Нина Меньшикова
Использование здоровьесберегающих технологий при организации учебного процесса
▼ Скачать + Заказать документы
Одним фактором здоровьесберегающего пространства в образовании является рациональная организация учебного процесса, а именно:
- создание положительно-эмоционального настроя на работу;
- использование проблемно-творческих заданий;
- создание возможности выбора плана проведения образовательной деятельности;
- обсуждение итога образовательной деятельности;
- нестандартные занятия;
- закаливание в бассейне, занятия по физической культуре в спортивном зале, на свежем воздухе, прогулки в любую погоду, закаливание после сна.
Публикация «Использование здоровьесберегающих технологий при организации учебного процесса» размещена в разделах
Использование здоровьесберегающих технологий Ю. Ф. Базарного позволяют строить занятия в детском саду по принципу здоровьесбережения, которые способствуют сохранению здоровья у детей. Все образовательные занятия проводим в режиме динамических поз, т. е. часть занятия ребёнок может сидеть, часть стоять, ходить. Использование этого метода позволяет сохранить работоспособность детей в течение всего времени образовательной деятельности.
Движение наглядно-дидактического материала (использование подвижных «мобилей» позволяет снимать мышечное напряжение глаз, вызывает эмоциональный подъём, формирует направленное сенсоматорное поведение и речевую активность).
Схема зрительно-двигательных траекторий (бегающие огоньки) позволяет также снять напряжение и расслабить мышцы глаз.
Объём двигательной активности дополняется проведением дифференцированных физминуток, минуток настроения: а) пальчиковая гимнастика; б) упражнения для глаз; в) релаксация; г) упражнения для профилактики плоскостопия; д) некоторые приёмы самомассажа, точечный массаж; е) дыхательная гимнастика.
Пальчиковая гимнастика – позволяет активизировать работоспособность головного мозга, влияет на центры развития речи, развивает мелкую моторику рук, помогает снять напряжение.
Дыхательная гимнастика – ритмичные шумные вдохи и выдохи способствуют насыщению организма кислородом, улучшают обменные процессы, психо-эмоциональное состояние, выводят из стресса, повышают иммунитет.
Артикуляционная гимнастика – позволяет развивать артикуляционный аппарат. Человек с хорошо развитой речью легко вступает в контакт общения, выражает свои мысли, желания, стремления.
Игровая гимнастика – для усвоения детьми различных движений, которые являются не только общеукрепляющими, но и коррекционно-развивающими.
Музыкотерапия – терапия звуком, музыка успокаивает и наоборот возбуждает. С помощью музыкотерапии снимается нервное напряжение.
Креативная терапия – развитие творческого воображения.
Песочная терапия – с помощью этой терапии ребёнок расслабляется, успокаивается, развивается фантазия, развивается умение, достигать определённого результата.
Игры с водой - разгружает эмоциональную сферу ребёнка. Создаёт эмоционально-радостный настрой.
Использование элементов «хромотерапии». Хромотерапия – наука, изучающая свойства и цвета.
Использование куклотерапии с детьми, позволяет снимать у них смущение, неуверенность. Кукла помогает перенести внутренние переживания на символический объект, служит для творческого самовыражения и ослабления эмоций.
Приобщение родителей к здоровому образу жизни, формирует ответственность перед детьми за сохранение своего здоровья, через различные мероприятия: «День здоровья», «День игры», «Папа, мама и я – спортивная семья». Родительские клубы – гостиные.
Таким образом, рациональная организация учебного процесса, построенная на общих психологических и дидактических принципах с использованием здоровьесберегающих технологий, позволяет создать у детей положительное отношение к непосредственно образовательной деятельности, к расширению кругозора, развитию интеллекта, мышления, внимания, воображения, речи, а также развитию познавательного интереса.