татьяна галичкина
История возникновения ложек
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Закрепить устойчивый познавательный интерес детей к процессу открытия новых, необычных знаний о знакомом предмете – ложке.
Задачи:
1. Обогатить представления детей об истории возникновения и временных изменениях ложки, о видовом многообразии предмета (размер, форма, материал, внешний вид, функции);
2. Развивать творчество, фантазию, смекалку при изготовлении ложек;
3. Воспитывать бережное отношение к народному творчеству и уважение к людям данной профессии.
ХОД
Воспитатель: Сегодня я вам предлагаю вспомнить и поговорить о знакомых предметах, которыми мы пользуемся на кухне.
Публикация «История возникновения ложек» размещена в разделах
- Ложка. Все о ложках для детей
- Ложка. История ложки
- Посуда. Все о посуде для детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2015
(показываю картинки с разными по форме ложками)
Ребята, что вы увидели на картинках? (ответы детей)
А как вы думаете, для чего они предназначены? (ответы детей)
А вы знаете, когда появились первые ложки? (ответы детей)
Воспитатель: Очень-очень давно, когда первые люди жили на Земле, они ели руками сырую пищу, у них не было огня и не было никакой посуды. Со временем они научились добывать и сохранять огонь, готовить на нем разную пищу, и в связи с этим появилась необходимость в приборе, которым можно было есть жидкую пищу. Обнаружив глину, люди узнали – что из нее можно лепить разные предметы, которые попадая в огонь, не сгорают, а становятся крепкими, прочными и удобными. Так появилась посуда и самая первая ложка. Первая ложка была сделана из обожженной глины и имела форму полушара с ручкой. (слайд № 1)
Воспитатель: В дальнейшем ложки делали из камня, из кости, а также из дерева: - (слайд № 2)
Воспитатель: Спустя много лет человек научился создавать посуду из разных материалов, для разных видов пищи и поэтому разной формы и разных размеров. (слайд № 3)
Воспитатель: В некоторых странах ложка так и не стала обычным столовым предметом, и люди едят палочками – Китай,Япония;(слайд № 4)
или руками – как в Индии, Казахстане, Киргизии. (слайд № 5)
Воспитатель: Но если сначала ложки были в основном глиняные, деревянные и роговые, то потом приобрели популярность ложки из латуни и меди. (слайд № 6)
Аристократы и короли пользовались ложками из серебра и золота. (слайд № 7)
В дальнейшем ложка превратилась в полное произведение искусств (слайд № 8,9)
Общая черта всех ложек этого времени – необычайная пышность украшений и разнообразие форм рукояток (в виде лотоса, ракушки, скрипки, рыбы) (слайд № 10)
Открытие кофейных и чайных домов привело к появлению новой посуды, необходимой для чая, кофе, горячего шоколада. Культура чаепития положило начало производству кофейных и чайных ложек. И так на Руси появились ложечки разного размера и разной формы предназначенные для разных блюд. Например для первого блюда, горячего супа, каши – столовые ложки: - (слайд № 11)
Для десерта – десертные ложки: - (слайд № 12)
Для чая – чайные: - (Слайд № 13)
Воспитатель: - Ребята, как вы думаете, кто изготовил все эти ложки? (ответы детей) Ой, ребята, я чуть не забыла! Ведь нам утром почтальон принес посылку, интересно, что в ней?
(достаю из ящика разного вида ложки)
Вот это подарок! Кто интересно нам его прислал? (ответы детей) Но здесь ложки все перепутаны, что же делать? А давайте попробуем разложить их по назначению. (Дети при помощи воспитателя раскладывают на разные подносы ложки. На подносах нарисованы схемы для столовых, чайных и десертных ложек.).
Ребята, а почему на этот поднос положили именно эти ложки? и т. д. (ответы детей)
Ребята, посмотрите, а здесь еще какие - то ложки лежат (вынимаю из ящика деревянные ложки)
Как вы думаете, что это за ложки? – деревянные, расписные.
А кто изготовил такие замечательные ложки?
Деревянные изделия не только красивы (слайд № 14) - они изготовлены из экологически чистого материала. Для их изготовления используется древесина липы, рябины, яблони. Пользоваться деревянными ложками не только безопасно, но и полезно для здоровья. Недаром на Руси испокон века ели из деревянной посуды деревянными столовыми приборами и были здоровы до самой старости.
Посмотрите, как красочно расписаны эти ложки. Что вы видите на этих ложках? Чем они расписаны? (цветами, травами, ягодками). Ребята, посмотрите – какой блеск золота на них, эти ложки ассоциировались с царской роскошью, с драгоценностями носили – подарочный характер. Такие ложки считались праздничными, а по будням люди пользовались простыми – неокрашенными ложками. (слайд № 15)
Россию прозвали «ложкарной страной», так как она славилась своими красочно оформленными ложками. Роспись эта называется – хохлома, хохломской. А оформляли этой росписью в городе Семенов Нижегородского края. Здесь бережно сохраниться, приумножается и передается из поколения в поколение традиционный промысел предков.
Однако это еще не се достоинства изделий из дерева. Деревянные ложки можно использовать как превосходный музыкальный инструмент. Дело в том, что они при соприкосновении издают удивительно гармоничный, чистый звук. Подобное свойство деревянных изделий оценили музыканты всего мира, и сейчас существует целая школа игры на деревянных ложках.
Ребята, а вы хотели бы поиграть на них? А давайте попробуем, ложки необходимо брать правильно тыльной стороной друг к другу и как музыканты мы с вами попробуем сыграть. (производится игра на ложках под мелодию «Посею лебеду» или «Во поле береза стояла»).
Какие вы молодцы, как красиво вы сыграли, и за это я хотела бы угостить вас всех вареньем вкусным, ароматным…. Ой, а я забыла принести вам всем ложки, что же делать, а? (советы детей).
Действительно, мы ведь можем слепить ее.
Лепка «Красивая ложечка»
Ложка – труженик простой,
Кран подъемный городской.
Набирай скорей на ложку
Кашу, суп или картошку.
Поднимай скорее грузы,
Отправляй их прямо в пузо.
Доедай все сам до крошки,
Чтоб скорей бежали ножки,
Чтоб росли скорей ребятки
Словно овощи на грядке.
(И. Храмова)
Смотрите, ребята, какие красивые ложечки у нас с вами получились. (рассматривание работ и исполнение песни про ложки «Веселые ложки» слова М. Думанян музыка народная, подведение итога занятия).