Оксана Воронина
Использование образовательных технологий в развитии связной речи старших дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Готовность или неготовность старших дошкольников к школе определяется речью. Именно при помощи письменной и устной речи будущему школьнику предстоит в дальнейшем осваивать всю систему знаний. Поэтому существует необходимость поиска эффективных технологий оптимизации речевого развития.
В своей педагогической практике применяю педагогические технологии, направленные на развитие умственных способностей и создание творческого продукта в речевой деятельности.
Публикация «Использование образовательных технологий в развитии связной речи старших дошкольников» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Старшая группа
- Темочки
Мнемотехника - «искусство запоминания» - система методов и приёмов, обеспечивающих успешное освоение детьми знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание структуры рассказа и даже стихотворения, сохранение и воспроизведение информации и, безусловно, развитие речи.
Мнемотехника помогает дошкольникам овладеть приёмами работы с мнемотаблицами и сокращает время обучения. Благодаря работе с мнемотаблицами у детей происходит развитие связной речи, развитие мелкой моторики рук, активизируются мыслительные процессы, психические процессы: память, внимание, мышление, развивается логика, дети учатся преобразовывать абстрактные символы в образы (перекодировать информацию). Важно передать условно-наглядную схему, изобразив таким образом, чтобы нарисованное было понятно детям.
Предлагаю детям посмотреть внимательно на таблицу и сказать, что было сначала? Что потом? С чего вы начнёте свой рассказ? (у каждого ребёнка на столе опорные схемы; проводится индивидуальная работа: уточняю, всё ли понятно). Дети по очереди составляют небольшой рассказ, опираясь на схемы.
Здоровьесберегающие технологии играют немаловажную роль в развитии связной речи детей старшего дошкольного возраста. К ним относится развитие речевого дыхания, которое играет большую роль в воспитании правильной и чёткой речи. Для формирования правильного речевого дыхания детей существует большое количество дыхательных упражнений. Чтобы научить детей делать быстрый глубокий вдох, а затем плавный длительный выдох я использую такие игрушки как : дудочка, свистулька, выдувание мыльных пузырей. Предлагаю детям дуть на бумажные салфетки, одуванчик, лёгкое перышко, ватный шарик, снежинки для выработки сильного и целенаправленного выдоха. Правильное речевое дыхание обеспечивает нормальное звукообразование, создаёт условия для поддержания громкости речи, чёткого соблюдения пауз, сохранения плавности речи и интонационной выразительности.
Пальчиковая гимнастика также является помощницей в работе по формированию речи дошкольников. Мозаика, шнуровка, застёгивание (расстёгивание) пуговиц, работа с фасолью, крупой, пластилином; массажные мячи помогают не только размять кончики пальцев, но и стимулируют всю ладонь, для массажа можно использовать шестигранные карандаши. Детям очень нравится выполнять пальчиковую гимнастику одновременно с проговариванием стихотворного текста.
Вот уже несколько лет в своей профессиональной деятельности использую театрализованную деятельность, как эффективный метод развития связной речи детей старшего дошкольного возраста.
Театрализованные игры пользуются у детей неизменной любовью. Старшие дошкольники с удовольствием обыгрывают знакомые произведения, перевоплощаясь в полюбившейся образ. Ребёнок добровольно принимает черты характера персонажа, мимику и жесты. Дети радуются, когда торжествует добро, облегчённо вздыхают, когда герои преодолевают трудности и наступает счастливая развязка.
Особо любимы детьми сказки, язык сказок отличается большой живописностью, в нём много сравнений, эпитетов, образных выражений, диалогов, монологов, ритмичных повторов, которые помогают ребёнку запомнить сказку и обогатить его словарный запас. Театральное искусство близко и понятно как детям, так и взрослым, прежде всего потому, что в основе его лежит игра. В процессе театрализованной игры активизируется и совершенствуется словарный запас, грамматический строй речи, звукопроизношение, темп, выразительность речи, развивается творческое воображение. Участие в театрализованных играх доставляет детям радость, вызывает активный интерес, увлекает их, способствует раскрепощению.
Используя метод театрализованной деятельности в работе с детьми по развитию речи, я готовила комплекс сценариев, досугов с детьми и родителями, оформила уголок театрализованной деятельности.
Благодаря театральным играм, речь детей стала более выразительной, грамотной. Они использовали новые слова, пословицы и поговорки из сценария в бытовых ситуациях, совпадающих с их смысловым содержанием. Полученный положительный эмоциональный заряд от показа спектакля, приобретённая вера в свои силы повысили самооценку многих детей. Многие из них справляются со своими комплексами, учатся размышлять, анализировать своё поведение и поведение других людей. Дети стали внимательнее и терпимее друг к другу.