Приложение МААМ

Истории и притчи к разговору с детьми «О Хвастовстве и Скромности». Пособие для воспитателя (9 фото)

Жданова Татьяна Дмитриевна
Истории и притчи к разговору с детьми «О Хвастовстве и Скромности». Пособие для воспитателя
▼ Скачать + Заказать документы

Продолжаю серию публикаций – в помощь тематическим беседам с детьми.

Мои юные иллюстраторы помогли мне «оживить» картинки пластилином, мягкими акварельными карандашами и пастельными мелками.

*

Наш словарик:

Хвастовство – это восхваление своих достоинств (часто мнимых, бахвальство, гордость.

А вот Скромность – это простота в общении, нежелание подчеркивать свои заслуги, уважение к другим людям, желание видеть в них только лучшее и радоваться их успехам.

Многие знаменитые люди – чем более талантливы, тем они скромнее. Есть очень верное выражение: «Скромность украшает человека».

*

Публикация «Истории и притчи к разговору с детьми „О Хвастовстве и Скромности“, Пособие для воспитателя» размещена в разделах

– Дорогие ребята, сегодня об этом вам «расскажут» истории и притчи. Постарайтесь ответить на вопросы в их названиях.

Истории и притчи к разговору с детьми «О Хвастовстве и Скромности». Пособие для воспитателя

ЧЕМ ОБРАДОВАЛИ ПРИНЦЕССУ СКРОМНЫЕ ЦВЕТКИ ГВОЗДИКИ?

Одна принцесса пришла в сад и, увидав яркие тюльпаны, стала их нюхать, рвать в букет, да приговаривать:

– Ах, какой у них удивительный аромат.

Садовник только кепку на голове почесал и не знал, как сказать принцессе, не обидев её, что эти прекрасные цветы совсем без запаха.

А обрадовали принцессу чудесным ароматом – маленькие скромные цветки гвоздики, которые рядом с большими яркими тюльпанами не всякий и заметит.

***

МОЖНО ЛИ О ТАЛАНТЕ СУДИТЬ ПО ПЕРЬЯМ?

Под окном в двух клетках пели чиж и соловей. Перья у чижа красивые, но поёт он не так хорошо. Соловей с виду – серенькая птичка, зато голосок имеет золотой. Мальчик, сынок хозяина, пристал к отцу:

– Покажи мне птичку, которая так хорошо поёт. Отец снял обе клетки и сказал:

– Угадай сам, которая из двух?

Мальчик указал на чижа.

***

Фото «О Хвастовстве и Скромности»

О ЧЕМ СПОРЯТ ДВА ГОЛОСА?

Во мне сидят два голоса и ссорятся вполголоса.

Один кричит:

– Я молодец! С горы скатился, наконец!

Другой ворчит:

– Какой герой! Он горочку назвал горой!

Один кричит:

– Я просто гений! Я прочитал большой рассказ!

Другой ворчит:

– По части лени ты точно гений, в самый раз.

Они кричат наперебой, они всё время ссорятся:

Один – хвастун, ну а другой – наверно, голос совести.

***

КАК ВЕТЕР НАКАЗАЛ ХВАСТУНИШКУ?

Летела по небу уточка. Оторвалась у нее от крыла пушинка, ветер подхватил ее и понес выше и быстрее уточки.

Пушинка хвастает:

– Вот ты, утка, чтобы лететь, крыльями без устали машешь, а я налегке быстрее да выше тебя лечу, мне ветер служит.

Только сказала так пушинка – ветер удивился, подул в другую сторону и прижал ее к земле. И крыльями бы рада помахать, да нет их.

А уточка дальше летит, крыльями машет.

***

Истории и притчи к разговору с детьми . Пособие для воспитателя - фото

КТО НАЗВАЛ КАСЮ ВООБРАЖУЛЕЙ?

Громко похвалялась Кася: «Я учусь всех лучше в классе,

Я способней всех ребят, все со мной дружить хотят,

Одеваюсь я нарядно, говорю умно и складно,

Бегаю быстрее всех, у меня всех звонче смех,

На коньках катаюсь ловко, лучше всех пишу диктовки,

Лучше всех певиц пою, лучше всех портних я шью,

И к тому же я на диво симпатична и красива.

Да и наша вся семья лучше всех, совсем как я:

Моя мама всех важнее, а мой папа всех главнее,

Всех старей моя бабуля, ну а я – воображуля».

***

ПОЧЕМУ ПОМИРИЛИСЬ ПАЛЬЧИКИ?

У одного мальчика заспорили на руке пальчики:

– Тише вы! Не кричите! Я самый важный, самый сильный! Я делаю больше, чем вы четверо! Я ваш царь! – закричал большой палец.

– Не хвастайся дружок! Ты не умеешь так работать, как я… Я могу делать и самые нежные и самые грубые вещи. Я всех прилежнее и всех важнее, – сказал указательный палец и погрозил.

– Нет, я всех важнее! – воскликнул средний палец. – Посмотрите: я лучше и длиннее вас всех.

– А меня всегда украшают в золото и камни… Значит я всех красивее и важнее, – перебил споривших четвертый палец.

Только один мизинчик молчал.

– Ты что же ничего не говоришь, ничтожный? – спросили его пальцы.

– Я думаю, братцы, что все мы равны. Все на своем месте, все красивы и нужны. И если делаем доброе дело, то и хорошо поступаем!

– Правда твоя, малыш! – закричали все пальцы. И с тех пор больше не спорили.

***

Фото №1 Продолжаю серию публикаций в помощь тематическим беседам с детьми

КТО ИЗ ДЕВОЧЕК СКРОМНЕЕ?

– Гроздь винограда, – сказала Сюзи.

– Персик, – сказала Элен.

– А мне бы печенья да ложку варенья, –

Со вздохом сказала Джен.

– Анютины глазки, – сказала Сюзи.

– Пионы, – сказала Элен.

– А мне бы в кармашек букетик ромашек, –

Со вздохом сказала Джен.

– Огромные крылья, – сказала Сюзи.

– Корабль, – сказала Элен.

– А мне бы без спешки поездить в тележке. –

Со вздохом сказала Джен.

***

ПОЧЕМУ ДОСТОЙНЫЙ СЧИТАЛ СЕБЯ НЕДОСТОЙНЫМ?

Один был недостоин, а другой достоин, но наградили обоих.

Который недостоин, стал всюду ходить с орденом на груди, и орден ярко блестел, и этот человек думал о себе, что раз его так наградили, то он и есть настоящий герой. И он был просто счастлив, когда на него уважительно смотрели взрослые и дети.

А тот, который был достоин своей награды, положил орден в стол и старался без надобности никому его не показывать. И он думал о себе, что недостоин он такой высокой награды, а вот надо ему совершить в жизни много полезного и важного, – тогда пусть и награждают.

И он совершил ещё много геройских поступков в своей жизни, и каждый раз, когда его в торжественной обстановке награждали новыми орденами, этот человек говорил себе с кроткою улыбкой:

«Нет, я же недостоин! И как неудобно получается, что все эти люди на меня так почтительно смотрят, будто я и есть настоящий герой! И мне теперь надо сделать много-много очень доброго, важного.»

***

Фото №2 Мои юные иллюстраторы помогли мне оживить картинки пластилином мягкими акварельными карандашами и пастельными мелками

КАКАЯ ДЫРКА ГЛАВНЕЙ?

– Всех дырок на свете прекраснее я! – расхвасталась Дырка-В-Ванильной-Сушке.

– О, да, – оторвавшись на миг от шитья, ответила Дырка-В-Игольном-Ушке.

– Всех дырок на свете я лично главней! – продолжила Дырка-В-Ванильной-Сушке.

– Вот-вот, – впопыхах согласилась с ней спешащая Дырка-В-Игольном-Ушке.

– О, Боже, – какой от меня аромат, – разохалась Дырка-В-Ванильной-Сушке.

– А как же, – ответила ей невпопад усталая Дырка-В-Игольном-Ушке.

– О, как я кругла. Вдруг «ХРУМ» – и привет: и нету вам больше ни Дырки, ни Сушки.

– Еще бы. – кивнула лишь сонно в ответ (вставать, между прочим, ей завтра чуть свет) невзрачная Дырка-В-Игольном-Ушке.

***

ЗА ЧТО СОЛНЫШКО РАССЕРДИЛОСЬ НА РАДУГУ? (басня)

Раз после дождя выглянуло солнышко, и появилась семицветная дуга – радуга.

Кто ни глянет на радугу, всяк ею любуется. Загордилась радуга, да и стала хвалиться, что она красивее самого солнца. Услышало эти речи солнышко и говорит: «Ты красива – это правда, но ведь без меня и радуги не бывает».

А радуга только смеётся да пуще хвалится. Тогда солнышко рассердилось и спряталось за тучу – и радуги как не бывало.

***

Фото №3 Наш словарик Хвастовство это восхваление своих достоинств часто мнимых бахвальство гордость

ПОЧЕМУ ОСЁЛ ПОТЕРЯЛ СВОЙ КРАСИВЫЙ ГОЛОС?

(Итальянская сказка)

В давние времена осел, как рассказывает сказка, пел получше тенора.

Однажды собрались все звери на совет, и лев, который был у них царем, спросил:

– Кто из вас самый красивый?

– Я, йя! – сразу же закричал осел.

– Хорошо, ты самый красивый. А кто же самый сильный?

– Я, йя! – закричал осел, раньше, чем остальные звери успели раскрыть рты.

– Ладно, – сказал лев. – А кто же здесь самый глупый?

– Я, йя, йя! – второпях заревел осел, испугавшись, как бы его не опередили.

Все звери так и покатились со смеху, а бедняга осел от стыда потерял свой красивый голос.

С тех пор он только и умеет реветь: «Я, йя, йя!»

***

СМОТРЯТ ЛИ ПОДСОЛНУХИ НА ХВАСТУНИШЕК?

Как много выросло на поле подсолнухов! Подсолнухи выросли высокие. На верхушках их появились летом огромные желтые цветы.

Прибегал иногда днем зайчик, садился на задние лапки и любовался желтыми цветами подсолнухов.

– Как меня любят и уважают эти большие цветы! – воскликнул раз хвастливо зайчик. – Они всегда поворачиваются и смотрят на меня.

– Они и меня уважают и любят не меньше, чем тебя, – пропищала мышка. – Они и ко мне всегда поворачивают свои головы.

– Какие вы хвастуны! – сказала голубая птичка. – Подумать только, вообразили, что цветы заглядываются на них!

Зайчик и мышка стали уверять, что говорят правду,

– Когда вы смотрите на подсолнухи, то ведь вы сидите спиной к солнцу, не правда ли? – спросила птичка.

– Конечно! Мы всегда подставляем солнышку спинки. На солнышко во все глаза не взглянешь!

– А вы повернитесь лицом к солнцу и тогда увидите, будут ли смотреть на вас те подсолнухи, что перед вами.

Зверьки так и сделали. И что же? Ни один цветок не смотрел на них. Они долго ждали, но цветы не повернулись к ним.

– Видите! – засмеялась, улетая, птичка.

Тогда зайчик и мышка подошли к подсолнухам и спросили:

– Почему вы не глядите на нас?

Один из подсолнухов ответил:

– Потому что мы смотрим только на солнце, которое всем светит и всех греет.

***

Фото №4 А вот Скромность это простота в общении нежелание подчеркивать свои заслуги уважение к другим людям желание видеть в них только лучшее и радоваться их успехам

ЧТО ОТВЕТИЛ РОСТОЧЕК?

Какой тоненький росточек, какой слабенький росточек. А пробился из-под асфальта к солнышку. И все сказали, глядя на него:

– Да здравствует наш герой!

А он сказал со скромною улыбкой:

– Что вы? Я просто так живу.

***

«НЕ ТАК ЛИ И Я?»

На кухне жил-был кран, – не строительный, а для воды из него. Когда его открывали, он наливал чистой воды и восторженно говорил:

– Вот, ещё доброе дело сделал я.

Так люди открывали кран на кухне и слышали, набирая воду:

– Вот, ещё доброе дело сделал я. И какой я молодец, и какой же я добрый и прекрасный труженик, потому что от меня так много людям пользы!

А люди слушали да улыбались, что какой он смешной и глупый, этот кран на кухне. А некоторые, кто поумней, думали о себе, краснея:

«Не так ли и я? – когда сделаю что-нибудь хорошее, что должен делать не задумываясь, – то потом и горжусь собой и хвастаюсь, как будто я весь мир облагодетельствовал.»

***

Фото №5 Многие знаменитые люди чем более талантливы тем они скромнее

ПОЧЕМУ УЛЫБНУЛСЯ МЁД?

Хвасталась репа перед народом:

«Ух, до чего я сладкая с мёдом!»

Мёд улыбнулся её похвальбе:

«А я вот сладок сам по себе».

***

ЧЕМ ХВАСТУНЫ ИСПУГАЛИ ЛЕСНОЙ НАРОД?

Двух кузнечиков случайно был услышан разговор.

Вспоминая хвастунишек, улыбаюсь до сих пор.

«Я, – кричал один кузнечик, – самый лучший музыкант!»

А второй: «В игре на скрипке всем известен мой талант!»

Запиликал громко первый, проскрипел второй, и вот,

Испугавшись этих звуков, скрылся весь лесной народ.

*

Что же за «музыкальные инструменты» есть у кузнечиков?

На одних крылышках у них зубчики, а на других – жилки, похожие на струны. Зубчики трутся о жилки, и получается стрекотание. Издали оно похоже на звучание крохотных серебряных молоточков, с нежностью прикасающихся к струнам. Как будто кузнецы легонько стучат по маленьким наковаленкам. Потому и назвали этих насекомых кузнечиками.

Такими звуками они зовут в гости тех, с кем хотят подружиться. Но почему же лесной народ испугался «музыки» хвастунишек?

Оказывается, чудесные мелодии могут издавать только весёлые и дружелюбные. А у того, кто зазнаётся и задаётся, красота звуков пропадает – и так бывает не только у кузнечиков!

*

Рифмоговорки-чистоговорки:

Эх-эх, ах-ах – у них скрипки на…

(ногах, лапах, усах).

Ов-ов, нов-нов – вспоминайте…

(задавак, хвастунишек, хвастунов).

***

Фото №6 Есть очень верное выражение Скромность украшает человека

КАК СКРОМНЫЙ ЖИРАФ ПОМОГАЕТ СВОИМ ДРУЗЬЯМ?

Я жираф и всегда возвышаюсь над вами,

Только этим не хвастаю перед друзьями.

Я смотрю свысока лишь на дали вокруг,

Чтобы всем сообщать, кто там – враг или друг!

*

Каждое животное имеет свой характер и особое поведение. Вот, например, жираф. Он очень скромен и миролюбив. С этим прекрасным великаном охотно пасутся многие обитатели саванны – антилопы, зебры, страусы. Благодаря высокому росту и отличному зрению жираф служит часовым для друзей. Он издали видит крадущегося в траве хищника и подаёт сигнал тревоги. А затем бесстрашно выходит навстречу врагу.

– Ребята, у каждого человека тоже имеется свой собственный характер. Как хорошо, если вы скромны и внимательно относитесь к окружающим людям и своим друзьям.

А если это не так, то чаще вспоминайте об этом замечательном животном. Жираф как бы говорит всем нам:

«Кому-то для жизни дано больше, чем другим (в росте, силе, способностях). Но разве это повод, чтобы гордиться собой и хвастать? Разве всё, что ты имеешь – твоя заслуга?

Даже если ты приложишь терпение, старание и станешь в чём-то лучшим, всё равно важно оставаться скромным и доброжелательным».

*

В публикации использованы мои истории-притчи, а также Клавдии Лукашевич, Константина Ушинского, Александра Радонежского, Уолтера де ла Мэр, Елены Григорьевой, Станислава Брейэра, Игоря Шевчука…

Публикации по теме:

Истории к разговору с детьми «О нашей речи. Часть четвертая — волшебные слова Извинения и ваше умение Прощать»Истории к разговору с детьми «О нашей речи. Часть четвертая — волшебные слова Извинения и ваше умение Прощать» Итак, продолжаю серию публикаций с историями нравственного направления – в помощь тематическим беседам с детьми. Мои воспитанники творчески.

Истории к разговору с детьми «О речи. Часть первая — нежные и ласковые слова»Истории к разговору с детьми «О речи. Часть первая — нежные и ласковые слова» Мои воспитанники – юные иллюстраторы, как всегда поработали творчески. Они подобрали для разных историй и моих четверостиший контурные картинки.

Истории к разговору с детьми «О нашей речи. Часть пятая — о словах приветливых и добрых, а также о словах пустых и недобрых»Истории к разговору с детьми «О нашей речи. Часть пятая — о словах приветливых и добрых, а также о словах пустых и недобрых» Продолжаю серию публикаций – в помощь вашим душевным беседам с детьми. Как и всегда, мои юные иллюстраторы творчески подобрали контурные.

Истории к разговору с детьми «О речи. Часть вторая — волшебные слова благодарности»Истории к разговору с детьми «О речи. Часть вторая — волшебные слова благодарности» Продолжаю серию публикаций в помощь тематическим беседам с детьми. Мои юные иллюстраторы, как и всегда, творчески подобрали контурные картинки.

Истории к разговору с детьми о скромности с детскими иллюстрациямиИстории к разговору с детьми о скромности с детскими иллюстрациями Продолжаю серию публикаций нравственного направления – в помощь тематическим беседам с ребятами. Начну с этой притчи: САМАЯ ДОСТОЙНАЯ.

Истории к разговору с детьми о смелости и преодолении себяИстории к разговору с детьми о смелости и преодолении себя Продолжаю серию публикаций нравственного направления – в помощь тематическим беседам с ребятами. КАК МАЛЬЧИК СЕБЯ ПРЕОДОЛЕЛ Пришел Сережа.

Истории к разговору с детьми «Об Аккуратности, Опрятности и Старании». Пособие для воспитателяИстории к разговору с детьми «Об Аккуратности, Опрятности и Старании». Пособие для воспитателя Продолжаю серию публикаций – в помощь тематическим беседам с детьми. Мои юные иллюстраторы помогли «оживить» картинки пластилином, мягкими.

Истории к разговору с детьми «Об упорстве, старании и терпении» с картинками от юных иллюстраторовИстории к разговору с детьми «Об упорстве, старании и терпении» с картинками от юных иллюстраторов Продолжаю серию публикаций нравственного направления – в помощь тематическим беседам с ребятами. ЧТО ДЕЛАЕТ МАЛЕНЬКИХ БОЛЬШИМИ? У Евгения.

Истории к разговору с детьми «Об упрямстве и уступчивости» с картинками от юных иллюстраторовИстории к разговору с детьми «Об упрямстве и уступчивости» с картинками от юных иллюстраторов Продолжаю серию публикаций нравственного направления – в помощь тематическим беседам с ребятами. Начну с этого четверостишия. УПРЯМЫЙ.

Истории к разговору с дошкольниками и младшими школьниками «О насмешках и добром смехе»Истории к разговору с дошкольниками и младшими школьниками «О насмешках и добром смехе» Продолжаю серию публикаций нравственного направления – в помощь тематическим беседам с детьми. ДВА НАСМЕШНИКА Встретились как-то два юных.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Истории и притчи к разговору с детьми «О Хвастовстве и Скромности». Пособие для воспитателя
Опубликовано: 22 января 2021 в 23:40
+1449Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Истории и притчи к разговору с детьми «О Хвастовстве и Скромности». Пособие для воспитателя» (включая файлы) размещена пользователем Жданова Татьяна Дмитриевна (УИ 2172606) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 477.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД