Лучший педагог года

Использование элементов дыхательной гимнастики в НОД по физическому развитию детей

Людмила Никулина
Использование элементов дыхательной гимнастики в НОД по физическому развитию детей

Дыхательные упражнения подразделяют на следующие: динамические, статические. Динамические дыхательные упражнения сочетаются с движениями рук, плечевого пояса, туловища; статические (условно) осуществляются при участии диафрагмы, межреберных мышц брюшного пресса и не сочетаются с движениями конечностей и туловища. При применении дыхательных упражнений следует активизировать выдох. При статическом полном типе дыхания в процессе вдоха и выдоха участвуют все дыхательные мышцы (диафрагма, брюшной пресс, межреберные мышцы).

Публикация «Использование элементов дыхательной гимнастики в НОД по физическому развитию детей» размещена в разделах

К статическим дыхательным упражнениям относят : упражнения, изменяющие тип дыхания : вышеописанный полный тип дыхания; грудной тип дыхания; диафрагмальное дыхание; упражнения с дозированным сопротивлением.

Различают общие и специальные дыхательные упражнения. Общие дыхательные упражнения улучшают вентиляцию легких и укрепляют основные дыхательные мышцы. Специальные дыхательные упражнения применяют при заболеваниях легких, при парезах и параличах дыхательной мускулатуры.

Дренажными дыхательными упражнениями называют упражнения, способствующие оттоку отделяемого из бронхов в трахею с последующим выделением мокроты во время откашливания.

ПЕРВАЯ СТУПЕНЬ

А. СТАТИЧЕСКИЕ дыхательные упражнения (лежа на спине, боку, сидя и стоя) :

1. Ритмичное носовое дыхание с закрытым ртом в привычном темпе (продолжительность 30-60 секунд).

2. То же с мысленным подсчетом количества вдохов и выдохов через нос за 15-30-60 с.

3. Ритмичное дыхание через одну ноздрю при зажатой рукой другой ноздре, попеременно по 3-4 раза (30-60 с).

4. Брюшное дыхание. Стараясь держать грудную клетку неподвижной, во время вдоха максимально выпячивают переднюю стенку живота, особенно ее нижнюю часть. Во время выдоха брюшную стенку энергично втягивают. Для зрительного контроля правильности движений руки находятся на груди и животе (4-8-12 раз).

5. Грудное дыхание. Стараясь держать неподвижной переднюю стенку живота, во время вдоха максимально расширяют грудную клетку. При выдохе грудную клетку энергично сжимают. Дышать через нос. Для контроля руки находятся с боков грудной клетки (4-8-12 раз).

6. Полное дыхание. Во время вдоха расширяют грудную клетку с одновременным выпячиванием передней стенки живота. Выдох начинается с энергичного втягивания брюшной стенки и последующего сжимания грудной клетки. Дышать через нос. Для контроля одна рука находится на груди, другая - на животе (4-8-12 раз).

7. Упражнение в произвольном урежении ритма дыхания и его одновременном углублении. Дышать через нос (30-60-120 с).

Б. ДИНАМИЧЕСКИЕ дыхательные упражнения (в первой ступени всего одно) :

1. Равномерное носовое дыхание в сочетании с ходьбой в медленном темпе (на месте или в движении). Может проводиться в виде имитации ходьбы из исходных положений лежа или сидя. Выдох несколько длиннее вдоха, обе фазы выполняются на определенное число шагов (60-120-180 с).

ВТОРАЯ СТУПЕНЬ

На первом ступени приходилось последовательно разучивать статические дыхательные упражнения для сознательного освоения механизма дыхания и умения управлять им. На второй же ступени предусматривается использование статических дыхательных упражнений первой ступени и дополнительных статических упражнений, а также динамических упражнений. На этом этапе особое внимание уделяют умению произвольно менять ритм, темп и амплитуду дыхательных движений. Для освоения его обычно требуется 10-12 самостоятельных занятий с постепенным увеличением продолжительности упражнений.

СТАТИЧЕСКИЕ дыхательные упражнения (лежа на спине, на боку, сидя и стоя) :

1. Равномерное дыхание с вдохом через нос и толчкообразным, в 2-3 приема, выдохом через рот (3-6 раз).

2. Равномерное дыхание с вдохом через нос и удлиненным выдохом через рот с произношением гласных или согласных звуков (3-6 раз).

3. Способ дыхания со встречными движениями. Во время вдоха грудная клетка расширяется, а живот втягивается, во время выдоха грудная клетка сжимается, а живот выпячивается. Упражнение выполнять ритмично, без напряжения и бесшумно. Дышать через нос (4-8-12 раз). Это упражнение заимствовано из китайской дыхательной гимнастики.

4. Медленный вдох через нос, выдох одним быстрым движением через рот, затем задержка дыхания на 3-5 секунд (4-8 раз).

5. Быстрый глубокий вдох через рот, медленный выдох через нос (4-8 раз).

ДИНАМИЧЕСКИЕ дыхательные упражнения :

1. Лежа на спине, сидя или стоя. Руки опущены, ноги вместе. Поднимание рук через стороны вверх - вдох, возвращение в исходное положение выдох (3-6 раз).

2. Сидя или стоя. Руки в стороны. Произвольное дыхание при вращении рук в плечевых суставах вперед и назад, попеременно по 4 раза в каждую сторону (4-6 раз).

3. Сидя или стоя. Ноги на ширине плеч, руки согнуты, кисти сжаты в кулаки. Удары, имитирующие удары в боксе. Дыхание равномерное (8-10 раз каждой рукой).

4. Лежа на спине, сидя или стоя. Ноги вместе, руки на талии. Отведение прямой ноги в сторону и возвращение в исходное положение - вдох, пауза - выдох (6-8 раз в каждую сторону).

5. Лежа на спине, сидя или стоя. Ноги вытянуты вместе, руки опущены. Попеременное сгибание ног в коленных суставах. При выполнении упражнения - выдох, при возвращении в исходное положение-вдох (6-8 раз каждой ногой).

6. Сидя или стоя. Ноги на ширине плеч, руки вдоль туловища. Наклоны туловища вперед - выдох, возвращение в исходное положение - вдох (4-8 раз).

7. Лежа, сидя или стоя. Ноги вместе, руки в стороны. Наклоны туловища в стороны. При выполнении упражнения - выдох, при возвращении в исходное положение- вдох (4-8 раз в каждую сторону).

ТРЕТЬЯ СТУПЕНЬ

Третья ступень - это освоение навыков дыхания в условиях повышенной нагрузки, выработка правильного дыхания при выполнении бытовых и профессиональных нагрузок. Занятия предусматривают дыхательную гимнастику во время длительных прогулок, спортивных упражнений или игр и т. п. Продолжительность освоения этого этапа более значительная -30-35 самостоятельных занятий.

СТАТИЧЕСКИЕ дыхательные упражнения

Исходное положение - стоя, ноги на ширине плеч, колени слегка согнуты, копчик, пятки и макушка - на одной линии; смотрите прямо перед собой, плечи расслабьте и опустите, руки сложите на животе.

I. Освоение правил диафрагмального дыхания : на вдохе диафрагму опускайте, живот слегка выпячивайте, на выдохе - втягивайте; выдох чуть длиннее вдоха; дышите ровно, через нос, в привычном для вас темпе; подстраивайте движения под дыхание, а не наоборот.

II. Собственно упражнения.

1. Выполните диафрагмальное дыхание, закрыв глаза, что поможет вам сосредоточиться. Не спешите! Отрабатывайте только дыхание до тех пор, пока оно не станет для вас естественным, и лишь затем добавьте новые движения.

2. На выдохе колени сгибайте, на вдохе - выпрямляйте. Двигайтесь вверх - вниз непрерывно подстраиваясь под дыхание. Чем ниже присядете, тем больше нагрузка.

3. Представьте, что руки лежат на воздушной подушке: ладони - на уровне плеч, пальцы "смотрят" вниз, локти слегка опущены, подмышки не зажимайте. Делая выдох, приседайте, руки опускаются до уровня бедер, вы как бы поглаживаете воздух. На вдохе поднимайтесь, руки также движутся вверх (поначалу чтобы контролировать дыхание, одну руку можете оставить на животе).

ДИНАМИЧЕСКИЕ дыхательные упражнения :

1. Лежа на спине. Ноги вместе, руки произвольно (в зависимости от силы мышц брюшного пресса). Переход в положение сидя - выдох, возвращение в исходное положение - вдох (6-8-12 раз).

2. Стоя. Ноги вместе, руки на талии. Приседание - выдох, возвращение в исходное положение - вдох (6-10-15 раз).

3. Стоя. Ноги вместе, руки на талии. Подскоки - дыхание равномерное (20-40-60 раз).

4. Равномерное дыхание при беге на месте или в движении в медленном и среднем темпе (30-60 секунд).

5. Углубленное носовое дыхание при ходьбе по лестнице, по запланированному маршруту.

6. Дыхание при плавании - через рот; укороченный энергичный вдох и удлиненный выдох.

Публикации по теме:

Дидактическое пособие для упражнений дыхательной гимнастикиДидактическое пособие для упражнений дыхательной гимнастики Здравствуйте, уважаемые коллеги! Дыхание является важнейшей функцией организма. Важное место в физической культуре занимают специальные.

Использование нетрадиционного оборудования в дыхательной гимнастике для физического развития детейИспользование нетрадиционного оборудования в дыхательной гимнастике для физического развития детей Заболевания системы дыхания у детей – слишком распространенное явление. Как помочь малышу меньше болеть простудными заболеваниями? Как.

Картотека дыхательной гимнастики для детей младшего возраста Как мыши пищат? Цели: тренировка артикуляционного аппарата; формирование ритмичного дыхания. Оборудование: игрушка мышка. Мышка вылезла.

Комплекс утренней гимнастики с элементами дыхательной гимнастики «Кружащиеся снежинки» Цель: Воспитание у детей интереса к здоровому образу жизни. Задачи: 1. Учить детей выполнять дыхательные упражнения. 2. Развивать у детей.

Планирование дыхательной гимнастики .1 частьПланирование дыхательной гимнастики .1 часть СЕНТЯБРЬ. "Подуй на одуванчик". И. п. Ребенок стоит или сидит. Предложить сделать глубокий вдох носом,затем длинный выдох через рот,.

Планирование дыхательной гимнастики (2 часть)Планирование дыхательной гимнастики (2 часть) ДЕКАБРЬ 1. "Катись карандаш". На столе на расстоянии 20 см от ребенка положить карандаш. Предложить ребенку с силой подуть на карандаш,чтобы.

Планирование дыхательной гимнастики. 3 частьПланирование дыхательной гимнастики. 3 часть МАРТ "Кто спрятался за волшебными занавесками". На доске висят несколько рядов елочного украшения "дождик", за ним закреплена картинка.

Пособия для дыхательной гимнастики.Пособия для дыхательной гимнастики. Цель : развивать речевое дыхание, закреплять знания об осенних изменениях в природе. На сайте МААМ есть много постов о пользе дыхательной.

Фотоотчет о семинаре-практикуме «Использование развивающего пространства по физическому развитию детей дошкольного возраста»Фотоотчет о семинаре-практикуме «Использование развивающего пространства по физическому развитию детей дошкольного возраста» 3 мая 2018 года состоялся семинар-практикум для инструкторов по физической культуре дошкольных образовательных учреждений города Курска.

Упражнения для дыхательной гимнастики Упражнения для дыхательной гимнастики Дыхательные упражнения могут проводиться во время утренней гимнастики, гимнастики после пробуждения.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Использование элементов дыхательной гимнастики в НОД по физическому развитию детей
Опубликовано: 22 июня 2020 в 18:10
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
8 мая. Всемирный день Красной книги. Папка-передвижка «Красная книга»

Экологический праздник День Красной книги призван обратить внимание человечества на проблемы исчезновения некоторых видов животных.

7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД