ольга лисичкина
Итоговое занятие по экологическому воспитанию
▼ Скачать + Заказать документы
Внеклассное занятие для детей начальных классов с ограниченными возможностями здоровья.
Цель: развитие у учащихся ответственного отношения к окружающей среде и безопасного поведения в природе и быту.
Задачи:
- формировать потребность и привычки экологически целесообразного поведения и здорового образа жизни;
- развивать стремления к активной деятельности по охране окружающей среды;
- способствовать коррекции эмоционально – волевой сферы
учащихся с ограниченными возможностями здоровья;
- учить детей давать полный развёрнутый ответ на вопрос, развивать речь.
Публикация «Итоговое занятие по экологическому воспитанию» размещена в разделах
Оборудование: ноутбук, текст, разделённый на буквы «Человек может развиваться только в контакте с природой, а не вопреки ей», кружки красного, синего, черного цвета, мяч, экознаки сделанные детьми на предыдущих занятиях, нарисованный на доске кроссворд, листы с нарисованными правыми и левыми следами и ладошками.
Оформление класса: выставка рисунков и творческих работ, экологическая литература, плакаты о природе.
Музыкальное оформление: весёлые детские песни.
Орг момент:
Здравствуй, друг! Пожимают друг другу руки.
– Как ты тут? Ласково треплют за ушко.
– Где ты был? Разводят руки в стороны, приподнимают плечи.
– Я скучал! Прикладывают правую руку к сердцу.
– Ты пришел? Постукивают по плечу.
– Хорошо! Обнимают друг друга.
Я рада видеть вас всех здоровыми, весёлыми! Мне очень хочется, чтобы такое настроение у вас оставалось не только на нашем занятии, но и на целый день! А для этого мы должны чаще улыбаться и помогать друг другу.
Учитель: Прошу вас занять свои места. Выровняться, расправить плечи и спины, и всё занятие не забывать про свою осанку!
Озвучивание темы:
Учитель: послушайте пожалуйста стихотворение
Мы заведём разговор о том,
Что вся Земля - наш общий дом.
Наш добрый дом, просторный дом
Мы все с рожденья в нём живём.
Ещё о том пойдёт тут речь,
Что мы наш дом должны сберечь.
Давайте докажем, что не зря
На нас надеется земля!
Развеем над нею и тучи и дым,
В обиду её никому не дадим!
Учитель: Как вы считаете, ребята, о чём это стихотворение? (ответы детей)
- Да вы правы, мы сегодня поговорим о нашем общем доме, о самой загадочной и неизведанной, о самой красивой и родной планете Земля.
- и наше занятие мы проведём в форме устного журнала под названием «Экологический калейдоскоп»
Ход занятия:
Учитель: Итак, каждый из нас может любить, беречь, ценить природу, но невозможно любовь без знаний. И сегодня мы пройдёмся по страницам журнала, в ходе весёлых заданий на серьёзные темы мы вспомним некоторые понятия, закрепим полученные экологические знания.
Учитель: За каждый правильный ответ, каждый из вас будет получать один пазл, кто правильно соберёт картинку в конце занятия, тот и получит звание «Лучший житель планеты Земля».
1 страница «Кроссворд»
Учитель: Ребята, какой прекрасный, удивительный мир нас окружает – леса, поля, реки, моря, озёра, горы, солнце, животные, птицы. Это природа! Наша жизнь неотъемлема от неё. Природа кормит, поит, одевает нас. Она щедра и бескорыстна. И всё это называется?
- А, вот чтобы узнать, как это называется вам надо разгадать кроссворд. Я задаю вопрос, кто знает ответ, поднимает руку. Подходит к доске и вписывает слово.
Учитель: Всё верно – это экология. Ребята, а кто нам ответит, что такое экология? Экология это… (Ответы детей)
Всё верно, вы правильно ответили. А мы перелистываем страницу.
2. страница «Лесная викторина»
Учитель: Я задаю вам вопрос, кто знает ответ поднимает руку. Думайте, не торопитесь.
1. Какое хвойное дерево сбрасывает на зиму хвою? (лиственница)
2. Можно ли вырубить в лесу все дуплистые деревья? (нет, в них гнездятся птицы и летучие мыши)
3. Какие растения можно использовать в лесу для заварки чая? (земляника, малина, душица и др.)
4. Какие растения в лесу можно использовать для лечения простуды? (мать-и-мачеха, чабрец, земляника и др.)
5. Из древесины какого дерева делают спички? (осина)
6. Древесина каких деревьев идет на изготовление бумаги и даже искусственного шелка? (ель, сосна)
7. Как избежать солнечного удара с помощью одной известной травы? (лапух на голову)
8. Какое дерево, как и береза, дает сладкий сок? (Клен.)
9. Какое травянистое растение зацветает первым? (Мать-и-мачеха)
10. Как называется лес, в котором растут только сосны (Бор)
11. О каком дереве говорят, среди лета метелица, снег летит и стелиться (Тополь)
12. Назовите плод дуба (Жёлудь)
13. Как называется дерево с белой корой (Берёза)
14. Народное название сибирской сосны (Кедр)
Учитель: Молодцы, вы отлично помните всё, что мы с вами говорили на наших занятиях.
- Следующая страница очень сложная, будьте внимательны!
3 страница «Эрудит»
Учитель: На этой странице все буквы рассыпались. Каждому из вас нужно собрать из данных вам букв своё слово, а потом всем вместе составить высказывание русского писателя Виталия Валентиновича Бианки, которое мы читали и запоминали на наших занятиях («Человек может развиваться только в контакте с природой, а не вопреки ей»).
- В игру которая будет на следующей странице мы с вами уже играли, но вопросы здесь совсем другие.
4 страница «Экомячик»
Учитель: Чтобы пройти эту страницу, вам надо встать со своих мест и сделать круг. Вы передаёте мяч друг другу, у кого мяч остался в руках, отвечает на мой вопрос.
Учащиеся говоря все вместе:
«Ты катись наш экомячик,
Долго-долго по рукам,
У кого остался мячик,
Тот сейчас расскажет нам…».
1. В городе (крупном промышленном центре) удалили все зелёные насаждения. К чему это может привести?
2. Потерпело аварию судно, которое везло нефть. Она вылилась в море, растеклась по его поверхности, покрыла берега. Какие экологические последствия может повлечь за собой эта авария?
3. Мелкие комары и мошки в некоторых районах сильно досаждают человеку. Что произойдёт с природной средой, если полностью уничтожить этих насекомых с помощью ядохимикатов?
4. В водоём (не большой по размерам) с окружающих его полей с дождями и талым снегом смываются удобрения, ядохимикаты. Сделайте экологический прогноз возможных последствий этого явления.
5. В городе произошло наводнение, какие последствия нас ждут?
6. Какие возможные причины возникновения пожара в лесу могут быть?
7. Произошёл взрыв на атомной станции, какие последствия?
Учитель: Молодцы, ребята, вот к каким масштабным последствиям может привести наша порой беспечность или трагические обстоятельства. Будьте всегда внимательны и осторожны!
5 страница «Экологический светофор»
Учитель: Экологический светофор установлен для того, чтобы охранять природу и помогать детям соблюдению правил разумных взаимоотношений с природой.
Ранее мы говорили, что означают цвета на экологическом светофоре.
-- Давайте повторим! (Ответы детей)
- Чёрный цвет – стой! Твои действия приносят вред окружающей среде.
- Красный цвет – будь осторожен! Постарайся не нанести вреда природе своими действиями! Соблюдай меру и правила!
- Синий цвет – ты настоящий друг и защитник природы! Твои действия полезны для неё! Продолжай помогать природе!
Учитель: Я буду зачитывать вам ситуацию, а вы будите показать кружки чёрного, красного, синего цвета, в зависимости от того решения, которое вы принимаете
1. Дети оставили костёр в лесу. (ч)
2. Ребята срезают грибы ножиком. (к)
3. Ученики очищают парк от мусора. (с)
4. Ребята поймали снегиря и посадили в клетку. (ч)
5. Дети вешают кормушку. (с)
6. Дети ловят в пруду головастиков. (ч)
7. Мальчики рассматривают жука. (к)
8. Дети развешивают скворечники в парке. (с)
9. Мальчик вырезал перочинным ножом свои инициалы на дереве.
10. Ученица принесла в школу на урок гербарий из редких и исчезающих растений, занесённых в Красную книгу своего края.
11. Дети убрали за собой весь мусор после пикника (с)
12. Весь собранный мусор ребята выкинули в реку (ч)
13. Мальчишки сделали рогатку для сохранения птиц (ч)
14. Туристы внимательно рассмотрели муравейник и пошли дальше (с)
Учитель: Вы правильно ответили на все вопросы и нам пора отдохнуть.
6 страница «Спортивная»
Учитель: На этой странице мы немного отдохнём и пройдем по лесной тропе.
(На пол разложить листы бумаги с изображением следов и ладошек правых - левых. Детям нужно пройти по тропинке, правильно поставив на след ногу или руку)
Учитель: Преодолев такую сложную и в то же время весёлую лесную тропинку мы попали на следующую страницу.
7 страница «Загадочная»
Учитель: Эта страница не обычная, загадки здесь не простые, чтобы на них ответить надо внимательно слушать и думать. Не торопитесь, кто знает ответ поднимает руку.
1. Несла женщина в ведре сто яиц, а дно выпало. Сколько яиц осталось? (Ноль)
2. На березе 6 больших шишек и 3 маленьких. Сколько всего шишек? (Ноль)
3. По чему в лес ходят? (По земле)
4. Под каким кустом сидит заяц, когда идет дождь? (Под мокрым)
5. У коровы две передние ноги, две задние, да еще две левые и две правые. Сколько ног всего? (Четыре)
6. Может ли страус назвать себя птицей? (Он не разговаривает)
7. Какая птица из яйца родится, а яйца не несет? (Петух)
Учитель: Какие вы все эрудированные и внимательные, а мы дошли до последней страницы нашего журнала.
8. Страница «Экознаки».
Учитель: И на последней страницы сегодня мы вспомним правила поведения в лесу.
-У каждого из вас есть экологический знак, который обозначает правила поведения в лесу. Эти правила нужно объяснить, расшифровав знаки. (Ответы детей)
Учитель: Молодцы! Я верю, что вы все не сделаете ничего плохого нашей природе!
Учитель: И так сегодня мы прочитали лишь некоторые страницы нашего журнала, в котором осталось ещё много не прочитанного. А прочитав и изучив его до конца вы научитесь видеть красоту природы и станете не только созерцателями, но и активными участниками по её спасению и преумножению.
Подведение итога :
Учитель: И подводя итоги нашего занятия мы посмотрим, кто же у нас «Лучший житель планеты земля». (Проверить собранные пазлы)
--Молодцы вы все лучшие!
Учитель: Ребята, что же поучительного, а может быть и нового запомнилось из нашего занятия? (Ответы детей)
Учитель: На этом наше занятие закончено. Я желаю вам, чтобы в вашей жизни никогда не было ни экологических угроз, ни экологических катастроф.
Всем спасибо за внимание!