Татьяна Земскова
Использование здоровьесберегающих технологий в работе воспитателя ДОУ (обобщение опыта работы)
▼ Скачать + Заказать документы
Воспитание здорового ребенка – одна из главнейших задач семьи и дошкольного образовательного учреждения.
В своей педагогической работе первостепенное внимание уделяю формированию у детей основ здорового образа жизни, где ведущими задачами являются:
- охрана жизни, укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;
- формирование у детей двигательных умений и навыков;
- развитие физических качеств;
Публикация «Использование здоровьесберегающих технологий в работе воспитателя ДОУ (обобщение опыта работы)» размещена в разделах
- Здоровьесберегающие технологии в ДОУ
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Обобщение опыта работы
- Опыт работы, практика
- Темочки
- формирование интереса к систематическим занятиям физическими упражнениями;
- получение элементарных знаний о своем организме, способах укрепления собственного здоровья;
- формирование ценностей здорового образа жизни.
Одним из средств решения обозначенных задач становятся здоровьесберегающие педагогические технологии, без которых немыслим педагогический процесс современного детского сада.
Здоровьесберегающие технологии предлагают совокупность педагогических психологических и методических воздействий, направленных на защиту и обеспечение здоровья, формирование ценного отношения к своему здоровью.
Для реализации задачи по сохранению и поддержанию физического и психического здоровья, я работаю с инструктором по физическому воспитанию с медицинской сестрой, психологом детского сада.
Мною успешно проводится цикл мероприятий, способствующих укреплению здоровья детей : утренняя гимнастика, гимнастика после сна, пальчиковая гимнастика, гимнастика корригирующая, самомассаж, гимнастика для глаз, дыхательная гимнастика, физкультминутки, спортивные и подвижные игры, релаксация, прогулки на свежем воздухе, сквозное проветривание группы в отсутствии детей, систематическое кварцевание помещений. Большую помощь оказываю инструктору по физическому воспитанию при проведении физкультурных занятий. Особенно обращаю внимание на выработку правильной осанки у детей, на их двигательную деятельность.
Прогулка – одни из важнейших режимных моментов, во время, которого дети могут в достаточной степени реализовать свои двигательные потребности. Оптимальной формой для этого служат подвижные игры и физические упражнения на улице. Как дети любят эти игры!
Подвижные и спортивные игры подбираю в соответствии с возрастом детей, местом и временем их проведения.
Подвижная игра способствует закреплению и совершенствованию двигательных навыках и умений, предоставляет возможность развивать познавательный интерес, формирует умение ориентироваться в окружающей действительности.
Разнообразные игровые действия развивают ловкость, быстроту, координацию движений и благоприятно влияют на эмоциональное состояние детей.
Кроме подвижных игр, широко использую разнообразные упражнения в основных видах движений:
- бег и ходьба;
- прыжки;
- метание, бросание и ловля мяча;
- упражнения на полосе препятствий,
особенно при индивидуальной работе с детьми на прогулке.
Проводимые на свежем воздухе физические упражнения способствуют функциональному совершенствованию детского организма, повышению его работоспособности, развитию защитных сил по отношению к неблагоприятным факторам внешней среды.
Доказано, что бег на свежем воздухе стимулирует кровообращение, дыхательную и сердечно-сосудистую системы, а также способствует снятию психоэмоционального напряжения.
Для наибольшей эффективности проводимых мероприятий стараюсь обеспечивать:
- соблюдение режима прогулок во все времена года;
- четкую организацию теплового и воздушного режима в помещении («температурная» гигиена);
- гигиенические процедуры (умывание и мытье рук до локтя прохладной водой);
- рациональная, неперегревающая одежда детей.
Для физкультурных занятий и при проведении утренней гимнастики совместно с родителями приобрели спортивную форму.
Спортивная форма необходима из соображений санитарно-гигиенических правил, а также правилами обеспечения безопасности и воспитывает у детей к тому же вкус к эстетической стороне внешнего вида.
Совместно с родителями оборудовали уголок двигательной активности в нашей группе. Часто посещаем с детьми и «сухой» бассейн, который находится в спортивном зале детского сада.
Большое внимание уделяю технологии музыкального воздействия, которое используется в качестве вспомогательного средства, как часть других технологий, для снятия напряжения, повышения эмоционального настроя.
Музыка особенно привлекательна для дошкольника. Учитывая это – в своей работе с детьми, я стараюсь грамотно подбирать и использовать музыкальные произведения для достижения общей цели охраны здоровья детей и формирование основ культуры здоровья, а также развития интегративных качеств личности ребенка. Музыка мной используется при проведении утренней гимнастики, при выполнении динамических пауз, физкультминуток, во время хороводных игр, игр-эстафет. Использование музыки во время игр соревновательного характера, поднимает эмоциональный настрой детей и вместе с тем повышает интерес к физкультуре и спорту, а значит к здоровому образу жизни.
Параллельно с физическим развитием идет обучение детей основам культуры здоровья. С целью приобщения детей к здоровому образу жизни подготовила и провела цикл бесед по формированию основ безопасности собственной жизнедеятельности. Валеологический материал органично включаю в структуру непосредственно-образовательной деятельности, способствуя расширению знаний детей о строении человека, влиянии физических упражнений на организм. А индивидуально-дифференцированный подход позволяет обеспечить максимальное развитие ребенка с учетом группы здоровья, уровня физического развития и подготовленности.
Ни одна физкультурно-оздоровительная программа не сможет дать полноценных результатов, если нет поддержки со стороны родителей.
Взаимодействие с семьей в воспитании здорового ребенка в моей работе – это изменение отношения родителей к здоровому образу жизни, вовлечение их в процесс оздоровления с помощью участия в спортивных мероприятиях, праздниках, соревнованиях с детьми: «Папа, мама, я – спортивная семья», «Быть здоровыми хотим», «Мы ловкие, умелые, сильные и смелые», «Дни и недели здоровья», «Выше, дальше, быстрее», просмотр занятий, знакомство со здоровьесберегающими технологиями. Оформляю информационные стенды для родителей (комплексы упражнений для профилактики опорно-двигательного аппарата, для развития общей и мелкой моторики, пальчиковые игры).
Провожу беседы, консультации с родителями по поводу профилактики болезней, соблюдения личной гигиены, пользы дополнительных прогулок и занятий в различных спортивных секциях. Также освещаю эти вопросы на родительских собраниях.
Были проведены родительские собрания по вопросам здоровьясбережения на темы «Формирование здорового образа жизни», «Здоровье дошкольника в современном мире», «Оздоровление детей в осенне-зимний период», «Безопасное пребывание ребенка дома и на улице», «Как сохранить здоровье малыша».
В течение четырех лет работы в данном направлении выявлена положительная динамика в результате работы с детьми :
• Проявляют устойчивый интерес к правилам здоровьесберегающего и безопасного поведения 68%;
• Применяют здоровьесберегающие навыки в самостоятельной деятельности 74%;
• Выполняют элементарные действия полезные для здоровья, его укрепления и сохранения 78%.
В результате проведенной работы мне удалось значительно снизить уровень заболеваемости детей в моей группе и повысить процент посещаемости (особенно в старшей и подготовительной к школе группам).
Таким образом, здоровьесберегающие технологии можно рассматривать как одну из самых перспективных систем 21 века и как совокупность методов и приемов организации обучения дошкольников, без ущерба для их здоровья.