Получи документы

Семинар-практикум «Повышение экологической компетенции педагогов»

Наталья Серова
Семинар-практикум «Повышение экологической компетенции педагогов»

Семинар-практикум

«Повышение экологической компетенции педагогов»

Цель: Развивать творческий потенциал педагогов, их компетентность в вопросах экологии, установить тесное сотрудничество между педагогами учреждения.

Задачи:

Публикация «Семинар-практикум „Повышение экологической компетенции педагогов“» размещена в разделах

Выявить имеющиеся знания у педагогов по вопросам экологии ( знание понятий: экология, экологическая культура, экологическое воспитание; проблемы и задачи экологического воспитания детей, экологические программы дошкольного образования; экологические проблемы современного мира);

Развивать познавательный интерес у педагогов;

Воспитывать любовь к природе, к своему родному краю.

План семинара-практикума :

1. Актуальность проблемы.

2. Дискуссия “Что мы знаем об экологии”.

3. Просмотр мультимедийной презентации «Природа и человек».

4. Консультация для воспитателей: «Организованные формы обучения и совместная деятельность педагогов и детей дошкольного возраста в области экологического воспитания»

5. Задание «Рассуждай-ка».

Ход семинара

1. Добрый день, уважаемые коллеги! Сегодня у нас с вами семинар-практикум на тему : «Повышение экологической компетенции педагогов». Сегодняшний семинар позволит проверить каждому педагогу свою компетентность в вопросах экологического воспитания и, возможно, немного повысить её; поделиться опытом использования разнообразных форм деятельности в целях повышения эффективности педагогического процесса по данной теме. Наконец, установить более тесный контакт между

педагогами нашего учреждения.

Экология как наука появилась еще в конце девятнадцатого века, однако долгое время она оставалась чисто биологической, которая интересовала лишь ученых. В настоящее время из-за ухудшения окружающей среды возникла необходимость в повышении грамотности каждого человека

независимо от возраста и профессии. Человечество должно позаботиться о

сохранении природной среды, естественной для его обитания и выживания.

Цель экологического образования – формирование человека нового типа с

новым экологическим сознанием, мышлением, способного осознать

последствия своих действий по отношению к окружающей среде и умеющего

жить в относительной гармонии с природой. Именно дошкольный возраст

является базой для формирования основ мировоззрения и представляет

широкие возможности для экологического воспитания.

Природа – важнейшее средство воспитания и развития детей

дошкольного возраста. Сколько открытий делает ребенок, общаясь с ней!

Неповторимо каждое живое существо, увиденное малышом. Разнообразны и

природные материалы (песок, глина, вода, снег и т. д., с которым дети любят

играть. Дошкольники общаются с природой в разное время года – и когда

вокруг лежит пушистый, белый снег, и когда зацветают сады. Ни один

дидактический материал не сравнится с природой по разнообразию и силе

развивающего воздействия на ребенка.

Влияние природы на развитие личности ребенка связано с

формированием у него определенных знаний о ее объектах и явлениях.

Поэтому, если говорить о задачах, стоящих перед воспитателем, знакомящим

детей с природой, то первой среди них будет формирование у детей

элементарной системы знаний о природе.

Вторая задача – формирование у детей трудовых навыков и умений.

Третья задача – формирование у детей любви к природе.

Все перечисленные задачи, стоящие перед воспитателем, тесно

взаимосвязаны – необходимо рассматривать и решать их в комплексе.

2. Дискуссия “Что мы знаем об экологии”.

В нашем учреждении с целью выявления уровня компетенции педагогов в вопросе экологических знаний было проведено анкетирование. Анализируя данные, полученные в результате анкетирования, можно сделать следующие выводы, что знания у педагогов образовательного учреждения о науке экологии достаточно полные и точные, все педагоги понимают важность значения экологического воспитания дошкольников и оценивают работу в МАДОУ «Детский сад № 5» как удовлетворительную.

3. С целью обобщения и систематизации экологических знаний предлагаю к просмотру мультимедийную презентацию «Природа и человек»

3.1. Что означает термин “Экология”.

Термин “экология” введен немецким биологом Э. Геккелем в 1886 году,

происходит от греческого слова “экойс”, “экус” – дом, обитание жилище и

понимается как наука о среде обитания, или наука о взаимоотношениях

организмов и окружающей среде.

3.2. Проблемы экологии в мире, стране, городе?

Катастрофическое ухудшение экологической обстановки стоит в ряду

самых актуальных проблем современности. В наши дни мир находится на

грани экологической катастрофы, под угрозой будущее всего поколения.

Наблюдается высокая загрязненность воздуха, воды, почв от

промышленности, транспорта, энергетики, как в мире, так и в стране и нашем

городе.

3.3. Что же такое экологическое воспитание?

Экологическое воспитание – это система, направленная на формирование

начал экологической культуры и развитие экологической культуры у детей и

взрослых.

– Система экологического воспитания – это создание условий, определенное

содержание, методы и формы работы с детьми и родителями.

Экологические знания – это представления о растениях и животных, их

взаимосвязи; о временах года, о неживой природе, представления о

взаимосвязи между живыми существами и средой их обитания, и т. д.

3.4. Почему на ваш взгляд, экологическое воспитание необходимо начинать с

дошкольного возраста?

Дошкольный возраст – наиболее благоприятный период экологического

воспитания, ребенок познает мир с открытой душой и сердцем. Именно в

этом возрасте накапливаются яркие, образные эмоциональные впечатления,

первые природоведческие представления, закладывается фундамент

правильного отношения к окружающему миру и ценностной ориентации в

нем. Как писал А. В. Луначарский “ маленького ребенка можно лепить,

старшего приходится уже гнуть, взрослого ломать”. Любовь к природе,

сознательное, бережное и заинтересованное отношение к ней каждого

человека должны воспитываться с раннего детства в семье и детском саду.

Цель экологического воспитания : формирование человека нового типа с

новым экологическим мышлением, способного осознавать последствия своих

действий по отношению к окружающей среде и умеющего жить в

относительной гармонии с природой (Т. М. Бондаренко)

3.5. Определите задачи экологического воспитания.

– Воспитание любви к родной природе, способности воспринимать и глубоко

чувствовать ее красоту, умения бережно относиться к растениям и

животным.

– Сообщение элементарных знаний о природе и формирование на этой

основе конкретных представлений о явлениях живой и неживой природы.

– Овладение умениями ухода за растениями и живыми существами.

Система педагогического взаимодействия – это организованное обучение,

совместная деятельность взрослого с ребенком и самостоятельная

деятельность детей.

3.6. Роль педагога в экологическом воспитании дошкольника.

Экологическое воспитание дошкольников должен осуществлять педагог,

который сам владеет знаниями в области экологии, сам любит природу и

заботится о ней. Он преподносит комплекс экологических знаний в

доступной, увлекательной форме на основе принципа развивающего

обучения и направленного на развитие личности ребенка. Учитывает интерес

и возрастные особенности.

3.7. В чем вы видите причины небрежного, порой безжалостного отношения к

природе; в чем берете вину на себя как воспитатель.

Непонимание, любознательность и интерес познать, подражательность детей.

Безразличие и невнимание к поведению детей. Отсутствие системы и

целенаправленности работы с детьми и взаимодействия с семьями

воспитанников.

4. Назовите организованные формы обучения и совместную деятельность

воспитателя и детей.

4.1. Организованные:

– экскурсии (в лес, парк, луг, водоем и т. д,

– занятия (познавательные, комбинированные, комплексные,

– наблюдения за животными и растениями, явлениями природы,

деятельностью людей в природе.

4.2. Совместная деятельность:

– наблюдения в уголке природы, труд в уголке природы,

– целевые прогулки на природе, походы,

– чтение художественных произведений о природе (стихи, рассказы, сказки,

рассматривание иллюстраций в книгах, экологические сказки,

– рассматривание картин из жизни диких животных, художников

И. И. Левитана, А. К. Саврасова, В. Д. Поленова, И. И. Шишкина, К. Ф. Юона и

др. ,

– рассказы воспитателя о животных, растениях, неживой природы. о

заповедниках, заказниках, памятниках природы т. д. ,– беседы и разговоры с

детьми на экологические темы,

– сбор коллекций, семян, камней, листьев,

экологические праздники и досуги (“День птиц”, “День Земли”, “День

рождения Леса” и т. д,

– опыты, поисковая деятельность,

–акции,

экологические тренинги с обсуждением и проигрыванием ситуаций,

экологические тропы,

– игры (подвижные. дидактические, театрализованные, музыкальные,

интеллектуальные КВН, “Поле чудес” и “Что, где, когда?”,

– различные виды изобразительной деятельности на экологическую

тематику,

– работа с календарями природы, дневниками наблюдения,

– изготовление и обыгрывание макетов (зоопарк, дикие животные. домашние

животные, животные жарких стран) и панно (лес – наше богатство, где в

природе есть вода, кто в море живет).

4.3. Взаимодействие с семьями воспитанников, формы работы.

На отношение детей к природе влияет пол, индивидуальные особенности,

место жительство, профессия и образование родителей. Именно в семье

формируются основы духовного и культурного облика человека,

закладываются его вкусы и привычки. Родители совершают с детьми

экскурсии, походы, прогулки, смотрят телепередачи, читают книги,

ухаживают за домашними питомцами.

Мы с родителями можем проводить собрания, консультации, семинары, Дни

открытых дверей, праздники и досуги (“День Земли”, “Весенние посиделки”,

“День птиц” и др. ,оформлять экологические стенды (статьи, стихи, приметы,

загадки, словесные игры для разучивания дома, составление в течение

нескольких лет альбома “Я и природа” (рисунки, фотографии, высказывания

детей о природе, беседы с рекомендациями (создать мини-огород на

подоконнике, завести домашнего питомца, совместные с родителями акции,

фотовыставки, создание экологической газеты и т. д.

5. Задание «Рассуждай-ка».

1. Почему Красную книгу называют красной, а не зелёной? (красный цвет -

сигнал опасности)

2. Чем лягушка отличается от жабы? (лягушка - дневное животное, а жаба -

ночное)

3. Можно ли пингвина назвать птицей, а дельфина – рыбой? (Пингвин –

птица, дельфин - млекопитающее)

Подводя итоги семинара следует отметить, что всем педагогам необходимо развивать свой творческий потенциал, стремиться получать новые знания в вопросах экологии, быть активными участниками в деле экологического просвещения подрастающего поколения.

Прикреплённые файлы:

igra-rasuzhdaika-2_1vc52.pptx | 8701,84 Кб
 
Публикации по теме:

Семинар-практикум для педагогов «Театральный ринг» Семинар-практикум «Театральный ринг» Цель: систематизация знаний педагогов по организации театральной деятельности детей дошкольного.

Мастер-класс для педагогов «Повышение компетенции педагогов в проведении развивающих занятий по профилактике ДДТТ» План проведения: • Выступление воспитателей «Формы и методы работы, используемые при обучении воспитанников ПДД» • Деловая игра для педагогов.

Повышение педагогической компетенции родителей Повышение педагогической компетенции родителей. 1. Стадия накопления согласия. Нельзя сразу приступать к предмету разговора, если вы подозреваете,.

Семинар-практикум для педагогов «Артикуляционная гимнастика» Семинар-практикум для педагогов «Артикуляционная гимнастика» Мы правильно произносим различные звуки как изолированно, так и в речевом.

Семинар-практикум для педагогов дошкольных образовательных учреждений «Создание музыкальных инструментов из бросового материала для экспериментирования и музицирования в самостоятельной музыкальной деятельности.».

Семинар-практикум для педагогов «Конфликт воспитателей и родителей» Семинар – практикум для педагогов на тему: «Конфликт воспитателей и родителей»( 1 слайд) Семинар «Конфликт воспитателей и родителей» (2.

Семинар-практикум для педагогов «Мотивы плохого поведения у дошкольников»Семинар-практикум для педагогов «Мотивы плохого поведения у дошкольников» Семинар-практикум для педагогов «Мотивы плохого поведения у дошкольников»Цель: расширение арсенала методов выхода из ситуаций, когда ребёнок.

Семинар-практикум для педагогов «Секреты хорошей дисциплины» Семинар Секреты хорошей дисциплины Приучить детей к дисциплине всегда считалось одной из основных задач педагогики. И если теперь об этом.

Семинар-практикум для педагогов «Учимся быть толерантными» Ведущий: Однажды всё проходит безвозвратно… И чувства, и надежды, и мечты. Всё то, что от души — всегда бесплатно, От нежности до тёплой.

Семинар-практикум «Повышение экологической компетенции у родителей» Семинар-практикум «Повышение экологической компетенции у родителей» Цель: повышение компетентности родителей в вопросах экологии, установление.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Семинар-практикум «Повышение экологической компетенции педагогов»
Опубликовано: 8 декабря 2017 в 16:23
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!

3 мая. День оформления окон к 9 мая. Передвижка «Окна День Победы»

9 мая всей страной отмечаем самый народный и трогательный праздник – День Победы. Украсим наши окна к этому дню красочными композициями, чтобы повсюду чувствовалась праздничная атмосфера.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД