при обучении математике детей дошкольного возраста Математика в сказке. Чернышева Т. Н., Ротманова О. В - Обучению дошкольников началам математики должно отводиться важное место. Это вызвано.

Метод игрового моделирования в обучении детей дошкольного возраста Учите ребенка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками,.

НОД в форме виртуальной экскурсии в весенний парк «Насекомые» для детей старшего дошкольного возраста Конспект непрерывной образовательной деятельности детей старшего дошкольного возраста «Виртуальная экскурсия в весенний парк» в рамках лексической.

Создание условий образовательной среды по речевому развитию в группе младшего дошкольного возраста РАЗВИВАЮЩАЯ СРЕДА – это естественная обстановка, рационально организованная, насыщенная разнообразными сенсорными раздражителями и игровыми.

Виды игр и их роль в жизни, воспитании и обучении детей младшего дошкольного возраста. МАДОУ «Детский сад «Снежинка» Виды игр и их роль в жизни, воспитании и обучении детей младшего дошкольного возраста. Подготовила воспитатель.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Использование виртуальной образовательной среды в обучении детей дошкольного возраста
Опубликовано: 17 июля 2019 в 16:09
+13Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
1 мая. Праздник весны и труда. Передвижка «Праздник Весны и Труда»

Первомай — радостный весенний праздник, воспевающий мир, труд и братство трудящихся. У Первомая в нашей стране долгая история, со временем его значение менялось, но народная любовь к нему всегда...

30 апреля. День пожарной охраны России. Папка-передвижка «Пожарные»

День пожарной охраны — профессиональный праздник работников пожарной охраны. Отмечается в Российской Федерации ежегодно, 30 апреля.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД