Папки-передвижки

Итоговое занятие по проекту «Наш город Сергий основал» в старшей группе по духовно-нравственному развитию детей

Людмила Семенчинская
Итоговое занятие по проекту «Наш город Сергий основал» в старшей группе по духовно-нравственному развитию детей
▼ Скачать + Заказать документы

Конспект открытого занятия «Наш город Сергий основал» в старшей группе.

Программное содержание:

Цель занятия : духовно-нравственное развитие детей на примере жизни святого Преподобного Сергия Радонежского.

Образовательные области:

- Социально-коммуникативное развитие

- Познавательное развитие

Публикация «Итоговое занятие по проекту „Наш город Сергий основал“ в старшей группе по духовно-нравственному развитию детей» размещена в разделах

- Речевое развитие

- Художественно-эстетическое развитие

Задачи:

1. Способствовать формированию общей духовно- нравственной культуры дошкольников, их представлений о доброте, милосердии, трудолюбии на нравственном примере Сергия Радонежского.

2. Воспитывать чувство гордости и любовь к родному городу. Закрепить знания детей о Сергиевом Посаде и связи названия с его основателем.

3. Развивать монологическую речь детей. Закреплять знание русских пословиц и умение их применять.

Предварительная работа: Беседы, рассматривание иллюстраций, чтение художественной литературы, мультипликации о Сергии Радонежском; введение в словарь детей новых слов и понятий: старец, монах, преподобный, монастырь, добродетели. ; рассматривание репродукций картин М. В. Нестерова и беседа по ним; беседы, рассматривание иллюстраций, фотопрезентаций о родном городе; посещение вместе с родителями Троице-Сергиевой Лавры, достопримечательностей города.

Организация предметно-пространственной среды:

1. На стене зала пейзаж: деревянная церковь на фоне русской природы, образ Сергия Радонежского.

2. Магнитный мольберт с иллюстрациями достопримечательностей Сергиева Посада.

3. Видеопроектор, экран, ноутбук для показа фотопрезентации.

4. Магнитола с записью колокольного звона.

Ход организованной образовательной деятельности:

Дети входят в зал. Воспитатель обращает внимание детей на пришедших гостей. Здороваются с ними. После этого предлагает повернуться к нему.

Воспитатель: Ребята, у каждого человека есть Родина большая и малая. Что такое Родина?

Дети: Это Россия это страна в которой мы живем

Воспитатель: А что такое малая Родина?

Дети: Это город, поселок, деревня, село где живет человек. Это наш город Сергиев Посад.

Воспитатель: Юля, расскажи нам стихотворение о нашем городе.

Ребё нок:

Есть большое поселенье, это – Сергиев Посад

Побывать там хоть мгновенье, все хотят, и стар, и млад.

Как давно тот град стоит, чем же он так знаменит?

А ответ на то простой – Сергий жил там, наш святой.

Воспитатель: Ребята, а давайте пригласим гостей на ознакомительную экскурсию по нашему городу и расскажем о нём?

Ответы детей. (дети садятся)

А отправимся мы в путь вот с того места, где встречают гостей. Что это за место?

Дети: Это железнодорожный вокзал. Сюда приезжают гости нашего города. Здесь установлен памятник Савве Мамонтову, который много хорошего сделал для нашего города.

Воспитатель: Отправляемся дальше. Мы остановились у старинного здания из красного кирпича. Что интересного здесь находится?

Дети: Это музей игрушки. В этом музее собраны разные игрушки наших бабушек и прабабушек, народные игрушки, богородские игрушки, дымковские игрушки. Здесь же находится игрушка, которая родилась у нас в Сергиевом Посаде это матрешка.

Воспитатель: Продолжаем наше путешествие. На минуту остановимся возле этого памятника. Как он называется?

Дети: Вечный огонь.

Воспитатель: А почему он так называется?

Дети: Этот огонь горит всегда, никогда не угасает. Он горит как память о солдатах, погибших в войне, защищавших нашу большую и малую Родину. И мы тоже хотим когда вырастем защищать и беречь свою родную землю.

Воспитатель: А теперь мы окажемся в другой части города.

Физкультминутка.

Мы по городу гуляем,

Воспитатель: Где мы с вами оказались? Это красивое, светлое помещение находится на первом этаже жилого дома. Что здесь находится?

Дети: Библиотека имени А. С. Горловского. С мамой и папой мы любим сюда ходить на интересные праздники и берем читать книжки.

Воспитатель: Недалеко от библиотеки находится ещё одно красивое здание. Что это?

Дети: Дворец культуры имени Ю. А. Гагарина, первого космонавта Земли.

Воспитатель: Кто хочет рассказать, что здесь происходит интересного?

Дети: Здесь проводят разные концерты, детские праздники, конкурсы. Во дворце работают кружки для взрослых и детей.

Воспитатель: продолжаем наше путешествие и перед нами историко-художественный музей-заповедник. Что мы узнаем, посетив этот музей?

Дети: Мы узнаем о том, как люди жили раньше.

Воспитатель: Назовите, что вы видели в этом музее?

Дети: В этом музее хранятся различные иконы, старинные книги, золотые и серебряные предметы, картины, предметы быта, фотографии.

Воспитатель: Наш город бережно хранит память о тех людях, которые его построили, сделали красивым, защищали в годы войны.

До следующей достопримечательности нам придется идти долго.

Физкультминутка. Мы по улице идём

Воспитатель: Дети, куда мы с вами пришли?

Дети: мы пришли к Лавре, к памятнику Преподобному Сергию Радонежскому. Это основатель нашего города.

Воспитатель: Правильно, ребята. Этот величественный памятник у стен Троице-Сергиевой Лавры установлен Сергию Радонежскому, которого так любят и уважают русские люди. А теперь садитесь поудобнее и слушайте.

(Дети садятся, из зала выносится стенд со схемой города. На центральной стене раздвигается занавес, появляется пейзаж: русская природа, деревянная церковь, изображение Преподобного Сергия. На экране появляется Слайд №1)

Слайд 2. Звучит колокольный звон.

Выходит воспитатель 2 (сказительница.)

Воспитатель 2 (Сказительница) : Здравствуйте, ребята! Здравствуйте, гости дорогие! Я предлагаю вам перенестись в далекое прошлое. Это было давным-давно, когда ещё на свете не было ни вас, ни ваших родителей и даже их бабушек и дедушек ещё не было.)

И вот в те давние времена недалеко от города Ростова Великого жили хорошие добрые люди – Кирилл и Мария с тремя сыновьями.

Слайд 3. Памятник семье Сергия

Все трое были хорошими и послушными сыновьями.

Воспитатель 2 (Сказительница) : А каким был Варфоломей в детстве?

Примерные ответы детей : Это был послушный, прилежный, тихий, скромный, услужливый мальчик, старался всем помочь.

Воспитатель 2 (Сказительница) : Варфоломей был добрый, тихий и трудолюбивый. Он очень любил своих родителей, всегда помогал им и слушался. Мальчик выделялся своей особой скромностью и серьёзностью. А по возрасту он был чуть-чуть старше вас.

Воспитатель 2 (Сказительница) : К чему стремился Варфоломей? Получалось ли у него?

Дети: Варфоломей очень хотел научиться читать. Но он никак не мог понять, как это Воспитатель 2 (Сказительница) : буквы в слова складываются. И несмотря на все старания, мальчика, у него ничего не получалось.

Воспитатель 2 (Сказительница) : Да вот беда: никак не давалась учеба мальчику в школе, читать у него совсем не получалось. Память хорошая, а буквы запомнить не может. Учитель его наказывал, ребята над ним посмеивались. Не сердился на них Варфоломей, а только трудился смиренно и упорно.

Днем и ночью мальчик старался научиться грамоте, постоянно думал о том, как ему же научиться читать.

Воспитатель 2 (Сказительница) : Кто помог Варфоломею научиться читать?

Дети: Однажды, когда Варфоломей пас лошадей, под дубом на поляне он увидел монаха с длинной белой бородой.

Слайд 4. Тот ласково подозвал мальчика к себе, и Варфоломей, сам не зная почему, рассказал старцу о своей беде. Старец проводил мальчика домой, привёл его к родителям и попросил его почитать. Взял Варфоломей книгу и вдруг стал читать! Мальчик и сам не понимал, как это у него выходит, но он читал. А старец исчез, как и не бывало. И с тех пор Варфоломей стал лучшим учеником в школе.

Воспитатель 2 (Сказительница) : Ребята, а как вы думаете, за какие добродетели старец помог Варфоломею?

Дети: За его послушание, смирение, терпение, трудолюбие

Воспитатель 2 (Сказительница) : А как вы поступаете, когда у вас что-то не получается в игре, в труде?

Дети: Если что-то не получается в игре, в труде, нужно постараться, чтобы получилось.

Воспитатель 2 (Сказительница) : Варфоломей такой же мальчик как вы. Но своим усердием и старанием, трудолюбием, чистыми помыслами и добротой снискал уважение старца и тот помог ему научиться читать.

Воспитатель 2 (Сказительница) : Шли годы. Варфоломей вырос. Семья переселилась поближе к Москве, в село Радонеж. Когда родители умерли, Варфоломей с братом ушел в лес, чтобы жить там уединенно. Но брат не выдержал трудной жизни в лесу, ушёл, и Варфоломей остался один, стал жить уединённо отшельником, монахом.

И стал он называться Сергием, Сергием из Радонежья, Сергием Радонежским.

Воспитатель 2 (Сказительница) : Что построил Сергий в лесу?

Дети: Сергий построил себе избушку и маленькую церковь. И назвал ее Троицкой.

Воспитатель 2 (Сказительница) : Среди лесов на большом, поросшим густым лесом холме Маковец, построил Сергий небольшой домик, и рядом маленькую деревянную церковь в честь пресвятой Троицы. Из этой маленькой деревянной церквушки и вырос затем на горе Маковец Троице-Сергиев монастырь.

Воспитатель 2 (Сказительница) : Несколько лет жил Сергий в лесу один. Долго ли, коротко ли, появился у нашего отшельника товарищ.

Воспитатель 2 (Сказительница) : Какой «товарищ «появился у Сергия?

Дети: К Сергию стал приходить большой медведь. Сергий всегда делился со своим косолапым другом куском хлеба. Слайд 5. Слайд 6

Воспитатель 2 (Сказительница) : Однажды вышел Сергий из избушки и видит : ходит вокруг нее большой медведь. Доброта у Сергия была сильнее страха. Вынес он из избушки хлеб и положил на пенек. Медведь съел хлеб и ушел. Но с тех пор повадился приходить за угощением. И Сергий всегда по-братски делился со своим косолапым другом. А когда хлеба оставалось так мало, что и делить-то нечего, тогда последний кусок шел Мишке. Человек может и потерпеть, а животное терпеть не может.

Воспитатель 2 (Сказительница) : Как вы думаете, какие добродетели здесь проявились у Сергия? Дети: Доброта, терпение, милосердие, забота о животном.

Воспитатель 2 (Сказительница) : Да, мы можем поучиться у этого отшельника быть добрыми, заботливыми, внимательными. Я думаю, что и вы всегда заботитесь о братьях наших меньших.

Давайте поиграем и вспомним пословицы о доброте.

Игра «Передай колокольчик»Дети встают в круг, и, передавая друг другу колокольчик, говорят пословицы о доброте).

Воспитатель 2 (Сказительница) : Прошло время. В лес к отшельнику стали приходить люди и селиться с ним рядом. Жили вместе по-братски. Вместе стали строить Троицкий монастырь.

Воспитатель 2 (Сказительница) : Какие работы приходилось выполнять Сергию?

Дети: Сергий много трудился, сам валил деревья, таскал бревна, пилил дрова, носил воду, пек хлеб, шил одежду и помогал всем людям, что приходили к нему за помощью.

Как вы думаете, был ли этот труд лёгким?

Дети: Труд был нелегким, тяжелым.

Воспитатель 2 (Сказительница) : Труд – это дело, требующее усилий, стараний и заботы, он является источником жизни любого человека. Преодолевая трудности, человек становится умнее, сильнее, добрее. Слайд 7. Слайд 8Слайд 9

Воспитатель 2 (Сказительница) : Монахи стали просить Сергия Радонежского быть в их братии старшим, руководить жизнь людей в монастыре. Долго не соглашался на это Сергий, по своей скромности не хотел он быть главным среди братьев-монахов. Но со временем он стал настоятелем Троицкого Монастыря. Сначала монастырь был деревянным, несколько церквей, домиков за большим деревянным забором вокруг для защиты от зверей - вот и получился монастырь. Слайд 10.

Воспитатель 2 (Сказительница) : Каким был Сергий, когда он стал главным среди братьев- монахов?

Дети: Сергий оставался тихим, скромным, кротким, работящим.

Воспитатель 2 (Сказительница) : Став главным среди братьев-монахов Сергий оставался тихим, скромным, кротким, работящим. Он себя не выделял и между людьми разницы не делал. И бедного крестьянина и богатого почитал и любил одинаково. Аза это его все любили и пичитали.

Воспитатель 2 (Сказительница) : Дети, а какие деяния Сергия Радонежского живут в памяти людей?

Ответы детей :

1. Сергий Радонежский был первым строителем монастыря, а вокруг Троицкой Лавры поселились люди и основали город Сергиев Посад. Лавра стала могучей крепостью, когда враги совершали набеги на нашу землю, стены монастыря укрывали людей от стрел и от огня врагов. Сначала монастырь был деревянный, а потом – каменный. Слайд 11.

2. Сергий Радонежский нашёл святой источник, из которого до сих пор люди берут воду.

Слайд 12. Слайд 13

2. Сергий Радонежским первым начал делать деревянные игрушки и дарить их детям у стен монастыря. Потом, по этой традиции, в нашем городе стали делать деревянные игрушки мастера.

лайд 14

4. Сергий Радонежский благословлял на бой с врагами русских воинов (князя Дмитрия Донского, монахов Александра Пересвета и Родиона Ослябю. Слайд 15. Слайд 16. Слайд 17. Слайд 18. Слайд 19. Дети, посмотрите на эту икону, на доброе, мудрое лицо старца. Сергий Радонежский своим примером учил людей самому важному. Чему?

Дети: Правде, добру, любви к ближнему, любви к Родине, учил трудолюбию и благородству.

Все эти качества и сейчас ценятся в русских людях.

Звучит колокольный звон. Сказительница уходит. Слайд 20. Слайд21Слайд 22

Воспитатель: Неслучайно, в Троице-Сергиевой Лавре всегда много гостей не только из нашей страны, но и со всего мира. К Преподобному Сергию Радонежскому до сих пор идут люди с просьбой, и он помогает.

Сегодня вы меня порадовали тем, что много знаете о родном городе и его основателе. И я надеюсь, что вы тоже будете добрыми, отзывчивыми, трудолюбивыми людьми и вашими трудами наш город станет ещё прекраснее. Ведь не зря говорят: «Жизнь дана на добрые дела…»

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Беседа по духовно-нравственному воспитанию для детей старшей группы «Самое страшное» Технологическая карта (конструкт) интегрированной НОД беседа на тему: «Самое страшное» на основе ФГОС ДО Разработала и провела: воспитатель.

Итоговое занятие по социально-коммуникативному развитию детей старшей группы Цель: закрепить знания: • Моральные нормы (взаимопомощь, сочувствие, справедливость, доброжелательность, отзывчивость, вежливость, благодарность).

Конспект мероприятия по духовно-нравственному воспитанию в старшей группе «Свет далекой звезды»Конспект мероприятия по духовно-нравственному воспитанию в старшей группе «Свет далекой звезды» Рождество - самый светлый, таинственный и долгожданный праздник. Когда-то в России Рождество отмечали в каждом доме. К сожалению, большая.

Конспект занятие по духовно — нравственному развитию детей в средней группе на тему «Улыбка спасет мир!» Конспект занятия по духовно - нравственному воспитанию в средней группе на тему: «Улыбка спасет мир!» Интеграция образовательных областей:.

Конспект занятия по духовно-нравственному воспитанию в старшей группе «Чудо Рождества» Цель: - формировать представления детей о празднике Рождества Христова, об истории рождения Иисуса Христа; - воспитывать любовь, милосердие.

Конспект занятия по духовно-нравственному воспитанию в подготовительной группе «Преподобный Сергий Радонежский» «Святитель земли Русской-Преподобный Сергий Радонежский» Цели: - рассказать детям о святом Сергии Радонежском; - обращать внимание детей.

ООД по духовно-нравственному развитию «Православный праздник «Крещение Господне» Актуальность: Сегодня в России очень сложная экономическая и политическая обстановка, и поэтому я считаю, что возрождение духовно-нравственного.

Открытое занятие «В гостях у Дуняши» по духовно-нравственному воспитанию для детей первой младшей группыОткрытое занятие «В гостях у Дуняши» по духовно-нравственному воспитанию для детей первой младшей группы Организация непрерывной непосредственно образовательной деятельности детей в первой младшей группе «Сказка» По теме: «В гостях у Дуняши.

«Незабудка». Занятие по духовно-нравственному воспитанию для детей 6–7 лет Занятие «Незабудка» для детей 6 – 7 лет Цель: дать знания детям о духовных добродетелях: доброжелательность, милосердие. Задачи: - Учить.

Занятие в подготовительной группе по духовно-нравственному воспитанию «Богатыри земли русской» Программное содержание: 1. Формировать представление о героическом прошлом русского народа Древней Руси, великих русских богатырях - защитниках.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Итоговое занятие по проекту «Наш город Сергий основал» в старшей группе по духовно-нравственному развитию детей
Опубликовано: 28 июня 2016 в 18:31
+10Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Итоговое занятие по проекту «Наш город Сергий основал» в старшей группе по духовно-нравственному развитию детей» (включая файлы) размещена пользователем Людмила Семенчинская (УИ 438765) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД