Альбина Пономарева
Использование электронных образовательных ресурсов в формировании общеучебной компетентности у младших школьников
▼ Скачать + Заказать документы
При разработке плана каждого урока рекомендуется заранее предусмотреть применение электронных образовательных ресурсов, а также учебного материала соответствующей тематики, включенных в предметные электронные системы обучения.
Характерные черты урока с применением электронных образовательных ресурсов :
1) образно-символическая форма подачи учебного материала (современные технические устройства обладают практически неограниченными возможностями построения любого визуального ряда);
Публикация «Использование электронных образовательных ресурсов в формировании общеучебной компетентности у младших школьников» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Начальная школа. 1-4 классы
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
2) процессуально-деятельностная форма подачи и усвоения знаний (использование компьютерных средств позволяет имитировать любой естественный процесс и ситуацию, где ученик может самостоятельно действовать, пробуя альтернативные способы действия);
3) опора на субъектный опыт ребенка и предоставление ему свободы выбора при выполнении заданий, решении задач, стимулирование к самостоятельному выбору и использование наиболее значимых для него способов обработки учебного материала с учетом разнообразия его типов, видов и форм;
4) контакт учителя и учеников на основе сотрудничества, мотивации достижения успеха через анализ не только результата, но и процесса его достижения.
При такой организации образовательного процесса учащиеся :
5) самостоятельно выбирают образовательную траекторию- последовательность и темп изучения тем, систему тренировочных заданий и задач, способы контроля знаний и способов действий;
6) развивают специфические умения и навыки поиска нужной информации, вычленения и усвоения необходимого знания из информационного поля;
7) накапливая знания, умения и навыки творчески самореализуются;
Наиболее активно взаимодействующей с информационно-коммуникационными технологиями на наш взгляд является личностно ориентированное обучение, представленное в опыте технологиями: обучение в сотрудничестве, метод проектов, разноуровневое обучение, проблемное обучение.
Указанные технологии органично взаимосвязаны и интегрированы между собой. Они легко вписываются в учебный процесс, традиционно организованный в виде классно-урочной системы, и способствуют успешному усвоению учебного материала, интеллектуальному и нравственному развитию детей, обеспечивают их самостоятельную активную познавательную деятельность с учетом индивидуальных особенностей и возможностей, формируют коммуникативные качества, создают атмосферу заботы, сотрудничества и сотворчества.
Электронные образовательные ресурсы на уроках в начальной школе используется при изучении нового материала и его закреплении (5- 10 минут работы за компьютером, что соответствует требованиям санитарных норм это способствует повышению компетентности младшего школьника.
Учащихся сначала опрашивают по традиционной методике или с помощью печатных текстов. При переходе к изучению нового материала ученики парами садятся у компьютера, включают его и начинают работать со структурной формулой и структурными единицами параграфа под руководством и по плану учителя.
Электронные образовательные ресурсы можно использовать на этапе закрепления материала. На уроках в начальной школе новый материал изучается обычным способом, а при закреплении все учащиеся 5-7 мин. под руководством учителя соотносят полученные знания с формулой параграфа.
В рамках комбинированного урока с помощью электронного образовательного ресурсы осуществляется повторение и обобщение изученного материала (5-10минут). Такой вариант предпочтительнее для уроков итогового повторения, когда по ходу урока требуется «пролистать» содержание нескольких параграфов, выявить родословную понятий, повторить наиболее важные факты и события, определить причинно следственные связи. На таком уровне учащиеся должны иметь возможность поработать сначала сообща (по ходу объяснения учителя, затем в парах (по заданию учителя, наконец, индивидуально (по очереди).
Отдельные уроки могут быть посвящены самостоятельному изучению нового материала и составлению по его итогам своей структурной формулы параграфа. Такая работа проводится в группах учащихся (3-4 человека). В заключение урока (10 минут) учащиеся обращаются к электронной формуле параграфа, сравнивая её со своим вариантом. Тем самым происходит приобщение учащихся к исследовательской работе на уроке, начиная с младшего школьного возраста.
Электронные образовательные ресурсы используются как средство контроля усвоения учащимися понятий. Тогда в состав электронных учебных пособий входит система мониторинга. Результаты тестирования учащихся по каждому предмету фиксируются и обрабатываются компьютером. Процент правильно решённых задач даёт ученику представление о том, как он усвоил учебный материал, при этом он может посмотреть, какие структурные единицы им усвоены не в полной мере, и впоследствии дорабатывать этот материал. Таким образом, ученик в какой-то мере может управлять процессом учения.
Учитель, в свою очередь на основе полученной информации также имеет возможность управлять процессом обучения. Результаты класса по содержанию в целом позволяю учителю увидеть необходимость организации повторения по этой или иной структурной единице для достижения максимального уровня обученности.
Электронный образовательный ресурс выполняет различные функции: учителя, рабочего инструмента, объекта обучения, сотрудничающего коллектива, досуговый (игровой) среды.
В функции учителя электронный образовательный ресурс представляет :
1) источник учебной информации (частично или полностью заменяющий учителя и книгу);
2) наглядное пособие (качественно нового уровня с возможностями мультимедиа и телекоммуникации);
3) индивидуальное информационное пространство;
4) тренажер;
5) средство диагностики и контроля.
Функцию объекта обучения электронный образовательный ресурс выполняет при :
1) программировании, обучении компьютера заданным процессам;
2) создании программных продуктов;
3) применении различных информационных сред.
Досуговая среда организуется с помощью:
1) игровых программ;
2) компьютерных игр по сети;
3) компьютерного видео.
Работа учителя с электронными образовательными ресурсами включает следующие функции:
1) организация учебного процесса на уровне класса в целом, предмета в целом, развитие компетентности младшего школьника (график учебного процесса, внешняя диагностика, итоговый контроль).
2) организация внутриклассной активизации и координации (расстановка рабочих мест, инструктаж, управление внутриклассной сетью и т. п.).
3) индивидуальное наблюдение за учащимися, оказание индивидуальной помощи, индивидуальный контакт с ребенком. С помощью компьютера достигаются идеальные варианты индивидуального обучения, использующие визуальные и слуховые образы.
4) подготовка компонентов информационной среды (различные виды учебного, демонстрационного оборудования, программные средства и системы, учебно–наглядные пособия и т. д., связь их с предметным содержанием определенного учебного курса.
Опытно-практическая работа по использованию электронных образовательных ресурсов в формировании общеучебной компетентности младшего школьника проводилась на базе МБОУ СОШ № 2 с. Бакалы. В опытно-практической работе приняли участие обучающиеся 3Б класса (20 человек) .
Опытно – практическая работа включала констатирующий, формирующий и контрольный этапы.
Во время проведения опытно-практической работы необходимо выбрать и апробировать электронные образовательные ресурсы в формировании общеучебной компетентности у младших школьников, представить и проанализировать полученные результаты.
Для проведения исследования использовался комплекс методов : анализ психолого-педагогической, методической литературы по теме исследования, диагностические педагогические методики, количественная и качественная обработка экспериментальных данных, графическое представлен ие полученных результатов.
Во время констатирующего эксперимента нами были проведены контрольный срез и анкетирование обучающихся по выявлению исходного уровня общеучебной компетентности.
При проведении первого контрольного среза результаты были не очень хорошие, обучающиеся допускали во многих словах ошибки, не понимали суть задания. 45 % учащихся успешно справились с заданием, 30% - получили отметку 4, 15% - отметку 3, 10% - отметку 2. (приложение 1)
Результаты констатирующего эксперимента
Рис. 1
Далее с 20-ю обучающимися проводили анкетирование (приложение 2). Предмет «Русский язык» нравится 9 обучающимся. Учащиеся предпочитают такие формы работы, как выполнение заданий на компьютере, составление кроссвордов, викторины, решение тестов. Анализ анкет показал, что проявляют интерес к русскому языку 45 % опрошенных учащихся. Чтобы выяснить причины снижения интереса и учесть интересы учащихся при разработке уроков предложена ещё одна анкета (приложение 2).
Анализ анкет показал: необходимы нетрадиционные формы работы, мы решили усовершенствовать урок с помощью использования на уроке электронных образовательных ресурсов, то учащимся предложены различные виды работы с электронными образовательными ресурсами. Обучающиеся выделили виды деятельности:
1) игры на уроках – 4 обучающихся;
2) сам хочу «преподавать» - 1 обучающийся ;
3) уроки с мультимедиа (презентации, электронные диски) – 6 обучающихся ;
4) уроки с использованием компьютера– 5 обучающихся;
5) работа с сайтами Интернет – 4 обучающихся.
Кроме того, выяснила наличие компьютеров дома : 16 обучающихся из 20; и 10 обучающихся умеют пользоваться компьютером.
В целом мы можем сделать вывод, что на констатирующем этапе опытно-практической работы исходный уровень общеучебной компетентности является невысоким.
На формирующим эксперименте проводилась работа формирования общеучебной компетентности младших школьников.
Целью формирующего этапа стало использования электронных образовательных ресурсов в формировании общеучебной компетентности младших школьников.
Нами был создан пакет материалов по теме «Местоимение как часть речи» (приложение 4). В этот пакет входят:
1) презентация по данном теме, которую мы использовали на этапе объяснения нового материала, так и на других этапах уроков.
2) электронное учебное пособие для закрепления данной темы.
3) тестирование в программе ЕasyQuizzy.
Надо сказать, что учащиеся 3-го класса, с которыми были проведены пробные уроки русского языка с использованием электронных образовательных ресурсов, уже владели элементарными навыками пользования компьютером, так как у них проводятся уроки информатики.
В календарно – тематическом планировании на изучение темы «Местоимение как часть речи» было отведено 6 часов. Мы распределили включение электронных образовательных ресурсов следующим образом :
Таблица
Календарно-тематическое планирование
Понятие о местоимении. Личные местоимения
(приложение 3) Урок объяснения нового материала Презентация «Понятие о местоимении. Личные местоимения»».(приложение 4) На этапе объяснения нового материала презентация демонстрируется на экране с помощью видео проектора. По ходу демонстрации ведется беседа с детьми.
Местоимения 1, 2,
3-го лица. Правописание предлогов с местоимениями (приложение 3) Урок объяснения нового материала Презентация «Местоимения 1, 2,
3-го лица. Правописание предлогов с местоимениями». (приложение 4)
На этапе объяснения нового материала презентация демонстрируется на экране с помощью видео проектора. По ходу демонстрации ведется беседа с детьми.
Разбор местоимения как части речи
(приложение 3) Урок повторения, обобщения и систематизации материала Презентация «Разбор местоимения как части речи». (приложение 4)
На этапе объяснения нового материала презентация демонстрируется на экране с помощью видео проектора. По ходу демонстрации ведется беседа с детьми и выполнения заданий на интерактивной доске
Роль личных местоимений в речи
(приложение 3) Урок повторения, обобщения и систематизации материала Использование презентации по теме «Роль личных местоимений в речи»
(приложение 4)
Закрепление знаний о местоимении
(приложение 3) Урок развития речи
Использование электронного учебного пособия и выполнения теста
(приложение 4)
Проверочная работа № 9 по теме «Местоимение как часть речи» Урок контроля ЗУН Выполнение контрольного среза.
Было запланировано и проведено 6 уроков русского языка. На каждом уроке использовались электронные образовательные ресурсы, направленные на формирование общеучебной компетентности младших школьников.
Был проведен инструктаж. Учащиеся работали индивидуально. Каждому ученику на работу с компьютером отводилось не более 10 минут, что находится в пределах допустимой нормы работы с точки зрения психологии, физиологии и гигиены ребенка данного возраста.
Следующий этап исследования - контрольный этап. Его цель – выявить уровень сформированности общеучебной компетентности младших школьников. Задачами контрольного этапа стало проведение контрольного среза и интерпретация результатов. Также на этом этапе обрабатывались, обобщались и обсуждались результаты исследования, проводилась их количественная и качественная обработка; осуществлялась теоретическая интерпретация выводов и предложений.
Результаты контрольного среза (приложение 1). В целом учащиеся успешно справились со всеми заданиями, ошибки были допущены при написании некоторых слов. 60% учащихся успешно справились с заданием, 25% - получили отметку 4, 10% - отметку 3, 5% - отметку 2.
Результаты контрольного эксперимента
Рис. 2
Проведя такой урок русского языка с использованием электронных образовательных ресурсов, мы почувствовали заинтересованность учащихся, и это способствовала к формированию компетентности младшего школьника.
После проведения системы уроков с использованием электронных образовательных ресурсов учащимся была предложена анкета (приложение 2)
Удовлетворены своей работой 16 учащихся из 20 опрошенных. Учащиеся научились решать тесты в Power Point, в программе ЕasyQuizzy, создавать презентации по изученным теме, создавать викторины на компьютере (в Power Point).
Особый интерес вызвал урок «Закрепление знаний о местоимении». В программе SanRav нами было создано электронное учебное пособие для закрепления, вначале были даны весь тот материал, который был изучен, и тестовое задание.
Анализ контрольных срезов и анкеты позволил сделать вывод: 75% учащихся удовлетворены своей работой на уроке. Наибольший интерес проявили учащиеся к урокам, на которых использовались игра-путешествие, тесты, задания, которые ученики выполняли за компьютером.
Результаты констатирующего эксперимента
Рис. 3
Результаты контрольного эксперимента
Рис. 4
Сравнив результаты двух контрольных срезов (рис. 3, рис. 4, мы пришли к такому выводу: если использовать на уроках электронные образовательные ресурсы, то можно повысить интерес к предметам, повысить успеваемость в классе, а также электронные образовательные ресурсы влияют на формирование общеучебной компетентности.
Таким образом использование электронных образовательных ресурсов оправдывает себя во всех отношениях:
1) формирует общеучебную компетентность;
2) повышает качество знаний;
3) продвигает ребенка в общем развитии;
4) помогает преодолеть трудности;
5) создает благоприятные условия для лучшего взаимопонимания учителя и учащихся и их сотрудничества в учебном процессе.
Уроки с использованием электронных образовательных ресурсов позволяют сделать их более продуманными, мобильными. Используется практически любой материал, нет необходимости готовить к уроку массу энциклопедий, репродукций, аудио-сопровождения — всё это уже заранее готово и содержатся в электронном учебном пособие. Уроки с использованием Электронных учебных пособий особенно актуальны в начальной школе. Ученики 1—4 классов имеют наглядно-образное мышление, поэтому очень важно строить их обучение, применяя как можно больше качественного иллюстративного материала.
Для достижения цели нами был проведен анализ научной, научно-методической, учебной литературы и опытно- практическая работа посвященная формированию общеучебной компетентности младшего школьника с помощью электронных учебных пособий. Раскрыли понятия компетентность и электронные образовательные ресурсы. Изучили теоретические основы использования электронных образовательных ресурсов и эффективность использования на уроках в формировании общеучебной компетентности у младших школьников. Нами была изучена и составлена методика использования электронных образовательных ресурсов в формировании общеучебной компетентности у младших школьников. Так же были разработаны конспекты уроков и методические рекомендации по использованию электронных образовательных ресурсов в формировании общеучебной компетентности младшего школьника.
Предложенные нами методические указания позволяют качественно подойти к проблеме формирования общеучебной компетентности младшего школьника. Подобранные теоретический материал и практические задания полностью удовлетворяют гипотезе исследования. Созданные нами электронное учебное пособие и тестирование соответствуют требованиям и стандартам, могут использоваться на уроках русского язык при изучении темы «Местоимение- как часть речи».
Подводя итог исследованию, касающемуся использования электронных образовательных ресурсов в формировании общеучебной компетентности младших школьников, нами был сделан вывод о том, что систематическое использование электронных образовательных ресурсов на уроках приведет к формированию общучебной компетентности у младших школьников.