Лучший педагог года

Итоговая работа на «Профессиональные компетенции»

галина кривоножкина
Итоговая работа на «Профессиональные компетенции»

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА I. Профессиональные компетентности.

1.1. Составляющие профессиональной компетентности

1.2 Профессиональная компетентность педагога

Глава II. Профессиональные компетенции воспитателя ДОУ

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Введение

Публикация «Итоговая работа на „Профессиональные компетенции“» размещена в разделах

Сложившаяся к началу двадцать первого века социокультурная и пе-дагогическая ситуация заставляет современные образовательные учрежде-ния разных типов реализовывать свой опыт в двух формах: как модерни-зацию, согласно которой происходит совершенствование системы при её сохранении; и реформации, когда происходит её переход к каче-ственно новой системе. В связи с этим принципиально по-новому ставит-ся цель обучения: психическое и творческое развитие воспитанников на основе способности личности к самореализации.

Профессиональная компетентность педагога – необходимое условие

повышения качества педагогического процесса. Изменения, происходящие в современной системе образования в последние годы, выдвигают необходимостью повышение квалификации и профессионализма педаго-га, т. е. его профессиональной компетентности.

Прежде чем говорить о профессиональной компетентности педа-гога

обратимся к основным понятиям «компетенции» и «компетентность».

В словаре С. И. Ожегова, понятие «компетентный» определяется как

«осведомлённый, авторитетный в какой-либо области».

В педагогической литературе отсутствует единая точка зрения на

содержание понятий «компетенция», «компетентность».

Компетенция – личностные и межличностные качества, способности, навыки и знания, которые выражены в различных формах и ситуациях работы и социальной жизни.

В настоящее время понятие «компетентность» расширено, в него включены личностные качества человека. Под компетентностью подразумевается – обладание человеком соответствующей компетенци-ей, включающей его личностное отношение к ней и предмету деятельно-сти.

Компетенции являются структурными компонентами компетентности.

Под профессиональной компетентностью понимается совокупность

профессиональных и личностных качеств, необходимых для успешной

педагогической деятельности. Развитие профессиональной компетентности – это развитие творческой индивидуальности, восприимчивости к

педагогическим инновациям, способностей адаптироваться в меняю-щейся

педагогической среде.

Считаю выбранную мною тему актуальной и инновационной на со-временном этапе развития образования. Инновационность заключается в улучшении педагогической системы, способствующей достижения более качественных и более высоких результатов в образовании и воспитании детей. В отечественной педагогике можно встретить мнение, что обучение – это процесс передачи информации от педагога к ребенку. Такая позиция отводит дошкольникам пассивную роль, а ведь дети по природе своей ис-следователи. Обучение должно быть проблемным, содержащим элементы самостоятельной исследовательской работы.

Глава I. Профессиональные компетентности.

1.1 Составляющие профессиональной компетентности

К основным составляющим профессиональной компетентности

относятся:

• интеллектуально-педагогическая компетентность – умение при-менять знания, опыт в профессиональной деятельности для эф-фективного обучения и воспитания, способность педагога к ин-новационной деятельности;

• коммуникативная компетентность – значимое профессиональ-ное качество, включающее речевые навыки, навыки взаимодей-ствия с окружающими людьми, экстраверсию, эмпатию.

• информационная компетентность – объем информации педаго-га о себе, воспитанниках, родителях, коллегах.

• рефлексивная компетентность – умение педагога управлять своим поведением, контролировать свои эмоции, способность к рефлексии, стрессоустойчивость.

Следовательно, на сегодняшний день любому специалисту необхо-димо

обладать определенным набором компетенций.

Основная цель современного образования – соответствие актуаль-ным и перспективным потребностям личности, общества и государства, подготовка разносторонней личности гражданина своей страны, способ-ной к социальной адаптации в обществе, трудовой деятельности, само-образованию и самосовершенствованию. Исходя из вышесказанного сво-бодно мыслящий, прогнозирующий результаты своей деятельности и моделирующий образовательный процесс педагог является гарантом до-стижения поставленных целей.

Именно поэтому в настоящее время резко повысился спрос на квали-фицированную, творчески мыслящую, конкурентоспособную личность педагога, способную воспитывать личность в современном, динамично меняющемся мире.

1.2 Профессиональная компетентность педагога

Профессиональная компетентность педагога – это многофакторное яв-ление, включающее в себя систему теоретических знаний педагога и спосо-бов их применения в конкретных педагогических ситуациях, ценностные ориентации педагога, а также интегративные показатели его культуры (речь, стиль общения, отношение к себе и своей деятельности, к смежным областям знания и др.).

В соответствии с определением понятия «профессиональная компе-тентность» оценивание уровня профессиональной компетентности педаго-гических работников предлагается осуществлять с использованием трех критериев:

1. Владение современными педагогическими технологиями и их приме-нение в профессиональной деятельности.

2. Готовность решать профессиональные предметные задачи.

3. Способность контролировать свою деятельность в соответствии с принятыми правилами и нормами.

В качестве одной из важнейших составляющих профкомпетентно-сти является способность самостоятельно приобретать новые знания и умения, а также использовать их в практической деятельности. Сегодня общество испытывает самые глубокие и стремительные перемены за всю свою историю. На смену прежнему стилю жизни, когда одного образова-ния хватало на всю жизнь, приходит новый жизненный стандарт: «ОБРА-ЗОВАНИЕ ДЛЯ ВСЕХ, ОБРАЗОВАНИЕ ЧЕРЕЗ ВСЮ ЖИЗНЬ…». Одним из показателей профессиональной компетентности воспитателя является его способность к самообразованию, которое проявляется в неудовлетво-ренности, осознании несовершенства настоящего положения образова-тельного процесса и стремлении к росту, самосовершенствованию.

Воспитатель 21 века – это:

- Гармонично развитая, внутренне богатая личность, стремящаяся к ду-ховному, профессиональному, общекультурному и физическому совер-шенству;

- Умеющий отбирать наиболее эффективные приемы, средства и техноло-гии обучения и воспитания для реализации поставленных задач;

-Умеющий организовать рефлексивную деятельность;

- Обладающий высокой степенью профессиональной компетентности, пе-дагог должен постоянно совершенствовать свои знания и умения, зани-маться самообразованием, обладать многогранностью интересов.

Глава II. Профессиональные компетенции воспитателя ДОУ

На основании и теоретических положений были разработаны ряд социально – профессиональных компетенций воспитателя ДОУ, позволя-ющих ему осуществлять познавательное развитие дошкольников:

социальные компетенции : способность личности обмениваться ин-формацией, заявлять о своих потребностях и интересах, проявлять терпи-мость к другим людям и их мнениям, обладать определенной эмоциональ-ной устойчивостью, уметь оказывать разнообразную помощь другим лю-дям, участвовать в работе команды;

познавательные компетенции : самостоятельно обрабатывать инфор-мацию, концентрироваться на учебе или работе, переносить освоенные способы учения на новые ситуации, находить источники информации, са-мостоятельно обрабатывать, структурировать информацию и т. д. ;

операциональные компетенции : определять цели и порядок работы, уметь противостоять неуверенности и неопределенности, уметь принимать и осуществлять решения, обобщать результаты работы, определять вре-менной регламент работы;

специальные компетенции : планировать методы решения проблемы, осуществлять самоконтроль, обладать профессиональной активностью, гибко перестраиваться в новых ситуациях, оценивать и корректировать планы, выявлять ошибки и находить адекватные способы их устранения.

Таким образом, профессиональные компетенции являются базисом для внедрения в педагогический процесс компетентностного подхода, ко-торый позволяет педагогу дошкольного образования интегрировать зна-ния, умения, навыки и интеллектуальные способности при осуществлении инновационной деятельности и применении на практике современных об-разовательных технологий.

Профессиональная компетентность педагога характеризуется как об-щая способность педагога мобилизовать свои знания, умения. Стабильно высокий уровень профессиональной компетентности может быть достигнут при условии непрерывного образования. На первый план выступает не формальная принадлежность к профессии, а профессиональная компетент-ность, то есть соответствие специалиста требованиям профессиональной деятельности. Формирование профессиональной педагогической компе-тентности – процесс, продолжающийся на протяжении всего профессио-нального пути, в соответствии с этим постоянная незавершенность - одна из характеристик профессиональной компетентности педагога. Большое влияние на формирование профессиональной педагогической компетент-ности оказывает стаж работы.

Также выделяют следующие виды компетентностей :

1. Компетенция в ведении образовательного процесса. Подготовка к обра-зовательной деятельности вызывает необходимость иметь высокую компе-тентность, постоянный поиск новой информации. Глубокое знание до-школьной педагогики, основных методик воспитания и обучения детей дошкольного возраста с применением на практике. Использование раз-личных методов обучения, различных видов деятельности и материалов, которые соответствуют уровню развития детей. Использование средств диагностики.

2. Компетенция в организации информационной основы деятельности воспитанников. Подготовка к образовательной деятельности вызывает необходимость иметь высокую ИКТ-компетентность, постоянный поиск новой информации.

3. Компетентность в организации воспитательной работы. Признание за детьми права выбора (деятельности, партнера). Создание возможности для его осуществления. Моделирование отношения сочувствия и позитив-ных способов общения с акцентом на разрешение проблем и конфликтов. Проявление уважения к мыслям и суждениям каждого ребенка.

4. Компетентность в установлении контактов с родителями. Данная компетентность позволит воспитателю привлечь родителей и предста-вителей общественности к совместному формированию критериев качества образования, конкретизировать социальный заказ, сделать ДОУ инвести-ционно-привлекательным.

5. Компетентность в выстраивании индивидуального образовательного маршрута воспитанников. Организация собственной педагогической дея-тельности, ориентированной на индивидуальные особенности ребенка. Владение средствами диагностики индивидуальных особенностей ребенка и особенностей группы. Определение индивидуальных целей на кратко-срочную и долгосрочную перспективу.

6. Компетентность в разработке и реализации авторских образова-тельных программ. Данная компетентность помогает расширить содержа-ние образования в конкретной области знаний, реализовать творческий потенциал и развить интерес воспитанников к определенному виду дея-тельности.

7. Компетентность во владении современными образовательными техно-логиями. Позволяет осуществить компетентностный подход в образовании.

Способствует развитию обобщенных способов деятельности воспитанни-ков, позволяющих им свободно ориентироваться в различных жизненных ситуациях.

8. Компетентность профессионально-личностного совершенствования. Обеспечивает постоянный рост и творческий подход в педагогической дея-тельности, предполагает непрерывное обновление собственных знаний и умений, что обеспечивает потребность к постоянному саморазвитию.

9. Креативная компетентность педагога. Для оценки этого направления следует учесть, насколько воспитатель отличается способностью к поиску и внедрению в практику новых педагогических идей, новых способов реше-ния педагогических задач. Позитивное отношение к новым идеям, стрем-ление реализовать их на практике по собственной инициативе, без воздей-ствия администрации. Проявление компетентности в обобщении и рас-пространении педагогического опыта.

10. Компетентность в организации здоровьесберегающих условий образо-вательного процесса. Данная компетентность обеспечит наличие критерия нового качества образования - создание условий для сохранения здоровья всех участников образовательного процесса.

11. Компетентность в создании предметно-пространственной среды.

Данная компетентность позволяет обеспечить организацию детских сооб-ществ и стимулирование процессов саморегулирования детей, предостав-ляя им материалы, время и место для выбора и планирования их собствен-ной деятельности.

Учет деятельности специалистов ДОУ (музыкальный руководитель, воспи-татель физической культуры, педагог изостудии) позволяет не только пе-реносить определенные навыки детей из одного вида деятельности в дру-гой, но и обогащает жизнь ребенка, делает ее более осмысленной, развива-ет потребность поделиться накопленными представлениями с другими в иных обстоятельствах.

Исходя из современных требований, можно определить основные пути развития профессиональной компетентности педагога :

- работа в методических объединениях, творческих группах;

- исследовательская, экспериментальная деятельность;

- инновационная деятельность, освоение новых педагогических техноло-гий;

- различные формы педагогической поддержки;

- активное участие в педагогических конкурсах, мастер – классах;

- обобщение собственного педагогического опыта.

Но не один из перечисленных способов не будет эффективным, если педагог сам не осознает необходимости повышения собственной професси-ональной компетентности. Для этого необходимо создать те условия, в ко-торых педагог самостоятельно осознает необходимость повышения уровня собственных профессиональных качеств. Анализ собственного педагогиче-ского опыта активизирует профессиональное саморазвитие педагога, в ре-зультате чего развиваются навыки исследовательской деятельности, кото-рые затем интегрируются в педагогическую деятельность.

Не развивающийся педагог никогда не воспитает творческую

созидательную личность. Поэтому именно повышение компетентности и

профессионализма педагога есть необходимое условие повышения

качества, как педагогического процесса, так и качества дошкольного

образования в целом.

В отличие от образования на других возрастных этапах развития, дошкольное образование рассматривается как система, в которой цен-тральное место занимают не содержание и формы, а процесс взаимодей-ствия педагога с детьми. Современный образовательный процесс пред-ставляет собой специально организованное взаимодействие педагогов и воспитанников (педагогическое взаимодействие). Педагогическое взаимо-действие представляет собой целенаправленный контакт педагога и воспи-танников, следствием которого являются изменения в их поведении, дея-тельности и отношениях. Поскольку педагог для ребенка – значимая фи-гура, на него ложится ответственность за качество взаимодействия с деть-ми. Следовательно, рядом с дошкольниками должны находиться высоко-профессиональные педагоги. Исследуя профессиональную компетентность педагога, Э. Ф. Зеер, Е. А. Климов, А. К. Маркова, Л. Г. Семушина, Н. Н. Тулькибаева, А. И. Щербаков и другие указывают на ее составляющие: специальные знания, умения, навыки, значимые личностные свойства и ценностные ориентации. Конкретизируя понимания сущности профессио-нализма применительно к профессионально – педагогической деятельно-сти, О. М. Краснорядцева определяет профессионала педагога как челове-ка, хорошо понимающего общие тенденции развития образовательного процесса, своего места в нем и обладающего особым видением человека в процессе развития, понимающего направленность и результативность пси-хологических действий и воздействий; превращающего любую учебную ситуацию в пространство для развития ребенка и способного к проектиро-ванию развивающей педагогической среды и самого себя.

Становление новой системы дошкольного образования требует ради-кального переосмысления сложившегося подхода к профессиональной де-ятельности педагога. Современному детскому саду нужен педагог, способ-ный самостоятельно планировать, организовывать педагогически целесо-образную систему работы, а не просто выполнять должностные обязанно-сти. Современное образование характеризуется активным включением пе-дагогов в инновационную деятельность, процесс внедрения новых про-грамм и технологий, методов и приёмов взаимодействия с детьми. В таких условиях особое значение придаётся состоянию профессиональной дея-тельности, уровню компетентности педагогов, повышению их квалифика-ции, стремлению к самообразованию, самосовершенствованию.

Залогом профессионального роста педагога является постоянное стремление к повышению мастерства. Профессиональное умение достигает-ся лишь постоянным трудом. Требование учиться на протяжении жизни не является новым для работников образовательной сферы. Однако сегодня оно получило новое звучание. Педагог должен не только отслеживать и изу-чать стремительно происходящие изменения в профессиональной отрасли, но и овладеть современными педагогическими технологиями. Освоение технологий связано с изменением педагогического мышления. С психологи-ческой точки зрения это требует значительных усилий, мобилизации ресур-сов и способностей человека. Педагоги с достаточным уровнем внутренней мотивации, креативные личности, ориентированные на успех, способны са-мостоятельно достигнуть высокого уровня профессионализма. Однако для большей части педагогов необходимо создание специальных условий. Не каждый педагог может подняться до вершины новаторства. Но к творческо-му поиску оптимальных средств, форм, методов обучения и воспитания де-тей может приобщиться каждый. Хорошие профессиональные знания, раз-витые педагогические способности, умения в области педагогики, постоян-ная работа над собой – вот необходимые условия достижения педагогом вы-сокого профессионального мастерства.

Заключение

Профессиональная деятельность педагога имеет свои специфические особенности. Многие исследователи отмечают, что успешное развитие ре-бенка, его личностная активность и социальная состоятельность зависят от грамотного, целенаправленного руководства со стороны взрослого. Исхо-дя из этого, специфика профессиональной деятельности педагога заключа-ется в том, что инвариантные требования и характеристики профессио-нальной деятельности обогащаются отличительными чертами: возрастны-ми особенностями детей дошкольного возраста, своеобразием организа-ции деятельности, характером взаимодействия между детьми и сотрудни-ками ДОУ. Деятельность педагога определяется его миссией, связанной с обеспечением оптимальных организационно-управленческих условий для успешного воспитания, обучения, развития, социализации на этапе до-школьного детства.

Исходя из современных требований, можно определить основные пути развития профессиональной компетентности педагога :

- работа в методических объединениях, творческих группах;

- исследовательская, экспериментальная деятельность;

- инновационная деятельность, освоение новых педагогических техноло-гий;

- различные формы педагогической поддержки;

- активное участие в педагогических конкурсах, мастер – классах;

- обобщение собственного педагогического опыта.

Но не один из перечисленных способов не будет эффективным, если педагог сам не осознает необходимости повышения собственной професси-ональной компетентности. Для этого необходимо создать те условия, в ко-торых педагог самостоятельно осознает необходимость повышения уровня собственных профессиональных качеств. Анализ собственного педагогиче-ского опыта активизирует профессиональное саморазвитие педагога, в ре-зультате чего развиваются навыки исследовательской деятельности, кото-рые затем интегрируются в педагогическую деятельность.

Публикации по теме:

Формы, методы и средства развития коммуникативной компетенции дошкольников «Формы, методы и средства развития коммуникативной компетенции дошкольников» «ВАШ УСПЕХ – ВАША РЕЧЬ!» 1. Требования к качеству речи педагога.

Компетенции обучающегося и педагога в ДО Требования к результатам в ДО: Измерить результаты, заложенные в стандарте, довольно сложно (все дети разные, результат может быть отсроченным,.

Аналитическая справка об уровне сформированности ИКТ-компетенции педагога Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение – детский сад № 20 «Теремок» ул. Гагарина, д. 92, г. Клинцы, Брянской области.

Итоговая презентация «Работа с детьми средней группы» В итоговой презентации средней группы № 1 "Подсолнушки" показана работа с детьми на протяжении учебного года. Презентация была подготовлена.

Коллективная итоговая работа «Осеннее дерево»Коллективная итоговая работа «Осеннее дерево» Осень,осень. особенно прекрасна пока деревья и кустарники не сбросили листву. Решили мы с детьми запечатлеть это время года в совместной.

Коллективная итоговая работа к Дню матери «Цветок для мамы»Коллективная итоговая работа к Дню матери «Цветок для мамы» Ко Дню матери,который отмечается 26 ноября, я с ребятами моей группы решила сделать коллективную работу. Ребята охотно откликнулись на.

Мнемотехнологии как средство формирования познавательной и коммуникативной компетенции обучающихся Мнемотехнологии, как средство формирования познавательной и коммуникативной компетенции обучающихся. Мнемотехника- в переводе с греческого.

Основные профессиональные компетенции педагогов в соответствии с профессиональным стандартом в условиях реализации ФГОС Современные условия развития Российского общества диктуют переход на новый, качественно иной уровень образования. Согласно «Федеральному.

Повышение педагогической компетенции родителей Повышение педагогической компетенции родителей. 1. Стадия накопления согласия. Нельзя сразу приступать к предмету разговора, если вы подозреваете,.

Семинар-практикум «Повышение экологической компетенции педагогов» Семинар-практикум «Повышение экологической компетенции педагогов» Цель: Развивать творческий потенциал педагогов, их компетентность в вопросах.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Итоговая работа на «Профессиональные компетенции»
Опубликовано: 25 февраля 2018 в 16:52
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.

В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД