Ольга Пилипенко
Итоговая ОД по ознакомлению с природой и изобразительной деятельности в старшей группе «Времена года»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: выявить уровень знаний детей на конец учебного года.
Задачи:
Обобщить знания детей о природе, полученные в течение учебного года.
Систематизировать знания детей о временах года, деревьях, птицах, обитателях леса.
Закреплять умение работать в коллективе.
Упражнять в работе с ножницами.
Формировать интерес к произведениям живописи.
Публикация «Итоговая ОД по ознакомлению с природой и изобразительной деятельности в старшей группе „Времена года“» размещена в разделах
- Времена года. Конспекты занятий
- Времена года. Материалы по теме сезонных изменений
- ИЗО. Конспекты занятий, изодеятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Совершенствовать изобразительные умения.
Развивать внимание, память.
Воспитывать любовь и бережное отношение к природе, дружелюбие, уверенность в своих силах.
Материал: картины с изображением осеннего, весеннего, летнего леса; репродукция картины И. Шишкина «Зимний лес»; 2 корзины, муляжи овощей и фруктов; наборы для аппликации, фломастеры, шаблоны ягод; нарисованная на ватмане корзина.
Музыкальное сопровождение: магнитофон, произведения из цикла «Времена года» П. Чайковского.
Содержание ОД:
Воспитатель: Здравствуйте ребята, вот и настал новый день. Как хорошо, что мы сегодня все вместе. Мы спокойны, добры, приветливы и ласковы.
Придумано кем - то просто и мудро
При встрече здороваться: «Доброе утро»!
Доброе утро солнцу и птицам.
Доброе утро улыбчивым лицам.
И каждый становится добрым, доверчивым,
Пусть каждое утро длится до вечера!
Ребята, я приглашаю вас в необычное путешествие – в волшебный лес. А волшебный он потому, что в нем встретятся все четыре времени года – и зима, и весна, и лето, и осень, как в сказке. Но чтобы попасть в лес нам надо вспомнить правила поведения в лесу.
Дети (называют правила поведения в лесу) :
- не жечь костры;
- не ломать ветки деревьев;
- не разорять гнёзда птиц;
- не мусорить;
- не слушать громкую музыку.
Воспитатель: Молодцы! Я надеюсь, что все эти правила мы с вами выполним. Ребята, если лес – волшебный, то и окажемся мы в нем на необычном транспорте - ковре-самолёте. Ковёр-самолёт не загрязняет окружающую среду, и сверху видны все красоты природы. Ну, что – полетели!
Дети садятся на «ковёр-самолёт» и закрывают глаза. Звучит пьеса П. И. Чайковского «Октябрь». Появляется картина с изображением осеннего леса.
Воспитатель: вот мы и в волшебном лесу.
Что-то прохладно стало.
Заунывший ветер гонит
Стаю туч на край небес.
Ель подломленная стонет,
Глухо шепчет тёмный лес.
На ручей рябой и пестрый
За листком летит листок.
И струёй сухой и острой,
Набегает холодок.
- О каком времени года говорится в стихотворении? (об осени)
- Вот мы с вами и в осеннем лесу. Что вам осенью нравится? (осенью собирают урожай, осенью лес разноцветный)
- Чем вас осень может огорчить? (осенью идут холодные дожди и бывает много грязи)
- Что делают осенью животные? (готовятся к зиме)
- А знаете ли вы чем питаются дикие животные?
Игра «Кто чем питается?»
- Медведь питается корнями трав, грибами, медом диких пчел, ягодами лесной малины, речной рыбой и т. д.
- Волки питаются мясом диких и домашних животных.
- Лисы питаются мясом птиц, мелких животных: зайцами, мышами.
– Кабаны питаются корнями растений, травой, желудями.
- Лоси питаются травой, листвой, корой деревьев и кустарников.
- Зайцы питаются травой, корой деревьев.
- Белки питаются семенами шишек, грибами, орехами, лесными ягодами.
- Ежи питаются жуками, червями, мышами, лягушками, ящерицами, ядовитыми змеями.
- Что делают осенью птицы?
Воспитатель: прислала нам осень свои дары - спелые плоды. Но все овощи и фрукты оказались в одной корзине. Давайте их разделим: в одну корзину сложим фрукты, в другую – овощи.
Игра «разложи правильно»
Воспитатель: продолжаем путешествие. Садимся на ковёр-самолет, закрываем глаза.
Звучит пьеса П. И. Чайковского «Декабрь». Появляется репродукция картины И. Шишкина «Зимний лес».
- Что-то холодно стало. Почему? (потому что - зима)
- Да, нас встречает зимний лес.
Ребё нок:
Такой мороз! Такой мороз!
Берет за нос, дерет до слёз,
Такой мороз здоровый!
Идёт, хрустит дорогой! (Н. Асеев)
- А давайте вспомним, какие животные спят зимой? (медведь, ёж)
- Какое животное зимой меняет серую шубку - на белую? (заяц)
- Кто зимой ходит злой, голодный? (волк)
- А что происходит зимой с деревьями? (деревья зимой не растут, и на них нет листьев)
- А ещё зимой идёт снег. И я предлагаю каждому из вас сдуть со своей ладошки снежинку.
Дыхательная гимнастика «Снежинка»
Воспитатель: продолжаем путешествие. Садимся на ковёр-самолет, закрываем глаза.
Звучит пьеса П. И. Чайковского «Март». Появляется картина с изображением весеннего леса.
Воспитатель: потеплело! Где это мы?
Ребё нок:
На полянке у тропинки
Пробираются травинки.
С бугорка ручей бежит
А под ёлкой снег лежит. (Б. Захолер)
Воспитатель: дети, когда это бывает? (весной)
- А почему вы решили, что мы в весеннем лесу? (тает снег, бегут ручьи, солнце светит ярко)
- На проталинках появились первые цветы. А кто скажет, как они называются? (подснежники)
- А что произошло с деревьями? (на деревьях набухли почки, появляются первые листочки)
- Проснулись насекомые. Каких насекомых вы знаете? (бабочка, комар, божья коровка, муха, пчела)
- А давайте отдохнем на весенней лужайке.
ФИЗМИНУТКА
Разбегайтесь ручьи (дети делают волну рукой)
Растекайтесь лужи (движение рукой от себя)
Вылезайте муравьи (присели, шагают на корточках)
После зимней стужи (шевелят руками, как лапками)
Пробирается медведь (шагают на месте как медведь)
Сквозь лесной валежник.
Стали птицы песни петь (прыгают на месте, машут руками)
И расцвёл подснежник! (поднимают руки вверх, пальцы рук растопырены).
Воспитатель: из тёплых стран прилетели птицы. Назовите перелетных птиц. (ласточки, скворцы, грачи)
- А кто весну на крыльях приносит? (птицы – грачи, скворцы)
- Вспомните поговорку о граче. (Увидел грача – весну встречай)
Воспитатель: продолжаем путешествие. Садимся на ковёр-самолет, закрываем глаза.
Звучит пьеса П. И. Чайковского «Июнь». Появляется картина с изображением летнего леса.
Воспитатель: Как жарко стало!
Ребё нок:
Расцвели ромашки, солнце припекает.
Сняли мы рубашки, вместе загораем.
Прячется букашка под листок от солнца,
Очень, очень жарко! Мы пошли купаться! (В. Степанов)
Воспитатель: мы прилетели в летний лес. А что вы любите делать летом? (купаться, бегать, кататься на велосипеде, на роликах)
- Летом мы не только отдыхаем, но и ходим в лес, собираем ягоды и грибы. Но надо быть очень внимательными, чтобы лишнее не попало в корзину.
Игра «Четвёртый лишний».
1. ЯГОДЫ: земляника, малина, вороний глаз.
2. ГРИБЫ: опенок, мухомор, лисички, боровик.
(Дети называют, что лишнее в каждом ряду и почему).
Воспитатель: теперь я предлагаю вам собрать лесные дары в нашу корзину.
Пальчиковая гимнастика «За ягодами»
Раз, два, три, четыре, пять,
В лес идем мы погулять.
За черникой,
За малиной,
За брусникой,
За калиной.
Землянику мы найдем
И братишке отнесем.
(Пальчики обеих рук здороваются, начиная с большого, потом поочередно загибаются)
Работа детей за столами: обводят по шаблону ягодку, вырезают и наклеивают на нарисованную корзину)
Воспитатель: Молодцы! Пора возвращаться в детский сад. Садимся на «ковёр-самолет». Полетели!
- Что вам запомнилось после нашего путешествия?
Дети:
Придумала мать дочерям имена
Вот Лето и Осень, Зима и Весна.
Приходит Весна – зеленеют леса,
И птичьи повсюду звенят голоса.
А Лето пришло – все под солнцем цветёт,
И спелые ягоды просятся в рот.
Нам щедрая Осень приносит плоды,
Дают урожаи поля и сады.
Зима засыпает снегами поля,
Зимой отдыхает и дремлет земля. (А. Кузнецова)