Елена Сыроватская
Итоговый практико-ориентированный проект «НОД с использованием инновационных педагогических технологий»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Волшебный мир
С. Я. Маршака»
«Спокойно. Мудро. С чувством собственного достоинства.
Его творчество стало частью души нескольких поколений детей.
И не только детей.
Он подарил прекрасную поэзию для детей, которой мы по праву гордимся. Она,как радуга, многообразна и едина. Принадлежит сразу и небу, и земле».
(Б. Копалыгин этюды о С. Я. Маршаке).
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…3
I Этап. Подготовительный…9
II Этап. Основный…. 10
Заключение…. …14
Библиографический список…16
Введение
Публикация «Итоговый практико-ориентированный проект „НОД с использованием инновационных педагогических технологий“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» сентябрь 2016
Дошкольное детство – важный этап в воспитании внимательного, чуткого читателя, любящего книгу, которая помогает ему познавать мир и себя в нем, формировать нравственные чувства и оценки, развивать восприятие художественного слова. Любой ребенок является читателем, даже если он не умеет читать, а только слушает чтение взрослых. Он выбирает и воспринимает то, что будет слушать то, что ему интересно.
Социологические исследования в нашей стране и за рубежом выявили негативные тенденции:
• заметное снижение интереса к чтению у младших дошкольников;
• резкое сокращение доли чтения в структуре свободного времени детей из-за того, что телевидение, видео, компьютер практически вытеснили книгу из их жизни;
• подмена подлинной детской художественной литературы суррогатами массовой культуры.
Актуальность этой проблемы стала причиной принятия Национальной программы поддержки и развития чтения русской художественной литературы, классиков культурного наследия.
Одним из любимых авторов дошкольного детства является С. Я. Маршак. Понимая, что программа поддержки развития, желания к чтению предполагает долгосрочную перспективу, мы решили внести посильный вклад в приобщение детей к книге, формирование грамотного и вдумчивого читателя.
Произведения Самуила Яковлевича Маршака близки и понятны детям. Он всю свою жизнь был верным товарищем и добрым другом детей. Самуил Яковлевич показал, что стихами можно рисовать цветные картинки мира, рассказывать занимательные и поучительные истории и сказки, можно отлично высмеять врага и можно вызвать в человеке интерес, раздумье, сочувствие к несчастью, научить мечтать о будущем, весело и с толком работать, познавать окружающий мир. Произведения С. Я. Маршака не только понятны и интересны детям, они дидактичны своим содержанием. Какой только темы не охватили они: азбука и счет, дикие и домашние животные, почта, транспорт, пожарная часть, цирк, школа, библиотека, профессии и ремесла, временные понятия, нравственное и патриотическое воспитание.
Целью проекта НОД является ознакомление детей с творчеством С. Я. Маршака.
Для достижения поставленной цели, необходимо решить ряд следующих задач:
• Познакомить детей с творчеством С. Я. Маршака;
• Углубить знания детей о животном мире через произведения С. Я. Маршака;
• Формировать у детей эмоционально-образное восприятие произведений через художественное описание образов;
• Воспитывать способность наслаждаться художественным словом;
• Посредством произведений С. Я. Маршака способствовать воспитанию у детей добрых чувств, интереса и любви к животным, сочувствия к попавшим в беду;
• Учить договариваться, делиться, помогать, оказывать поддержку в работе, проявлять интерес к выполненному заданию;
• Расширять представления родителей о детской литературе;
• Приобщить родителей к семейному чтению литературных произведений.
Участники:
• Воспитатели
• Дети
• Родители
Сроки реализации:
Краткосрочный проект (2 недели)
Этапы реализации проекта
1 этап - подготовительный (неделя)
Цель: обсуждение целей и задач проекта с родителями и детьми, создание условий, необходимых для реализации проекта.
На данном этапе предполагается провести следующие мероприятия:
• Консультация для родителей по теме «Ребёнок и книга»;
• Акция «Подари книгу детскому саду» произведения С. Я. Маршака;
• Оформление родительского уголка: размещение статей, связанных с жизнью и творчеством писателя;
• Анкетирование среди родителей по теме «Любите ли вы читать?»;
• Конкурс среди родителей и их детей на тему «Обложка для книжки» (предоставить иллюстрацию к понравившемуся произведению С. Я. Маршака);
• Подбор наглядно-дидактических пособий, демонстрационного материала для занятий, набора игрушек.
2 этап - основной (НОД)
Цель: реализация основных видов деятельности по направлениям проекта. Презентация.
На данном этапе предполагается провести следующие мероприятия:
• Оформление книжного уголка;
• Кукольно – театрализованное представление для детей по произведению С. Я. Маршака «Сказка о глупом мышонке»;
• Выставка рисунков по произведениям писателя.
3 этап - итоговый (5 дней)
Цель: сбор и обработка методических и практических материалов, соотнесение поставленных и прогнозируемых результатов с полученными, обобщение материалов проекта.
При условии реализации данного проекта можно предположить следующие результаты:
• Создание в группе необходимых условий по ознакомлению детей с творчеством С. Я. Маршака;
• Создание системы работы по ознакомлению детей с произведениями С. Я. Маршака.
• Создание мини – библиотеки произведений С. Я. Маршака;
• Организация выставки иллюстраций по произведениям С. Я. Маршака.
• Активное участие предположительно 80% родителей в реализации проекта.
• Формирование бережного отношения детей к живому миру природы.
• Формировать способность детей договариваться, оказывать друг другу поддержку.
• Развивать умение детей высказывать свои предположения
• Повысить у детей и родителей интерес к художественной литературе;
• Возродить традицию домашнего чтения.
Оценка эффективности по итогам работы проводится по трё м направлениям: дети, родители, педагоги.
1. Оценка заинтересованности детей, их успешности в общем деле отслеживается через наблюдения и анализ детской деятельности, занятий, бесед с детьми.
2. Оценка заинтересованности и участия в проекте родителей происходит через их участие в проведении совместных мероприятий, анализ участия родителей в подготовке условий деятельности детей, участие в конкурсах.
3. Оценка активизации деятельности педагогов отслеживается по качеству проведения работы с детьми в рамках проекта.
Оборудование и материалы:
1. Книги С. Я. Маршака;
2. Иллюстрации к произведениям С. Я. Маршака;
3. Слайды и видеоматериалы;
4. Фотоаппарат;
5. Компьютер;
6. Материалы для продуктивной изобразительной деятельности.
ЭТАП I. Подготовительный
1. Консультация для родителей по теме «Ребёнок и книга»
2. Акция «Подари книгу детскому саду» произведения С. Я. Маршака
Цель: приобщить родителей к созданию мини-библиотеки С. Я. Маршака, продолжать формировать у родителей и детей желание принимать участие в проведении мероприятий в группе.
Участники: родители и дети
3. Оформление родительского уголка: размещение статей, связанных с жизнью и творчеством писателя
Цель: просвещать родителей, расширить представления родителей о творчестве С. Я. Маршака.
Участники: воспитатели
4. Анкетирование среди родителей по теме «Любите ли вы читать?»
Цель: определить отношение родителей к книгам; выявить степень заинтересованность родителей в просвещении своего ребёнка
Участники: воспитатели, родители
5. Конкурс среди родителей и их детей на тему «Обложка для книжки» (предоставить иллюстрацию к понравившемуся произведению С. Я. Маршака)
Цель: приобщить родителей к семейному чтению литературных произведений; развивать желание участвовать в различных конкурсах, акциях.
Участники: родители, дети
6. Подбор наглядно-дидактических пособий, демонстрационного материала для занятий, наборов игрушек
Цель: создать условий для изучения творчества С. Я. Маршака театрализованного представления по сказке С. Я. Маршака «Сказка о глупом мышонке».
ЭТАП II. Основной
Кукольно – театрализованное представление для детей по произведению С. Я. Маршака «Сказка о глупом мышонке»
Цель: ознакомить со сказкой С. Я. Маршака, углубить знания детей о животном мире, развивать художественно-эстетические чувства, способствовать воспитанию у детей отношение, и любовь к животным, сочувствия к попавшим в беду, развивать наблюдательность и внимание.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Во время реализации данного проекта участие приняли дети второй младшей группы №9 «Радуга» в количестве 13 человек, родители - 11 человек, воспитатели - 2 человек. Были получены следующие результаты:
1. В группе были созданы необходимые условия по ознакомлению детей с творчеством С. Я. Маршака:
• Создана мини – библиотека произведений С. Я. Маршака;
• Организована выставка рисунков по произведениям писателя;
2. Большинство детей стали относится к книге не только как к развлечению, но и как к источнику познавательных интересов;
3. Дети стали бережнее относится к живому миру природы;
4. Повысилась способность договариваться, оказывать друг другу поддержку;
5. Дети научились высказывать свои предположения.
Оценка эффективности по итогам работы
Оценка эффективности по итогам работы проводилась по трё м направлениям: дети, родители, педагоги.
1. Оценка эффективности работы с детьми.
Наблюдение и анализ детской деятельности показали, что дети получают эстетическое наслаждение от прослушиваний произведений писателя. Они не только познакомились с творчеством С. Я. Маршака, но и через его замечательные сказки и стихотворения углубили свои знания о животном мире. У детей сформировалось эмоционально-образное восприятие произведений через художественное описание образов. Мы считаем, что изучение творчества С. Я. Маршака способствовало воспитанию у детей добрых чувств, интереса и любви к животным, сочувствия попавшим в беду. Благодаря тому, что в работе использовались разные виды деятельности: кукольно-театрализованное представление, оздоровительно-развивающее занятие, чтение, беседы, викторина, а также ИКТ, дети получили всестороннее развитие.
2. Оценка заинтересованности и участия в проекте родителей.
Оценка заинтересованности и участия в проекте родителей происходила через их участие в проведении совместных мероприятий: акция «Подари книгу детскому саду» (приобретение в группу книг с произведениями С. Я. Маршака, конкурс на тему «Обложка для книжки», анкетирование. Результаты проведённых мероприятий показали, что родители охотно принимают участие в совместных работах. Об этом свидетельствуют книги, которыми пополнилась библиотека нашей группы, замечательные рисунки, выполненные по мотивам прочитанных сказок и стихотворений С. Я. Маршака. Анализ проведённого нами анкетирования говорит о том, что большинство родителей способствуют развитию своих детей, знакомят их с произведениями разных писателей, беседуют о прочитанном. Анкетирование также показало, что не все родители знакомы с творчеством С. Я. Маршака, поэтому работы проведё нные с родителями: консультация по теме «Ребёнок и книга», оформление родительского уголка: размещение статей, связанных с жизнью и творчеством писателя оказались целесообразными и актуальными.
3. Оценка активизации деятельности педагогов
Оценка активизации деятельности педагогов отслеживалась по качеству проведения работы с детьми в рамках проекта. Полученные результаты свидетельствуют о том, что воспитатели осознанно отнеслись к изучению творчества С. Я. Маршака. Для того чтобы процесс ознакомления детей с произведениями писателя был интересным и познавательным, был подобран соответственный демонстрационный материал: иллюстрации к сказкам, слайды, набор игрушек. Презентация проекта проходила в спокойной, радужной обстановке. Каждый этап проекта был хорошо продуман, соответствовал интересам и возможностям участников. Посредством выполнения задач, поставленная цель была достигнута.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Алябьева Е. А. Тематические дни и недели в детском саду: Планирование и конспекты. - М. : ТЦ Сфера, 2008. - 160с. (Программа развития).
2. Волчкова В. Н., Степанова Н. В. Конспекты занятий во второй младшей группе детского сада. Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. - Воронеж: ТЦ "Учитель", 2004. - 392с.
3. Детские подвижные игры народов СССР: Пособие для воспитателей детского сада/ Сост. А. В. Кенеман; Под ред. Т. И. Осокиной. - М. : Просвещение, 1989. - 239 с. : ил.
4. Ковригина Т. В., Косьяненко М. В., Павлова О. В. Комплексные занятия по программе “От рождения до школы” под ред. Вераксы Н. Е., Васильевой М. А., Комаровой Т. С. – Волгоград. – 2012. – 262с.
5. Колдина Д. Н. Игровые занятия с детьми 2-3 лет. - М. : ТЦ Сфера, 2010. - 144с. - (Ранний возраст).
6. Маршак С. Я. Лучшие стихи. – М. : Астрель, 2007. – 144с.
7. Маршак С. Я. Про все на свете: Стихи. – М. : Астрель, 2012. – 64с.
8. Маршак С. Я. Разноцветная книга. – М. : Астрель, 2011. – 111с.
9. Нищева Н. В. Картотека подвижных игр, упражнений, физкультминуток, пальчиковой гимнастики. - СПБ. : Детство-Пресс, 2008. - 64с. (Кабинет логопеда)
10. Черенкова, Е. Ф. Развивающие игры с пальчиками. - М. : РИПОЛ классик ДОМ. XXI век, 2009. - 186 с. - ("Азбука развития").