Наталья Данилова
Краткосрочный практико-ориентированный проект по патриотическому воспитанию дошкольников «Моя любимая станица Грушевская»
▼ Скачать + Заказать документы
«Моя любимая станица Грушевская»
«Моя малая Родина…
У каждого человека она своя,
но для всех является той,
путеводной звездой,
которая на протяжении всей жизни,
определяет очень много,
если не сказать всё!»
Чтобы воспитать в человеке чувство гордости за свою Родину, надо с детства научить его любить свой край, где он родился и вырос, природу, которая его окружает.
Дошкольное детство – важнейший этап становления личности. Одна из задач нравственного воспитания ребенка – воспитание любви к малой Родине, к родному краю.
Публикация «Краткосрочный практико-ориентированный проект по патриотическому воспитанию дошкольников „Моя любимая станица Грушевская“» размещена в разделах
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» сентябрь 2016
Перед тем как приступить к планированию работы, мною были проведены беседы с детьми по выявлению уровня знаний о родном крае, станице Грушевской и результаты показали необходимость усиления работы в данном направлении: расширение и углубление знаний о родной станице Грушевской.
Решением данной проблемы в нашей группе стала реализация проекта «Я люблю свою станицу Грушевскую». Работа над проектом имеет большое значение для познавательных интересов и патриотического воспитания детей.
Разрабатывая проект, изучила:
— Программу воспитания в д/с «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой 2015г.
— Методические рекомендации.
— «Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью» Н. В. Алёшиной.
«Родной край» под редакцией Р. И. Жуковской.
—Опыт коллег по патриотическому воспитанию в интернет ресурсах.
Тип нашего проекта – информационно-практико=ориентированный, групповой.
Продолжительность – два месяца.
Участники: дети, родители, воспитатели старшей группы.
Определили цель проекта :
Развивать чувство гордости за свою малую Родину.
Исходя из этой цели, мы поставили перед собой следующие задачи:
Для детей:
— Расширение представления детей о малой Родине –станице Грушевской.
— Формирование интереса к своей станице через ближайшее окружение – улицы, общественные и жилые здания, транспорт.
— Воспитание любви к своей малой Родине.
Для педагогов:
— Повышение профессиональной компетенции и педагогического мастерства, в процессе реализации проекта.
Для родителей: - участие в воспитательно — образовательной деятельности с дошкольниками.
Ожидаемые результаты проекта.
Для детей:
• осознанная радость и гордость за свою малую Родину;
• объединение детей общими впечатлениями, эмоциями, переживаниями;
• раскрытие интеллектуальных и творческих способностей, формирование суждений и оценок.
— Знание названия своей станицы, улицы, на которой живут, домашнего адреса.
Для педагогов:
Пополнение предметно-развивающей среды
подборка методических и дидактических материалов
подборка презентаций
Для родителей:
Повышение активности в участии в образовательно-воспитательном процессе детей,
Участие в выставке поделок «Грушевская в цветах»
Проект реализовали в три этапа.
На первом этапе для успешного решения поставленных задач мы создали соответствующую предметно-развивающую среду. В группе оформили патриотический уголок. Подобрали наглядный материал о родном крае, его достопримечательностях (иллюстрации, фотографии, художественные произведения. Оформили д/игры.
Вовлекли воспитанников и их родителей в поиск информации о родном поселке: подборе фотографий и иллюстраций.
Обрались за помощью к работникам Грушевской сельской библиотеки. С целью подготовки и проведения для детей экскурсий в библиотеку.
2 основной деятельный этап.
Затем приступили к реализации поставленных задач.
Основные знания по ознакомлению детей с малой Родиной, давали в процессе организованной образовательной деятельности, используя перспективное планирование по тематическому блоку «Моя станица- Грушевская». Эту тему старались пронести через все образовательные области: познание, коммуникация, чтение художественной литературы, художественное творчество, а также в образовательной деятельности входе режимных моментов.
В своей работе использовали:
Методы:
- словесные – беседы, чтение художественной литературы, прослушивание аудио;
- наглядные – наблюдения, экскурсии, рассматривание книг, иллюстраций, фотографий,презентаций.
- практические – дидактические игры, оформление альбома, изготовление поделок.
Приемы : обращение к жизненному опыту детей, исследовательские действия, игровые приемы.
Во время НОД на тему: «Большая и малая Родина»,«Моя родная станица» дети узнали, что мы живём в России, Ростовской области, станице Грушевская, являемся грушевчанами. Рассмотрели флаги России, Ростовской области. Обсудили, какие достопримечательности есть в Грушевской : (церковь Иоанна Богослова, Варварьинский храм, памятник погибшим воинам, также есть 2 школы, амбулатория, почта, д/сад, магазины); Дом культуры — куда ребята после д/сада ходят заниматься танцами, рисованием ; есть детские и спортивная площадки, где дети играют и занимаются спортом, стадион, где играют в футбол. Выяснили, где работают родители С целью уважения к людям, работающим в нашем селе. Дети узнали, что наша станица Грушевская не всегда была такой большой. Много лет назад все дома были расположены только вдоль берега реки Тузлов. Не было таких современных школ, амбулатории и детского сада. Ребята с интересом слушали и задавали много вопросов о прошлом нашей станицы и ее жителях. Играя, в д/игру «Кто, кем работает?», дети узнали, что в нашем д/саду работают взрослые многих профессий (повар, мед. сестра, прачка, воспитатель, музыкальный работник, директор, водитель, дворник и др.)
Посетили Грушевскую сельскую библиотеку, Дом культуры.
В нашем детском саду имеется мини-музей «Комната старинного быта». При посещении мини-музея дети знакомились с предметами быта наших предков, их названиями, предназначением, способами действия с ними.
Проводила беседы о том, что в нашей станице существует традиция : 9 мая, в день победы, к памятнику приходят взрослые и дети, пожилые люди и ветераны войны, чтобы почтить память погибших минутой молчания.
Свои впечатления дети отображали в продуктивной деятельности.
В группе с помощью родителей создали мини-музей, посвященный Великой Отечественной войне, просмотрели презентацию о ВОВ, участвовали в акции «Бессмертный полк», которая проводилась в нашем детском саду и в празднике, посвященном Дню Победы.
Наблюдения непосредственного окружения сочетали с чтением художественных произведений о Родине, «Донских казачьих сказок», рассматриванием картин и иллюстраций к книгам, также слушали песни о Родине и казачьи песни.
Просмотрели презентацию «Улицы станицы». Обращали внимание, что в станице Грушевская много улиц, каждая имеет своё название, много домов, у каждого дома есть свой номер. Закрепили название улицы, на которой находиться д/сад, называли улицу, на которой они живут. Подводили к пониманию, о необходимости каждому человеку знать свой домашний адрес.
В совместной деятельности по физической культуре играли в русские народные игры.
В организованной деятельности в ходе режимных моментов играли с детьми в дидактические игры: «Почтальон принёс письмо» (с целью закрепления домашнего адреса; «Назови, что за здание?» (с целью узнавания и называния зданий по фотографиям); «Разрезные картинки» (собирать из частей целую картинку); «Кто, кем работает?», «Кому, что нужно для работы?»;«Машины на нашей улице» (с целью закрепления названия транспорта).
С целью повторения названий знакомых улиц поиграли в с/р игру «Путешествие по улицам». Ребята с большим интересом называли свои улицы.
Также играли в сюжетно – ролевые игры: «Строители», «Семья», «Д/сад», «Шофёры», «Почта», «Больница», «Магазин» (с целью закрепления знаний о труде взрослых и формирования дружеских взаимоотношений, умения делиться игрушками, обращали внимание на культуру общения детей друг с другом).
Много внимания уделяли беседам и разговорам на темы: «Моя дружная семья», «Где и кем работают родители?», «Труд людей в станице», «Мы маленькие жители Грушевской». Такими беседами приучали детей участвовать в коллективном разговоре, задавать вопросы, отвечать на них и слушать ответы собеседников.
Обращали внимание детей на всё положительное, красивое, что происходит вокруг нас — строители строили новый детский сад, заасфальтировали дорожки, покрасили постройки во дворе. Подчёркивали, что всё это сделали люди, они старались, трудились для всех, их труд надо уважать, а сделанное ими беречь. Особое внимание уделяли на труд по благоустройству д/сада. Старались воспитать уважение к труду взрослых. Предлагали детям оказать дворникам посильную помощь (подмести дорожку, собрать мусор). На своём участке в д/с сажали цветы и подводили детей к пониманию, что также сделали наше село красивее, потому что наш д/с находится в родной станице. Посеяли семена и посадили маленький огород на участке детского сада с целью привития любви к труду жителей станицы. Во время наблюдений за сезонными изменениями в природе, учили любоваться красотой вокруг. Использовали художественное слово, стихотворения, приметы. В процессе наблюдений старались побуждать каждого ребёнка отражать своё отношение (нравиться, не нравиться, почему) Подчёркивали при этом, что в нашей станице много красивых мест : степь, поля, река и пруд и т. д. — всё это наша маленькая Родина.
Дети стали понимать, что они тоже могут, что – то сделать, чтобы родная станица была красивой и чистой (не сорить, не ломать, помочь взрослым посадить кусты, цветы в д /саду или во дворе своего дома).
Воспитывая у детей любовь к своему посёлку, старалась привести детей к пониманию того, что их станица – частица Родины, поскольку во всех местах, больших и маленьких, есть много общего: повсюду люди трудятся, соблюдают традиции, берегут и охраняют природу, отмечают праздники.
Для повышения педагогической компетенции родителей по данной теме была проведена консультация: «Роль семьи в воспитании у детей любви к малой Родине». Родительское собрание: «Нравственно – патриотическое воспитание детей в процессе проектной деятельности».
Рекомендовали родителям совершать целевые прогулки по станице. Уточнять, что находиться на улице, на которой они живут. Наблюдать, как станица готовится к празднику «День победы», принять участие в празднике, а также в решении проблем по благоустройству детского сада и своего двора, чтобы родители своим примером показывали своё отношение к своей маленькой родине.
Приняли активное участие в подготовке совместно с детьми выставки «Грушевская в цветах»
Оформили альбом «Моя любимая станица Грушевская»
3 Заключительный этап.
На заключительном этапе провели диагностику знаний детей, сделали анализ полученных результатов и сравнили их с результатом первой диагностики.
Анализ результатов показал, что в ходе проделанной работы дети получили и усвоили знания о станице Грушевская. Объединение различных образовательных областей в решении данной темы позволило детям создать целостную картину мира – свою малую Родину.
Ребята стали гордиться своей малой Родиной, стали открытыми в проявлении чувств: они говорят о своей любви к станице, родной природе, проявляют уважение к ветеранам, людям-труженикам, проявляют желание узнавать историю родного края, любознательность. У детей развилось умение сравнивать и сопоставлять события и явления, появилось разграничение старого и нового, умение воспринимать конкретные исторические события, возрос познавательный интерес. В процессе работы по ознакомлению дошкольников с малой Родиной у детей обогатился и активизировался словарь, сформировался интерес к исследованию природы родного края, значительно расширилось представление об окружающем мире.
Результатом работы так же явились положительные изменения в отношении родителей к проблеме патриотического воспитания. У родителей выработалась активная позиция, появилось чувство ответственности за духовно-нравственное становление детей.
Таким образом,можно сделать вывод,что цель проекта нами была достигнута.
В дальнейшем решили продолжать работу по изучению родного края в подготовительной группе в новом проекте «Мой край-казачий край», где ребята планируют узнать историю казачества своей станицы, своих предков- казаков.