Самоанализ результатов использования новых образовательных технологий, электронных образовательных ресурсов (ЭОР)

Ирина Самороднова
Самоанализ результатов использования новых образовательных технологий, электронных образовательных ресурсов (ЭОР)

В декабре месяце 2015 года прошла аттестацию на высшую категорию. Хочу поделиться своим "Самоанализом результатов использования новых образовательных технологий, электронных образовательных ресурсов (ЭОР)в образовательном процессе музыкального руководителя

СП «Детский сад «Сказка» ГБОУ гимназии № 1 города Похвистнево Самарской области

Работаю музыкальным руководителем в этой образовательной организации со дня ее основания, на протяжении 36 лет. Имею Почетную грамоту Министерства науки и образования Российской Федерации.

В 2010 году была аттестована на высшую квалификационную категорию. В предыдущий период своей деятельности занималась с детьми разных возрастов от 1-ой младшей группы до подготовительной.

Основной целью своей работы считала формирование всестороннего развития личности - ее эстетического, умственного, нравственного и физического совершенствования посредством музыкальной деятельности.

Для осуществления данной цели в работе использовала:

• Программу «От рождения до школы» авторы Н. Е. Вераксы, Т. С. Комарова, М. А. Васильева и элементы программы И. Каплуновой и И. Новоскольцевой «Ладушки», пользовалась: журналами «Музыкальный руководитель», методикой музыкального воспитания О. Радыновой. Большую помощь в работе оказали сборники «Музыка в детском саду» Н. А. Ветлугиной, «Поем, играем, танцуем дома и в саду» М. А. Михайловой, «Развитие музыкальных способностей» М. А. Михайловой, «Психогимнастика» М. И. Чистяковой, «Наглядные средства в музыкальном воспитании дошкольников», «Ритмика» А. Е. Чибриковой-Луговской, «Праздник каждый день» И. Каплуновой и И. Новоскольцевой, «Логоритмические занятия в детском саду», автор М. Ю. Картушина и многие другие;

разнообразные формы работы - типовые, индивидуальные, музыкально-тематические, комплексные, доминантные занятия, различ-ные досуги и развлечения, просмотры приезжих театров, посещение фи -лармонии дошкольника в школе искусств и праздничные утренники;

• много наглядного материала - игрушки, шумовые инструменты, дидактические игры, костюмы, маски, веночки, кокошники и другие атрибуты для передачи образов героев музыкальных игр, хороводов, танцев и т. д. ;

• много классической и популярной музыки, записанной на CD дисках и USB которая пополнила фонотеку все эти годы;

• красочное оформление музыкального зала к праздникам и т. д.

Так было до 2011 года, пока не вступили в силу Федеральные государственные требования к условиям реализации основной общеобразовательной программы (приказ МО РФ от 20.07.2011 № 2151, зарегистрирован в Минюсте РФ 14.11.2011 № 22303).

А с 1 января 2014 года вступил в силу Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, утвержденный приказом Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155.

Эти документы внесли изменения в профессиональную деятельность музыкального руководителя. Первое, что следует отметить, ориентация нового документа на социализацию и индивидуализацию развития детей дошкольного возраста. Это основной ориентир для специалистов и воспитателей в преломлении музыкального содержания программы в соответствии со Стандартом. Иными словами, музыка и детская музыкальная деятельность есть средство и условие вхождения ребёнка в мир социальных отношений, открытия и презентации своего "Я" социуму. Музыка выступает как один из возможных языков ознакомления детей с окружающим миром, миром предметов и природы и, самое главное, миром человека, его эмоций, переживаний и чувств.

Основное содержание образовательной области "Музыка", теперь представлено в образовательной области "Художественно-эстетическое развитие" наряду с изобразительным и литературным искусством. В этом есть большой плюс, так как, для нас важно научить ребёнка общаться с произведениями искусства в целом, развивать художественное восприятие, чувственную сферу, способность к интерпретации художественных образов, и в этом все виды искусства похожи. Назначение любого вида искусства – это отражение действительности в художественных образах, и то, как ребёнок научится их воспринимать, размышлять о них, декодировать идею художника, композитора, писателя, режиссера, зависит от работы каждого специалиста и воспитателя.

Итак, образовательная область "Художественно-эстетическое развитие" предполагает:

• развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразитель-ного, мира природы становление эстетического отношения к окружающему миру;

• формирование элементарных представлений о видах искусства;

• восприятие музыки, художественной литературы, фольклора;

• стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений;

• реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.).

Задачи музыкального воспитания и развития ребёнка раскрыты во всех образовательных областях, обозначенных в Стандарте. Это задачи, связанные с вхождением ребёнка в мир музыки, задачи развития музыкальной эрудиции и культуры дошкольников, ценностного отношения к музыке как виду искусства, музыкальным традициям и праздникам. Это также задачи, связанные с развитием опыта восприятия музыкальных произведений, сопереживания музыкальным образам, настроениям и чувствам, задачи развития звукового сенсорного и интонационного опыта дошкольников.

В результате, круг задач музыкального воспитания и развития ребёнка

в дошкольном детстве расширяется, как и направления работы музыкального руководителя.

Итак, прежде всего профессионализм в работе музыкального руководителя не мыслим без самообразования, постоянного повышения исполнительского мастерства, приобретения новых знаний на курсах повышения квалификации.

Так знания, полученные на курсах в мае 2014 года по теме: «Основы методологической культуры современного педагога» помогли грамотно составить модель программы развития «Формирование творческой личности ребёнка средствами театрализованной деятельности», в которой был обобщен опыт работы по развитию творческих способностей детей. Курсы повышения квалификации по ИОЧ, пройденные в феврале 2015 года, «Современные информационные и коммуникационные технологии в дошкольном образовании» на тему «Разработка электронного дидактичес-кого пособия» утвердили и закрепили мои навыки о применении новых технологий, которые дают толчок развитию новых форм и содержанию традиционных видов детской деятельности, открыли новые возможности в педагогическом процессе. Знания, полученные в марте 2015 года на курсах повышения квалификации по ИОЧ «Содержание и методика организации познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста» научили меня грамотно разрабатывать содержание познавательно-исследовательской деятельности дошкольников в непосредственно образовательной деятельности. А курсы повышения квалификации по ИОЧ, пройденные в апреле 2015 года «Основные направления региональной образовательной политики в контексте модернизации российского образования», разъяснили, что в настоящее время с введением ФГОС ДО перед педагогами стоит задача пересмотра приоритетов профессиональной деятельности.

Стандарты нового поколения предполагают широкое внедрение информационных и коммуникативных технологий не только на такие предметные области образовательной деятельности, как начало грамотности и логики, но и на музыкальное воспитание.

Для формирования и развития у детей устойчивого познавательного интереса, например, к музыке перед музыкальным руководителем стоит задача: сделать занятие интересным, насыщенным и занимательным. Материал, используемый в работе с дошкольниками, должен содержать в себе элементы необычного, удивительного, неожиданного, ведь именно процесс удивления ведёт за собой процесс понимания, поэтому у меня появилась идея создания видеопесенок, в которых подобран богатый иллюстративный материал. У детей этого возраста небогатая жизненная практика и многие образы окружающего мира, используемые в песне, незнакомы. А условием хорошей дикции, выразительного пения является понимание смысла слов, музыкального образа песни, поэтому видеопесенки помогают разнообразить процесс знакомства детей с музыкальным искусством, сделать встречу с музыкой более яркой, интересной.

Делается это в программе «Киностудия Windows Live». На нужную песню накладываются яркие красочные слайды, если есть - то авторские, если нет - то из Интернета и получается замечательный видеоролик. Что привело к появлению более 30 видеоиллюстраций на песни:

«Россия, мы дети твои»

«Наш сад»

«Моя семья»

«Зимушка»

«Дети солнца»

«Где ты, Осень?»

«Солнышко»

«Моя единственная мама»

«Бравые солдаты»

«Вечный огонь»

«Хорошее настроение»

«Дети земли»

«Желаем удачи»

В марте 2014 года мы были участниками XII Международной ярмарки социально-педагогических инноваций в городе Белгороде и были приятно удивлены, увидев на церемонии торжественного открытия Международной ярмарки свою работу – видео-иллюстрацию песни «ЖЕЛАЕМ УДАЧИ», которая была показана в завершении концертной программы. Мы были очень горды тем, что моя работа пригодилась для такого мероприятия.

В настоящее время все педагоги интенсивно внедряют в работу инновационные технологии, к которым, помимо ИКТ, относятся: технология проектной деятельности, личностно – ориентированные, игровые и здоровьесберегающие технологии, которые направлены реализацию государственных стандартов дошкольного образования.

Метод проектной деятельности давно и успешно используется в прак-тике дошкольных образовательных учреждений. Спецификой использования метода проектов является то, что взрослым необходимо «наводить» ребенка, помогать обнаруживать проблему, вызвать к ней интерес и «втягивать» детей в совместный проект, при этом не переусердствовать с опекой и помощью. В проекте можно объединить содержание образования из различных областей знаний, кроме того, открываются большие возможности в организации совместной познавательно-исследовательской деятельности дошкольников, педагогов и родителей.

В своей практике я тоже применяю, а также помогаю воспитателям осуществлять технологию проектной деятельности:

• Детский творческий проект «Волшебство театра» и детский социально-личностный проект «Дружная семейка» под руководством воспитателей и музыкального руководителя.

• Долгосрочный проект «Мальчики и девочки: любить и воспитывать по-разному» - экспериментальный опыт работы коллектива по гендерному воспитанию детей дошкольного возраста.

• Долгосрочный проект «Психолого-педагогическое сопровождение формирования эмоционального интеллекта детей дошкольного возраста» - инновационная деятельность коллектива по развитию эмоционального интеллекта детей дошкольного возраста.

Личностно – ориентированные технологии обеспечивают комфортные, бесконфликтные и безопасные условия развития детей, поэтому моя задача – формирование у детей уверенности в себе и своих силах, а также позитивного отношения к себе и окружающему миру. Стараюсь построить педагогический процесс с ориентацией на личность ребенка, что закономерным образом содействует его благополучному существованию:

• учитываю личностные особенности каждого ребенка, индивидуальной логики его развития;

• стараюсь учитывать детские интересы;

• позволяю проявлять инициативу;

• поощряю, стимулирую его на дальнейшее развитие;

• привлекаю их к совместной музыкальной деятельности;

• создаю необходимый тон доброжелательности, взаимопонимания и сотрудничества с каждым ребенком,

• общаюсь на равных, не сравнивая его успехи с другими,

• стараюсь всегда быть приветливой.

Игра - основной вид деятельности детей. На этом принципе строится весь образовательно-воспитательный процесс. Игровые технологии, которые использую, обеспечивают интерес к изучению нового материала:

• игры-соревнования; игры с пением; хороводные игры;

• игры-драматизации; праздники, развлечения, досуги.

В результате использования игровой технологии дети становятся более активными, коммуникативными, общительными, самостоятельными, любознательными.

Также применяю здоровьесберегающие технологии, состоящие из комплексов специальных упражнений, а именно:

• логоритмика (метод преодоления речевых нарушений путем развития двигательной сферы в сочетании со словом и музыкой);

• дыхательная и артикуляционная гимнастика (дыхание влияет на звукопроизношение, артикуляцию и развитие голоса);

• игровой массаж и самомассаж (дети выполняют разнообразные движе-ния пальцами и руками, что хорошо развивает крупную и мелкую моторику, улучшает кровоснабжение кожи, уменьшает напряжение мышц, положитель-но влияет на центральную нервную систему);

• пальчиковые игры (развитие мелкой моторики);

• психогимнастика (мимические упражнения; релаксация; коммуника-тивные игры и танцы);

• музыкотерапия (музыка воздействует на определенные мозговые зоны и активизирует работу мозга в целом. Подбирая музыкальные произведения можно добиться нужного эффекта расслабления или повышения активности)

• улыбкотерапия (ребенок поет и улыбается, звук становится светлым, чистым и свободным. Вскоре улыбка внешняя становится улыбкой внутрен-ней и ребенок уже с ней смотрит на мир и на людей).

Развитие музыкальных способностей у дошкольников невозможно без создания «правильной» и отвечающей всем необходимым требованиям

предметно-пространственной развивающей образовательной среды.

Интерес к музыкальной деятельности воспитанников ДОО поддерживается путем посещения музыкального зала, который представляет собой удобное, просторное, красиво убранное помещение с основным музыкальным инструментом (фортепьяно, где проходят музыкальные занятия, праздники, развлечения, досуги.

Оформление музыкального зала отвечает требованиям эстетики, привлекает внимание детей, побуждает к активному действию в ней. Здесь имеются и используются в работе с детьми: телевизор, музыкальный центр, микрофоны, ноутбук, проектор и экран. Также в зале хранятся, применяемые в работе, дидактические пособия, игры, музыкальные инструменты для детей, разные виды театра, атрибуты для музыкально-ритмической деятельности и элементы костюмов.

Необходимые условия создаются и в группах для самостоятельной музыкальной деятельности детей, соответствующая возрасту музыкальная среда. В каждой возрастной группе выделено место для самостоятельных занятий и оборудовано соответствующей мебелью и пособиями, элементами костюмов (музыкальный уголок). Для каждого возраста воспитанников подобран свой музыкально - дидактический материал, отвечающий требованиям программы на развитие музыкально - сенсорных способностей детей, творческой активизации, желании слушать музыку, сочинять, играть на музыкальных инструментах. В каждой группе имеется магнитофон и телевизор, аудиодиски, флешкарты, на которые записывается музыкальный репертуар, инструментальная музыка, детские песни и музыкальные сказки.

Проводится работа с педагогическим коллективом детского сада с целью его ознакомления с основами музыкального воспитания, практическим музыкальным материалом, формами и методами внедрения музыки в повседневную жизнь воспитанников. Стараюсь создать благоприятную творческую атмосферу, оказывая помощь по эстетическому оформлению групп. Являясь администратором сайта детского сада (http://skazka-8.ucoz.ru), постоянно добавляю новости о жизни групп и сада, фоторепортажи после различных развлечений и праздников, также публикую для родителей памятки, консультации, песенки и т. д.

Имея персональные мини-сайты, блоги, странички, веду активную работу по распространению и обмену педагогического опыта через Интернет-ресурсы:

1 «Музыкальный сад» - образовательный портал http://www.musical-sad.ru/index/8 (Личный кабинет)

2 Youtube http://www.youtube.com/channel/UC-6wfb1uuPRKJTCy-KZgieA/videos (мой канал)

3 Nsportal.ru http://nsportal.ru/isamorodnova (персональный мини-сайт)

4 «О детстве» - образовательный портал http://www.o-detstve.ru/forteachers/educstudio/video/13419.html (страничка)

5 «Мааам. ru» социальный образовательный интернет-проект http://www.maam.ru/detskijsad/isamorodnova (мой блог)

6 «Сетевое сообщество учителей» - сайт Северо-Восточного образовательного округа Самарской области http://www.sssvu.ru/index.php?action=article&id=601 (Личный кабинет)

Осуществляя все виды музыкальной деятельности, и выполняя задачи по формированию основ музыкально-эстетического воспитания, я наблюдаю положительные сдвиги в развитии музыкальных способностей детей. В начале учебного года, как показывает диагностика, всегда бывает больше детей с низким уровнем развития музыкальных способностей. Благодаря повседневной работе к концу года уровень развития повышается, что видно из таблиц:

Диагностические исследования помогают мне, как музыкальному руково-дителю проанализировать результаты собственной работы и наметить необходимые перспективы её коррекции с целью достижения наилучших результатов в музыкальном развитии детей.

Кроме этого хочется создать условия, обеспечивающие коррекцию отклонений в психо-эмоциональном состоянии и личностном развитии дошкольников, потому что в последнее время в дошкольные учреждения приходит всё больше детей с такими особенностями в эмоциональном развитии, как:

• трудности в установлении коммуникативных контактов; дети не готовы к эмоционально теплым отношениям со сверстниками

• нарушение самоконтроля во всех видах деятельности, агрессивность поведения и его провоцирующий характер, суетливость, частую смену настроения.

• отсутствие ярких эмоций, тревожность, бедность психических процессов, гиперактивность.

В связи с этим моя тема по самообразованию в этом году звучит так «Коррекция эмоциональной сферы дошкольников с помощью фольклоротерапии». Так как, русский песенный фольклор – это естественная система интегративной арттерапии, включающая в себя излечение звуком, музыкой, движением, драмой, рисунком, цветом, и несущая в себе скрытые инструкции по сохранению целостности человеческой личности. Деятельность, основанная на принципах фольклорного творчества, развивает эмоционально – чувственную сферу, художественно – образное ассоциативное мышление, фантазию, позволяет активизировать различные творческие проявления детей, в том числе и в инсценировании русских народных песен. Так дети будут постепенно овладевать способностями эмоционального интеллекта, развивать который необходимо с самого раннего возраста.

Принимаю активное участие в методической работе учреждения, готовя стендовые доклады, мультимедийные презентации для проведения мероприятий и приветственные выступления детей:

1 Окружной семинар "Формы работы с педагогами по реализации ФГТ"

2 Окружной семинар «Совершенствование игровой деятельности в рамках реализации программы «Детский сад - дом радости»

3 I окружной фестиваль педагогических идей и инноваций в ДО

4 Региональная Ярмарка социально-педагогических инноваций

(г. Отрадный)

5 II Всероссийский фестиваль инновационных продуктов в городе (г. Санкт-Петербург)

6 XII Международная ярмарка социально-педагогических инноваций (г. Белгород)

7 XIII Международная ярмарка педагогических инноваций

(г. Пермь)

Уже в течение 5 лет была организована работа кружка «Веселые нотки» (вокально-хоровое пение, так как это один из любимых детьми видов музыкальной деятельности, обладающий большим потенциалом эмоционального, музыкального, познавательного развития. Благодаря пению у ребенка развивается эмоциональная отзывчивость на музыку и музыкальные способности: интонационный звуковысотный слух, тембровый и динамический слух, музыкальное мышление и память. Кроме того успешно осуществляется общее развитие, формируются высшие психические функции, обогащаются представления об окружающем, речь, малыш учится взаимодействовать со сверстниками. Поскольку пение – психофизический процесс, связанный с работой жизненно важных систем, таких как дыхание, кровообращение, эндокринная система и других, важно, чтобы голосообразование было правильно, природосообразно организовано, чтобы ребенок чувствовал себя комфортно, пел легко и с удовольствием.

Занятия в вокальном кружке «Веселые нотки» проводятся с сентября по май. Основная форма работы с детьми – занятия длительностью до 25 минут, которые проводятся один раз в неделю с оптимальным количеством детей 10 человек.

Мои воспитанники ежегодно принимают участие на городском фестивале-конкурсе детей дошкольного возраста "Юные таланты", где занимают призовые места:

• 2011 год - диплом Лауреата II степени;

• 2012 год - диплом Лауреата III степени;

• 2013 год - диплом Лауреата III степени;

• 2014 год - диплом Лауреата I степени;

• 2015 год - диплом Лауреата III степени.

Воспитанница подготовительной группы Плегузова Софья (6 лет) при-няла участие в V Всероссийском дистанционном конкурсе «Ты-гений!» с пес-ней «Пригласи меня, папа, на вальс» Л. Олифировой и была награждена Дипломом за 2 место в номинации «Стань звездой».

С современными детьми нельзя быть музыкальным руководителем «вчерашних знаний». Мир быстро идёт вперёд, и я стараюсь не отставать - интересуюсь всеми проблемами детей, чтобы руководить процессом обучения дошкольников. Ведь дети – как музыкальные инструменты: их звучание зависит от того, кто к ним прикасается.

Дата составления: октябрь 2015 год

Музыкальный руководитель СП «Детский сад «Сказка»

ГБОУ гимназии № 1 города Похвистнево Самороднова И. М.

Руководитель СП «Детский сад «Сказка»

ГБОУ гимназии №1 города Похвистнево Егорова С. М.

Публикации по теме:

Проектирование системы деятельности педагога по обеспечению новых образовательных результатов у обучающихся I. Моделирование системы деятельности педагога, направленной на решение профессиональной проблемы 1. Анализ недостатков в результатах, в.

Статья «Проектирование системы деятельности педагога по обеспечению новых образовательных результатов у обучающихся» 1. Анализ недостатков в результатах, в основном процессе и в условиях профессиональной деятельности Практически в каждой группе детского.

Сценарий викторины с использованием электронных образовательных ресурсов «Знайки» Цель: дать детям почувствовать радость от решения познавательных задач, от самой игры, продолжать учить договариваться друг с другом, налаживать.

Конспект НОД с использованием электронных образовательных ресурсов «Как люди реку обидели» для старшего дошкольного возраста Задачи: 1. Сформировать у детей знания о значении воды в жизни человека и всего живого. 2. Закрепить знания детей о культуре поведения в.

Конспект НОД по ОБЖ с использованием электронных образовательных ресурсов «Вместе справимся с бедою» Цель: закрепить и обобщить знания детей о правилах безопасного поведения в случае возникновения пожара; закрепить представления об опасных.

Конспект НОД в средней группе с использованием электронных образовательных ресурсов «Как звери елку наряжали» Программное содержание: Закрепить знания детей о пожароопасных предметах, которыми нельзя пользоваться, украшая новогоднюю ёлку (вата, бумага,.

Конспект занятия по экологии с использованием электронных образовательных ресурсов в средней группе «Лесные модники» Тип занятия:обобщающий. Цель:познакомить детей с грибами. Програмное содержание:Образовательные задачи:познакомить детей с разновидностями.

Самоанализ результатов использования новых образовательных технологий и электронных образовательных ресурсов Самоанализ результатов использования новых образовательных технологий, электронных образовательных ресурсов (ЭОР) в образовательном процессе.

Самоанализ результатов использования новых образовательных технологий С 1993 года по настоящее время я работаю воспитателем в ДС № 164 «Весточка» АНО ДО Планета детства «Лада» г. о. Тольятти на группах общеразвивающего.

Самоанализ результатов использования образовательных технологий «Уметь воспитывать детей - это великое государственное дело, требующее таланта и широкого знания жизни.» М. Горький Согласно условиям реализации.

Библиотека изображений:
  • Наша армия
  • Безопасность детей
  • Макеты своими руками. Шаблоны макетов на МААМ
Автор публикации:
Самоанализ результатов использования новых образовательных технологий, электронных образовательных ресурсов (ЭОР)
Опубликовано: 14 марта 2016 в 09:21
+14Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Консультация для родителей «Как провести выходной с ребенком»
Как сделать так, чтобы выходные с ребенком прошли продуктивно и интересно? Первое что хочется сделать в выходной – отоспаться, провести большую стирку,...
Рекомендации родителям по теме: «Снятие психоэмоционального напряжения у детей 4–5 лет»
ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНОЕ НАПРЯЖЕНИЕ – это негативные эмоциональные состояния, которые связаны с неудовлетворенными потребностями. ПРИЗНАКИ ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНОГО...
Речевое развитие дошкольников в разных видах деятельности (обобщение опыта работы)...
Речевое развитие дошкольников в разных видах деятельности( обобщение опыта работы) Татьяна Полякова 1 слайд. Речевое развитие дошкольников в разных видах...
Мастер-класс для воспитателей «Театр на прищепках».
Цель: Привлечение педагогов к изготовлению театральных кукол, с последующим их использованием в театрализованной деятельности детей дошкольного возраста....
«Проблема духовно-нравственного просвещения детей старшего дошкольного возраста в...
В статье рассматривается проблема духовно-нравственного просвещения детей старшего дошкольного возраста в условиях ДОУ. Ключевые слова:...