Конспект занятия в подготовительной группе «Историческое прошлое Кубани: история заселения, жизнь, быт казаков»

Эльвира Бесхлебная
Конспект занятия в подготовительной группе «Историческое прошлое Кубани: история заселения, жизнь, быт казаков»

Цели и задачи: Познакомить детей с историческим прошлым родного края, сформировать представление о жизни и быте первых переселенцев. Развивать интерес к историческому прошлому, вызывать желание у детей знакомиться с жизнью кубанских казаков, воспитывать уважение к старшему поколению.

Материалы: Макет казачьей хаты, подворья. Альбомы с открытками, иллюстрации с изображением жилья на Кубани, карта Карасунского Кута с крепостью, колесо.

Предварительная работа: Рассматривание картин, иллюстраций «Жизнь первых переселенцев на Кубани», альбома с открытками,, знакомство детей с особенностями повседневной жизни и труда казаков.

Ход занятия:

Звучит кубанская народная песня. Под музыку дети подходят к кубанскому уголку, рассматривают макеты крепости, хаты, подворья, иллюстрации.

Муз. рук предлагает сесть.

Муз. рук:

Ребята, в начале нашего путешествия вы слышали звуки музыки, звучала красивая песня. А вы знаете, чья это песня, кто её сложил?

Дети: Это казачья песня. Её сочинили и поют казаки.

Муз. рук:

А кто еще поет казачьи песни?

Дети: Народ.

Муз. рук: Правильно, дети. Посмотрите, у меня в руках колесо – колесо истории народа. Если я его поверну вправо – время пойдет вперед, а если влево, то назад, в прошлое. Сегодня мы вернемся на некоторое время в далекое прошлое Кубани, 200 лет назад.

Давайте вспомним, что означает слово «казак».

Дети: «Казак» – означает «вольный человек». Так называли свободных людей, которые прибыли на Кубань охранять границы от неприятелей и были на службе у царицы Екатерины II.

Муз. рук: Самые первые казаки это были люди беглые, порвавшие со своей средой и поселившиеся на окраинных землях. Позже они поступили на официальную военную службу государства Российского, чтобы охранять его границы. Князь Потемкин щедро отблагодарил казаков за верную службу и назначил для поселения земли, что узаконила высочайшая Жалованная грамота Императрицы Екатерины II. Как вы думаете, для чего царица подарила казакам землю?

Дети: за верную службу и для охраны южных границ.

Муз. рук: Кто возглавил казачье войско и первым отправился в путь для освоения земель?

Дети: Атаман Захария Чепега.

Муз. рук.: Что сказал Атаман казакам?

Дети: Он сказал: «Здесь граду быть».

Воспитатель: Слово «град» означает город. Как казаки начали строить город.

Дети: Казаки начали вырубать камыши, засыпать болота, на высоком берегу Кубани построили крепость, а вокруг укрепления (показывают на макете).

Воспитатель:

«Здесь границу держать,

Защищать от врагов.

И пшеницу сажать,

И растить казаков».

Я вам прочитала стихотворение Ивана Вараввы для того, чтобы вы поняли, что казаки поселились на этих землях прочно и уже не уходили. Сначала они обозначили главную улицу, а затем начали строить хаты, торговые лавки, ремесленные мастерские. Из какого материала строили хаты?

Дети: Хаты строили из камыша, глины, соломы.

Воспитатель: Чем покрывали крышу?

Дети: Крышу покрывали соломой или камышом.

Воспитатель: Правильно, они строили из местных природных материалов, которых было очень много. Каркас хаты из прутьев смазывали глиной с двух сторон, чтобы крепче держался и не разваливался, пол заливали глиной. А затем внутри и снаружи белили стены, чтобы было чисто и красиво (показ иллюстраций). Так и стали казаки жить на Кубани. А чем занимались казаки в свободное от военной службы время?

Дети: Они сажали сады, сеяли хлеб, разводили скот.

Воспитатель: Какое занятие для казаков было самым главным?

Дети: Они охраняли южные границы России от врагов.

Воспитатель: Казаки были людьми крепкими. Сильными, храбрыми, умелыми. Они умели и воевать, и трудиться, и отдыхать. Вот и мы сейчас немного отдохнем и поиграем в игру «Перетяжка» (проводится физкультминутка).

Игра: Играющие делятся на две группы. Вожак одной группы берет палку, а за него берутся играющие. Другой вожак берется за эту же палку с другой стороны. Каждая группа старается перетянуть палку на свою сторону. Перетянувшие выигрывают.

Воспитатель: У нас ребята все здоровые, сильные ловкие, как казаки, проигравших нет, победила дружба.

А теперь продолжим. Посмотрите на картинку. Как строили дома казаки?

Дети: Казаки строили дома все вмести, помогали друг другу.

Воспитатель: Казаки были очень дружные, они не оставляли в беде друг друга. Вместе строили дома, затем устраивали общий праздник. Все, кто участвовал в строительстве, вместе садились за стол, ели, пили, песни пели и танцевали.

Как огораживались хаты казаков? Что мы видим на макете?

Дети: Хаты казаков огораживались плетнем. Его делали из камыша или из прутьев.

Воспитатель: Что находилось в каждом дворе?

Дети: В каждом дворе находилась летняя печка и колодец. Еще во дворе держали коров, свиней, кур. Эти дворы назывались подворьем.

Воспитатель: Казаки очень много строили. После переселения был основан град (город) Екатеринодар. Он был так назван в честь царицы, подарившей эти земли казакам. Хаты свои казаки называли курени. Со временем этим словом стали называться целые поселения. А потом курени превратились в станицы. Многие станицы до сих пор сохранили свои названия. Кореновская, Динская, Пашковская. Когда закончились войны, казакам стало не нужно нести каждодневную воинскую службу, и войсковой град Екатеринодар стал обычным городом, стал расти и развиваться.

Ребята, сегодня вы отлично потрудились, рассказали и узнали много интересного. Интересное получилось у нас путешествие в прошлое. Пришла пора крутить наше колесо обратно в будущее. А когда вернемся, главное, чтобы вы не забывали о прошлом и еще больше стремились познать историю своего народа.

Публикации по теме:

Беседа в старшей группе «Быт и история русского народа» "Быт и история русского народа" составитель: Гелашвили А. В. Цель:Познакомить детей с бытом русского народа, с национальной одеждой, традициями.

Конспект НОД «Быт донских казаков». Занятие с детьми подготовительной к школе группы «Стряпка» Разработал: Сальникова Н. А. воспитатель Цель: приобщать детей к культуре, быту казачества; ознакомить с назначением, убранством стряпки;.

Конспект ООД «Традиции и быт кубанских казаков» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 10 муниципального образования Крыловский район Конспект.

Конспект ООД в подготовительной группе общеразвивающей направленности «Жизнь, традиции и обычаи кубанских казаков» Конспект ООД в подготовительной группе общеразвивающей направленности «Жизнь, традиции и обычаи кубанских казаков» Программные задачи..

Конспект специально-организованной деятельности по патриотическому воспитанию и краеведению «Жизнь и быт казаков» Конспект специально-организованной деятельности по патриотическому воспитанию. Краеведение. Тема: «Жизнь и быт казаков» для детей старшей.

Конспект занятия на тему «Историческое прошлое города Калязина» Цель: дать детям первоначальные представления об истории возникновения города Калязина. Задачи: 1. Познакомить с образом жизни людей в старину.

Презентация «Жизнь и быт народов Севера» Просмотрела много презентаций по Северу, но для нашего региона не все подходят. Когда в саду проходила неделя "Мир Таймыра", итоговым мероприятием.

Библиотека изображений:
  • День Победы, 9 мая
  • День Победы, 9 мая
  • Предметы старины, утварь
Автор публикации:
Конспект занятия в подготовительной группе «Историческое прошлое Кубани: история заселения, жизнь, быт казаков»
Опубликовано: 20 апреля 2018 в 13:55
+12Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Сценарий развлечения «Спас Медовый, Яблочный, Ореховый»
Развлечение «Спас Медовый, Яблочный, Ореховый» Цель: Познакомить детей с народным праздником августа - Спасом, его обычаями и традициями. Программные...
Сценарий спортивного развлечения в старшей группе «Путешествие за кладом здоровья»
Цель: Продолжать сохранять и укреплять здоровье детей. Программные задачи: Образовательная: 1. Закреплять у детей умение выполнять основные виды движений (...
Сценарий праздника на День знаний «Здравствуй детский сад!»
Музыкально - спортивный праздник Ход. Ведущий: Здравствуйте, дорогие ребята, уважаемые гости! Детский сад грустил всё лето, Потерял ребят он где-то! Но в...
Конспект занятия по заучиванию стихотворения М. Пожаровой «Маляры» в старшей группе
Задачи. Уточнить представления детей о рабочем строителе, помочь понять и запомнить стихотворение, выразительно читать его. Ход занятия . Ребята, ка...
Фотоочерк «Впечатления о лете. В музее В. С. Высоцкого»
Фотоотчёт впечатления о лете "В музее В. С. Высотского" Екатеринбург – один из красивейших городов России! В августе мне посчастливилось побывать в...