Получи документы

Конспект занятия «Историческое прошлое Кубани: история заселения, жизнь, быт казаков»

Олеся Солкина
Конспект занятия «Историческое прошлое Кубани: история заселения, жизнь, быт казаков»

Тема: «Историческое прошлое Кубани, история заселения, жизнь, быт казаков»

Цели и задачи: Познакомить детей с историческим прошлым родного края, сформировать представление о жизни и быте первых переселенцев. Развивать интерес к историческому прошлому, вызывать желание у детей знакомиться с жизнью кубанских казаков, воспитывать уважение к старшему поколению.

Публикация «Конспект занятия „Историческое прошлое Кубани: история заселения, жизнь, быт казаков“» размещена в разделах

Материалы: Макет казачьей хаты, подворья. Альбомы с открытками, иллюстрации с изображением жилья на Кубани.

Предварительная работа: Рассматривание картин, иллюстраций «Жизнь первых переселенцев на Кубани», альбома с открытками, знакомство детей с особенностями повседневной жизни и труда казаков.

Ход занятия:

Звучит кубанская народная песня. Под музыку дети подходят к кубанскому уголку, рассматривают макеты крепости, хаты, подворья, иллюстрации.

Воспитатель предлагает сесть.

Воспитатель:

Ребята, в начале нашего путешествия вы слышали звуки музыки, звучала красивая песня. А вы знаете, чья это песня, кто её сложил?

Дети: Это казачья песня. Её сочинили и поют казаки.

Воспитатель:

А кто еще поет казачьи песни?

Дети: Народ.

Воспитатель: Правильно, дети. Сегодня мы вернемся на некоторое время в далекое прошлое Кубани, 200 лет назад.

Давайте вспомним, что означает слово «казак».

Дети: «Казак» – означает «вольный человек». Так называли свободных людей, которые прибыли на Кубань охранять границы от неприятелей и были на службе у царицы Екатерины II.

Воспитатель: Самые первые казаки это были люди беглые, порвавшие со своей средой и поселившиеся на окраинных землях. Позже они поступили на официальную военную службу государства Российского, чтобы охранять его границы. Князь Потемкин щедро отблагодарил казаков за верную службу и назначил для поселения земли, что узаконила высочайшая Жалованная грамота Императрицы Екатерины II. Как вы думаете, для чего царица подарила казакам землю?

Дети: за верную службу и для охраны южных границ.

Воспитатель: Кто возглавил казачье войско и первым отправился в путь для освоения земель?

Дети: Атаман Захария Чепега.

Воспитатель: Что сказал Атаман казакам?

Дети: Он сказал : «Здесь граду быть».

Воспитатель: Слово «град» означает город. Как казаки начали строить город.

Дети: Казаки начали вырубать камыши, засыпать болота, на высоком берегу Кубани построили крепость, а вокруг укрепления (показывают на макете).

Воспитатель:

«Здесь границу держать,

Защищать от врагов.

И пшеницу сажать,

И растить казаков».

Я вам прочитала стихотворение Ивана Вараввы для того, чтобы вы поняли, что казаки поселились на этих землях прочно и уже не уходили. Сначала они обозначили главную улицу, а затем начали строить хаты, торговые лавки, ремесленные мастерские. Из какого материала строили хаты?

Дети: Хаты строили из камыша, глины, соломы.

Воспитатель: Чем покрывали крышу?

Дети: Крышу покрывали соломой или камышом.

Воспитатель: Правильно, они строили из местных природных материалов, которых было очень много. Каркас хаты из прутьев смазывали глиной с двух сторон, чтобы крепче держался и не разваливался, пол заливали глиной. А затем внутри и снаружи белили стены, чтобы было чисто и красиво (показ иллюстраций). Так и стали казаки жить на Кубани. А чем занимались казаки в свободное от военной службы время?

Дети: Они сажали сады, сеяли хлеб, разводили скот.

Воспитатель: Какое занятие для казаков было самым главным?

Дети: Они охраняли южные границы России от врагов.

Воспитатель: Казаки были людьми крепкими. Сильными, храбрыми, умелыми. Они умели и воевать, и трудиться, и отдыхать. Вот и мы сейчас немного отдохнем и поиграем в игру «Перетяжка» (проводится физкультминутка).

Игра: Играющие делятся на две группы. Вожак одной группы берет палку, а за него берутся играющие. Другой вожак берется за эту же палку с другой стороны. Каждая группа старается перетянуть палку на свою сторону. Перетянувшие выигрывают.

Воспитатель: У нас ребята все здоровые, сильные ловкие, как казаки, проигравших нет, победила дружба.

А теперь продолжим. Посмотрите на картинку. Как строили дома казаки?

Дети: Казаки строили дома все вмести, помогали друг другу.

Воспитатель: Казаки были очень дружные, они не оставляли в беде друг друга. Вместе строили дома, затем устраивали общий праздник. Все, кто участвовал в строительстве, вместе садились за стол, ели, пили, песни пели и танцевали.

Как огораживались хаты казаков? Что мы видим на макете?

Дети: Хаты казаков огораживались плетнем. Его делали из камыша или из прутьев.

Воспитатель: Что находилось в каждом дворе?

Дети: В каждом дворе находилась летняя печка и колодец. Еще во дворе держали коров, свиней, кур. Эти дворы назывались подворьем.

Воспитатель: Казаки очень много строили. После переселения был основан град (город) Екатеринодар. Он был так назван в честь царицы, подарившей эти земли казакам. Хаты свои казаки называли курени. Со временем этим словом стали называться целые поселения. А потом курени превратились в станицы. Многие станицы до сих пор сохранили свои названия. Кореновская, Динская, Пашковская. Когда закончились войны, казакам стало не нужно нести каждодневную воинскую службу, и войсковой град Екатеринодар стал обычным городом, стал расти и развиваться.

Ребята, сегодня вы отлично потрудились, рассказали и узнали много интересного. Интересное получилось у нас путешествие в прошлое. Пришла пора крутить наше колесо обратно в будущее. А когда вернемся, главное, чтобы вы не забывали о прошлом и еще больше стремились познать историю своего народа.

Публикации по теме:

Беседа в старшей группе «Быт и история русского народа» "Быт и история русского народа" составитель: Гелашвили А. В. Цель:Познакомить детей с бытом русского народа, с национальной одеждой, традициями.

Конспект ООД в подготовительной группе общеразвивающей направленности «Жизнь, традиции и обычаи кубанских казаков» Конспект ООД в подготовительной группе общеразвивающей направленности «Жизнь, традиции и обычаи кубанских казаков» Программные задачи..

Конспект специально-организованной деятельности по патриотическому воспитанию и краеведению «Жизнь и быт казаков» Конспект специально-организованной деятельности по патриотическому воспитанию. Краеведение. Тема: «Жизнь и быт казаков» для детей старшей.

Конспект занятия в подготовительной группе «Историческое прошлое Кубани: история заселения, жизнь, быт казаков» Цели и задачи: Познакомить детей с историческим прошлым родного края, сформировать представление о жизни и быте первых переселенцев. Развивать.

Конспект занятия в средней группе «Быт кубанских казаков» КОНСПЕКТ ООД в средней группе «Быт кубанских казаков» Задачи: Продолжать знакомить воспитанников с жизнью и бытом Кубанского казачества.

Передовой педагогический опыт «История, быт и традиции Липецкого края» ОПИСАНИЕ ПЕРЕДОВОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА РАБОТЫ ВОСПИТАТЕЛЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО АВТОНОМНОГО ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ДЕТСКИЙ.

Проект для старшей группы «Историческое прошлое города Выкса» МБДОУ Д/с №27 «Сказка» ПРОЕКТ по патриотическому воспитанию детей «Историческое прошлое города Выкса. Достопримечательности.» (старшая.

Проект «Донское казачество. История, культура и быт» .

Проект «Быт казаков» Проект "Быт казаков" Введение Духовно-нравственное воспитание детей-одно из главных направлений обновления содержания педагогического.

Конспект тематического занятия «Жизнь, традиции и обычаи Донских казаков»Конспект тематического занятия «Жизнь, традиции и обычаи Донских казаков» «Жизнь, традиции и обычаи Донских казаков» Цели и задачи: Знакомить детей с жизнью, традициями и обычаями казаков, развивать познавательный.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия «Историческое прошлое Кубани: история заселения, жизнь, быт казаков»
Опубликовано: 8 октября 2018 в 23:20
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
10 мая. Проверка готовности к школе. Передвижка «Готов ли ребенок к школе»

Ребенок очень быстро растет, приближается время, когда он больше не будет дошкольником, а пойдет в школу. Как определить готов ли ваш малыш к этой новой ступени своей жизни?

9 мая. День Победы. Передвижка «День Победы!»

День Победы — священный для нашей страны и поистине народный праздник.  В этом году 9 мая мы отмечает 79-ю годовщину Победы в Великой Отечественной войне.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД