Людмила Руденко
Из опыта работы «Обучение детей творческому рассказыванию и сочинению сказок с помощью карт Проппа»
▼ Скачать + Заказать документы
Из опыта работы "Обучение детей творческому рассказыванию и сочинению сказок с помощью карт Проппа"
Руденко Л. В.
Работая с детьми, я обратила внимание на то, что им очень нравится слушать сказки. К сожалению, современные родители редко читают и рассказывают сказки детям. Гораздо проще включить аудиодиск, посадить своего ребенка смотреть телевизор или играть в компьютерную игру. Это экономит время и силы родителей. Опыт работы с детьми старшего дошкольного возраста, показал, что не все дети могут пересказать сказку или рассказ, иногда они пропускают важные детали, события.
Публикация «Из опыта работы „Обучение детей творческому рассказыванию и сочинению сказок с помощью карт Проппа“» размещена в разделах
- Карты Проппа
- Опыт работы, практика
- Составление рассказов, обучение рассказыванию
- Сочиняем сказку
- Темочки
Для обучения детей творческому рассказыванию, сочинению сказок в своей работе я решила использовать карты Проппа. Карты, которые придумал Владимир Яковлевич Пропп - это своеобразные схемы, по которым дети узнают те события и эпизоды сказки, которые символически изображены на этих картах.
На первом этапе детям были представлены карты Проппа и дано краткое объяснение каждой из них. Затем детям было предложено выбрать одну из карт и рассказать о ней историю. Таким образом, каждый ребенок рассказал свою историю, используя одну из функций.
На втором этапе дети уже сами выбирали карты и использовали их в своих историях. Это позволило им более свободно и творчески подходить к созданию своих сказок.
На втором этапе дети уже сами выбирали карты и использовали их в своих историях. Это позволило им более свободно и творчески подходить к созданию своих сказок.
Третий этап был направлен на создание общей сказки, в которой использовались все карты Проппа. Дети выбирали разные функции и распределяли между собой.
Когда дети освоили придумывание сказок по ряду функций, мы приступили к сочинению вслепую, то есть, вытаскивая наугад любую карту из перевернутой вниз изображением колоды. Содержание придуманной сказки дети при желании могут проиллюстрировать с помощью рисунков.
Впоследствии на примере прочитанных сказок и с помощью карт Проппа, мы с детьми стали сочинять сказки на кубанскую тематику.
Мои ребята увлеклись сочинением сказок. Им нравилось тасовать карты и придумывать свои правила; например, строить рассказ на вытащенных наугад трех картах, или начать сочинять с конца, или поделить колоду пополам и действовать двумя группами, соревнуясь, у кого рассказ получится занимательнее.
На просторах интерната я увидела похожую и очень интересную игру, которая называется «Сказки по картинкам» она меня заинтересовала, и я ее приобрела. Моим ребятам она понравилась. Эта игра похожа на карты Проппа, но в комплекте 40 развивающих карточек. Задача игроков заключается в том, чтобы создать интересную сказку или рассказ, в котором все карты будут связаны единым сюжетом. Оформление у этих карточек похоже на взрослые карты, а так как у нас дети современные им очень понравилось с ними играть. В любую свободную минуту дети брали карты и с удовольствием сочиняли сказки о казаках, о Кубани и т. д.
Одну из таких сказок, которую мои дети сочинили с помощью карт, я хочу вам предложить.
"Сказка о злом драконе и доброй девушке по имени Кубань"
Жил был страшный и злой дракон. Жил он в пустыне. Каждый день он облетал свои владения. Вот однажды, облетая свои владения, он увидел посреди пустыни красивый замок. А в этом замке жила прекрасная девушка, которую звали Кубань. Дракону очень понравилась девушка. И он каждый день стал прилетать к замку, чтобы увидеть девушку и посмотреть, что она делает. Девушка Кубань не знала, что за ней наблюдает злой дракон. У девушки была волшебная палочка, и она решила с помощью волшебной палочки преобразить пустыню. Махнула она палочкой, и появилось море, а в море рыбки. Махнула Кубань еще раз волшебной палочкой и по морю поплыли корабли. Махнула она еще раз палочкой и на месте песка выросли деревья с цветами. Дракон увидел, что девушка оживила его пустыню, и очень рассердился на нее. Он решил забрать у Кубани волшебную палочку и снова все превратить в пустыню. Дракон подлетел к девушке и сказал, чтобы она отдала ему волшебную палочку, потому что он хочет, чтобы здесь опять была пустыня. Но девушка не испугалась злого дракона и сказала, что здесь больше никогда не будет пустыни. Она махнула палочкой и превратилась в бурлящую реку, которую сейчас называют Кубань. А злой дракон от злости лопнул.
Хочу отметить, что карты Проппа развивают фантазию и творческое мышление детей, способствуют развитию связной речи, внимания, восприятия. Дети учатся сочинять новое, интересное свое произведение, в котором добро всегда побеждает зло.