Лилия Болдинская
Из опыта работы «Нетрадиционное рисование в развитии малышей»
▼ Скачать + Заказать документы
Я живу в Зауралье в городе Кургане, много лет работаю в детском саду «Бусинка» № 113. Мой детский сад, действительно можно назвать «садом», где дети – это самые красивые, необычные, радующие глаз и душу цветы.
Мои коллеги, настоящие профессионалы своего дела. Ведь именно они самые творческие, всё умеющие, трудолюбивые, болеющие за всё душой, любящие детей люди, создали в ДОУ умную развивающую среду внутри детского сада и на ее территории, дающую возможность реализовать детям все свои способности и идеи.
Публикация «Из опыта работы „Нетрадиционное рисование в развитии малышей“» размещена в разделах
- Нетрадиционные техники рисования
- Опыт работы, практика
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Рисование. Все материалы
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» сентябрь 2022
Создавая творческую развивающую среду, я тоже стараюсь наполнять и мотивировать повседневную жизнь своих малышей интересными делами, идеями, стараюсь включить каждого ребенка в творческую работу раскрыть его творческий потенциал.
Целевые ориентиры программы «От рождения до школы», базирующиеся на ФГОС, предполагают гармоничное развитие ребенка через все виды деятельности, в том числе и через продуктивную деятельность (рисование, лепка, конструирование, аппликация). Продуктивная деятельность сама по себе подразумевает творчество, а если выполнять ее необычными способами, материалами, предметами, то она может раскрыть, разнообразить, наполнить мир ребенка новыми яркими впечатлениями. Успех обучения нетрадиционным техникам во многом зависит от того, какие методы и приемы я буду использовать, чтобы донести до детей определенное содержание, сформировать у них знания, умения, навыки, а разнообразие материалов для творчества, дает толчок мне и детям окунуться в сказочный мир творческого мышления и творческой активности. Потенциал творческого мышления безграничен, поэтому развивать его начинаю с детьми младшего возраста.
В начале сентября ко мне приходят новые малыши, все они разные, обычные и особенные, с разным темпераментом, уровнем способностей, семейных возможностей и традиций. Но все они просто дети - забавные, шумные, веселые, озорные, капризные, застенчивые и ласковые.
Чтобы заинтересовать каждого ребенка, придать уверенности, наполнить радостью первые дни пребывания в детском саду, предлагаю детям нарисовать волшебный рисунок не карандашом, не кисточкой, а своим пальчиком. Такой простой способ получения изображения, вызывает у малышей огромное удовольствие. Сначала предлагаю детям выбрать только один цвет гуаши, тот который нравится больше всего. Даю возможность попробовать разные движения рукой, оставить разные отпечатки, а затем предлагаю выбрать еще два – три цвета. Малыш опускает в гуашь пальчик и наносит точки, полоски, зигзаги, пятнышки. В этом возрасте не ставится цель создать какой-то конкретный образ - малышей увлекает сам процесс, они наслаждаются ярким цветом, взаимодействием с такими знакомыми им, обычными предметами, и с таким необычным их применением.
Позже появляется первый замысел и мотивация. На «салфетке» для мамы-красивые узоры; на «полянке»- одуванчики; на «тарелочке» для куклы - вкусный виноград; на «новогодней елочке» красивые шары и сосульки, и т. д. Особенный ребёнок, всегда рядом, с ним надо рисовать вместе. Ему всегда нужна моя поддержка, внимание и помощь. Вот так, весло, непринужденно, я знакомлю моих маленьких воспитанников с цветом, свойствами красок и т. п. Кода ребенок набирает краску на пальчик, двигает им по листу бумаги в разных направлениях, развивается мелкая моторика, пространственное восприятие, происходит обогащение словарного запаса. Чтобы дать толчок для развития воображения, творчества я показываю детям, лишь способ действия с материалами, а дальше ребенок начинает думать, сам думать, самостоятельно принимать решение, и то, как у него сложилось все в голове, отражать на листе бумаги. У всех по-разному, но в этом и состоится изюминка творчества. Поначалу помогаю всем, одобряю, радуюсь, обсуждаю вместе, что получилось, всячески мотивирую каждого малыша, затем они сами, придумывают пока еще простые по замыслу, работы, радуются сами, радуют меня и своих родителей. Идём от простого к более сложному постепенно. (фото1,2)
Рисование ладошкой, прием просто волшебный, и очень прост в выполнении. В младшем возрасте уверенные движения в рисовании даются сложно, техника же, хороша тем, что не требует от них серьезных художественных навыков. Рисуя ладошкой, ребёнок получает возможность быстро достигнуть желаемого результата, приложил ладонь к бумаге – и рисунок готов. Техника рисунка позволяет создавать животных, птиц, растения и многие другие объекты. Чтобы отпечаток ладошки «ожил», я учу детей дополнять его деталями. Глазки, клюкв, ножки – вот вам птица; дорисовал ствол, получилось дерево; иголки у ёжика есть, а вот глазки, носик и лапки мы дорисуем сами, и т. п. Кроме того, создаю предпосылки и даю возможность детям проявить своё воображение - дополнить образ по своему желанию. Рисование ладошками раскрепощает малыша, дает творческую смелость, разнообразные тактильные ощущения, развивается фантазия, воображение, интерес к самостоятельной деятельности, формируется художественно-творческое мышление. На первый взгляд рисование ладошкой кажется не слишком аккуратной работой, но это отличное средство для успокоения, расслабления, релаксации. Когда малыш создает изображение, у него совершенствуется представление об окружающем мире, он запоминает детали, характерные особенности предметов, находит конструкторские решения. Особые дети такие же дети как все: радуются, грустят, скучают. Из-за тяжёлого основного заболевания им не всякое творчество доступно. Одни с удовольствием опускают ладошку или пальчик в тарелочку с краской, у других это вызывает опасение и страх. Показываю нежно, ласково, не спеша, демонстрирую на своей ладошке, жду отклика и желание у малыша. И если ребёнок способен ткнуть пальцем в бумагу, прижать ладошку к листу я просто обязана это использовать для занятий с ним. Большое внимание обращаю на детей, страдающих различными аллергическими проявлениями, поэтому использую специальную пальчиковую краску. Пальчиковые краски сделаны из безопасных материалов, такие краски легко отмываются и отстирываются с одежды. (фото 3,4)
С удовольствием ребята освоили технику рисования пробками и печатками из картошки, морковки и других предметов. Эта техника тоже очень увлекает детей своей простотой, здесь невозможно совершить ошибку, так как все легко можно исправить, а из ошибки легко можно придумать что-то новое. А еще рисовать штампами можно как угодно, где угодно и на чем угодно, нужно только предоставить разнообразный материал. Штампами дети с удовольствием украшают поздравительные открытки, тематические подарки, белые одноразовые стаканчики, белые ситцевые платочки, бумагу для сувениров. Особенно хорош способ для детей особых, у которых плохо развиты моторика и координация движений, а часто и отсутствие интереса к самой деятельности, затруднён процесс узнавания в собственных рисунках реальных предметов и быстрое их забывание. Поэтому таким детям легче пользоваться штампом или печаткой. Полученный результат мотивирует малышей, формирует интерес к изобразительной деятельности, повышает самооценку, развивает координацию движений, внимание и усидчивость, моторику рук и тактильные ощущения. (фото 5,6)
Наблюдая за воспитанниками своей группы, отметила, что современные дети сложнее адаптируются к общению со сверстниками.
Труднее всего приходится детям особенным, они в большей степени испытывают трудности в общении и с взрослыми, и с детьми. Чтобы решить проблему адаптации, скорректировать общение детей со сверстниками много внимания уделяю коллективным работам. Совместное рисование сближает детей, возникают эмоционально теплые отношения, которые незаметно превращаются в дружбу, развиваются навыки культуры общения. Дети легче усваивают нравственные нормы, правила поведения, учатся работать в команде, легче социализируются. А еще такими коллективными работами я украшаю групповую комнату, приемную, использую на занятиях по развитию речи, математике, окружающему миру, делаю тематические выставки. Детские работы дороги мне, интересны моим воспитанникам, их с удовольствием рассматривают коллеги, родители, и гости детского сада. (фото 7,8)
Все дети любят что-то делать со своими родителями, и чаще всего им не столько важен результат их деятельности, сколько совместное занятие с мамой и папой. Совместное рисование взрослых и детей — важный стимул для формирования взаимопонимания между ребенком и взрослым, укрепления дружеских отношений и доверия. Проводя практикумы-семинары для родителей, я стараюсь объяснить, показать на практике, что совместные занятия это не только увлекательно, это возможность понять внутренний мир своего малыша. Стараюсь объяснить родителям, что рисование при помощи пальцев и ладони, это прекрасный способ не только проявить свои творческие стремления, но и возможность развить собственную психику. Конечно, возникает вопрос порядка и чистоты, однако это не повод лишать малыша интересного и полезного занятия. В детском творчестве не может быть плохих или хороших работ, работа каждого ребенка индивидуальна и неповторима. К сожалению, уже в младшем возрасте есть дети, у которых есть страх, сформированный взрослыми, сделать что-то не так - «запачкаешь руки и одежду», «измажешь стол и прольешь на пол», «чего ты тут намалевал». Я стараюсь научить не только детей, но и их родителей, правильно реагировать и оценивать работы детей, с пониманием относиться к их проявлению творчества, не критиковать, не смеяться, не подшучивать. Ребенок видит и изображает окружающий мир так, как он считает нужным. Мы, взрослые, должны понимать, как важна для ребенка любая творческая работа, направлять и хвалить. Особенно когда ребенок делает ее для кого-то, другу, воспитателю, родителям. (фото 9,10)
Занимаясь нетрадиционными техниками с детьми, я учусь и развиваюсь сама, это подталкивает меня к участию в различных профессиональных конкурсах, где делюсь своим опытом и приобретаю новый. Очень интересно проходят встречи со студентами Курганского педагогического колледжа, находясь в неформальной творческой обстановке, будущие воспитатели погружаются в мир детских ощущений. Объясняю какие трудности испытывают дети кода работают с тем или иным материалом, какую помощь хотят получить от нас взрослых, а это прежде всего уважение к их личности, понимание их внутренних проблем, надежды на любую помощь. Они должны видеть в нас союзника и советчика, искателя, который всегда находится в пути вместе с ним. (фото 11,12)
Надеюсь, что мои воспитанники, занимаясь творческими занятиями, вырастут с лучшим пониманием себя и своих желаний, раскроют способности, которыми их наградила природа, получат возможность увлечься любимым делом в жизни и достичь профессионального роста.
Болдинская Лилия Сергеевна, 01.09.1967
МБДОУ №113 «Бусинка», воспитатель