Получи документы

Опыт работы «Поисково-творческие задачи А. З. Зака»

Анжелика Вячеславовна Меркурьева
Опыт работы «Поисково-творческие задачи А. З. Зака»

Сообщение из опыта работы : «Поисково- творческие задачи А. З. Зака" Подготовила Меркурьева Анжелика Вячеславовна – воспитатель МБДОУ «Детский сад №21 «Росинка» села Краснокумского»

Знание только тогда знание, когда оно приобретено

усилиями мысли, а не одной памятью.

Л. Н. Толстой

Публикация «Опыт работы „Поисково-творческие задачи А, З, Зака“» размещена в разделах

Наше современное общество характеризуется ростом объема научной информации и высокоинтеллектуальными технологиями. Такое общество требует личности открытой к новому, умеющей применять знания в нестандартных ситуациях, готовой к самореализации, мотивированной на успех. Понятно, что воспитание интеллектуальной личности необходимо начинать уже в дошкольном возрасте.

Общаясь с родителями своих воспитанников, я сделала вывод, что большая часть родителей убеждена в том, что успешность ребенка во многом зависит от развития способности мыслить логически. На возникший запрос я отреагировала тем, что стала изучать новые технологии по развитию интеллектуальных способностей у детей, где дошкольники получают определенный объем знаний, развивают познавательные процессы, адаптируются к условиям учебной деятельности.

Хочу подробнее остановиться на редко применяемых, на мой взгляд, но очень интересных поисково – творческих задачах А. З. Зака. (слайд 1-2)Разработчик – А. З. Зак, профессор, доктор психологических наук, много лет изучавший мышление детей, автор серии книг по развитию их интеллектуальных способностей. (слайд 3) А. З. Зак предлагает для развития мышления детей целую книгу под названием "Как развивать логическое мышление", которая содержит 800 занимательных задач для детей 6-15 лет (опубликована в издательство "Аркти" Москва 2003 г.). 800 логических задач разных видов и разной сложности адресованы следующим возрастным категориям детей: 6-8 лет -144 самые простые задачи; 8-10 лет — 235 простых задач; 11-13 лет -235 непростых, но и несложных; 14-15 лет - 192 сложные задачи.

(слайд 4) Почему я выбрала именно эту технологию?

- В дошкольном возрасте важно разбудить мышление ребенка, чтобы он стремился к самостоятельному размышлению и решению задач. Педагог вооружает детей лишь схемой и направлением анализа занимательной задачи, приводящего в конечном результате к решению.

- Систематическое упражнение в решении задач таким способом развивает умственную активность, самостоятельность мысли, творческое отношение к учебной задаче, инициативу.

- Использование логико-математических игр повышает интерес детей к математике, активизирует мыслительную деятельность, усиливает их внимание к содержанию изучаемого материала.

(слайд 5)Все задачи А. Зака объединены в 4 блока по следующим блокам-темам.

- "Развитие способности анализировать" (задачи на сопоставление, игры вида "Одинаковое, разное у двух", " Одинаковое, разное у трех ") Совершенствуются зрительное восприятие, произвольное внимание, кратковременная память и воображение. - "Развитие способности комбинировать" (задачи на преобразование, игры вида "Перестановки", "Передвижение", "Обмены") Совершенствуются наглядно-образное мышление, кратковременная память и воображение.

- "Развитие способности планировать" (задачи на перемещение, игры вида "Шаги", "Прыжки", "Шаги, прыжки") Совершенствуются действия в мыслительном плане, зрительное восприятие, произвольное внимание, кратковременная память.

- "Развитие способности рассуждать" (рассуждения на выведение, игры 12 видов "Что подходит", "Раньше, позже", "У кого что", "Соседний через один", "Так же как", "Родственники", "Старше, моложе") Совершенствуются логическое мышление, так как надо делать вывод из суждения.

(Слайд 6)Применяя в своей работе поисково - творческие задачи я бы рекомендовала педагогам придерживаться основных положений.

1. Для интенсивного развития мышления задания следует выполнять в уме.

2. При затруднениях полезно проводить в бланках задач линии перемещения фигурок, обводить предметы, ответы задач.

3. При самостоятельной работе условия задачи читает педагог, напоминая при этом, что "… каждый решает сам… "

4. При решении задачи ребенок должен рассуждать, а не гадать.

5. Главное, чтобы ребенок понимал зависимость результата от своих действий, осознавал, что он делает, как и почему?

Нужно только иметь в виду, не стоит за один раз решить большое количество задач. Если необходимо потренироваться в логическом мышлении, в поиске непротиворечивого вывода, то тогда имеет смысл заняться однородными задачами : сначала освоить одну какую-нибудь игру, затем — другую и так далее.

(Слайд 7) В работе с детьми я использую игровизоры со вставленными в них карточками – играми, которые беру из тетради для развития мыслительных способностей «Интеллектика для дошкольников» А. Зака. Предлагаю вашему вниманию некоторые задачи.

(слайд 8) Игра «Одинаковое – разное»

Детям предлагается поиграть на игровизорах. Педагог читает вопрос (ы) к задаче, дети маркером на поверхности обводят (прячут в кружок) правильный вариант (ы) ответа.

(слайд 9) Игра "Перестановки"

Алгоритм решения задачи А. Зака "Одна клетка"

Условия задачи.

1. Детям предлагаются карточки, на которых изображены 4 клетки без номера, затем 2 клетки вместе и дуга над ними, далее 4 клетки под номером 1 и 4 клетки под номером 2. -Вначале фигурки располагались так, как в 4 клетках без номера. Затем, какая- то фигурка передвинулась в свободную клетку (это обозначено дугой над двумя соседними клетками).

Вопрос задачи.

-Надо узнать какое расположение фигурок как на рисунке 1 или на рисунке 2 верно после такого передвижения?

Решение задачи –

Давайте проверим. Какая фигурка может передвинуться в соседнюю клетку на рисунке без номера (круг и квадрат). Посмотрим на рисунок 1 и рисунок без номера. Какая фигурка передвинулась? (треугольник). Как передвинулся треугольник? (перепрыгнул через одну клетку). - Итак, рисунок 1 неверный ответ, потому что в такое положение попасть нельзя передвижением в соседнюю клетку. - Посмотрим на рисунок 2. Можно попасть передвижением в соседнюю клетку? (можно). Какая фигурка должна передвинуться? (круг). Значит ответ 2 правильный.

Самостоятельное решение участниками методического объединения задачи бланка "Одна клетка" с последующим проведением проверки решения задачи.

(слайд 10) Игра «Выше-ниже-правее-левее»

У Юры и Вовы были ключи, ключ одного мальчика нарисован в круге 1, ключ другого- в круге 6. Ключ Юры был в круге выше круга 5, а ключ Вовы - правее круга 4. В каком круге нарисован ключ Юры, а в каком Вовы?

(слайд 11-13) Игра "Шаги"

Алгоритм решения задачи А. Зака "Улитка"

1. Педагог объясняет детям, что перед ними в игровизорах находится бланк задачи, где изображен волшебный квадрат, в клетках которого расположены различные фигуры и буквы.

Условия задачи.

2. Педагог объясняет условия задачи. Однажды улитка попала на волшебный квадрат, по

клеткам которого ей захотелось попутешествовать. Передвигаться по волшебному квадрату можно в соседние клетки и через клетку и делать прямые шаги или косые шаги.

Сначала улитка оказалась в одной клетке с точкой. Потом сделала шаг и попала в клетку с двумя. Какой шаг она сделала прямой или косой?

Вопрос задачи.

3. Какие шаги (прямые, косые) и сколько шагов (1,2,может быть 3) делает улитка, чтобы попасть из клеточки, указанной в левой части задания в клетку, указанной в правой части задания.

Решение задачи.

3. Самостоятельное решение участниками методического объединения задачи бланка "Улитка" с последующим проведением проверки решения задачи.

Познавательные процессы взаимосвязаны, часто их трудно отделить друг от друга, поэтому материал в играх и заданиях А. З. Зака многозначен, ассоциативен, доступен и эффективен в работе с старшими дошкольниками.

Список литературы

1. Зак, А. З. Учимся мыслить логично: занимательные задачи для логического мышления у дошкольников / А. З. Зак. - М. : Аркти, 2002.

2. Зак, А. З. Будем смышлеными! Развитие интеллектуальных способностей у детей 5-6 лет /А. З. Зак. - М. : Аркти, 2003.

3. Зак, А. З. Как развивать логическое мышление. 800 занимательных задач для детей 6-15 лет / А. З. Зак. - М. : Аркти, 2003.

4. Зак, А. З. Интеллектика для дошкольников Тетрадь для развития мыслительных процессов 1-2 часть/А. С. Зак. - М. : Интеллект-центр, 2007

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Опыт работы «Группа кратковременного пребывания»Опыт работы «Группа кратковременного пребывания» . На базе нашего дошкольного учреждения уже несколько лет работает группа кратковременного пребывания «Малышок» для детей с года до полутора.

Мой педагогический опыт работыМой педагогический опыт работы Мой опыт. Первая часть. В детском саду я работаю десять лет и знаю, что развитие речи и развитие фонематического слуха - это фундамент.

Опыт работы. День рожденияОпыт работы. День рождения День рождения! Вспомним своё детство. Как мы ждали этот день! Сколько надежд мы связывали с этим праздником! Конечно, наши родители не.

Опыт работы по ПДДОпыт работы по ПДД Опыт работы по ПДД «Формирование у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения на дороге посредством ознакомления с правилами.

Опыт оздоровительной работы в ДОУ Оздоровительная работа в дошкольном учреждении В дошкольном учреждении ежедневно во всех возрастных группах предусмотрено несколько форм.

Портфолио дошкольника «Мой опыт работы»Портфолио дошкольника «Мой опыт работы» Каждому педагогу хорошо известно, что такое портфолио, какие цели оно преследует и для чего нужно в целом. Портфолио –это своеобразный.

Опыт работы «Путешествия в мир растений» А воля, а простор, природа, прекрасные окрестности городка, а эти душистые овраги и колыхающиеся поля, а розовая весна и золотая осень.

Самоанализ педагогической деятельности: цели, задачи и методика работы Я, Прилепко Евгения Александровна, работаю в МКДОУ № 196 воспитателем, педагогический стаж работы 26 лет. Приоритетным направлением в детском.

Самоанализ по экологическому воспитанию (опыт работы)Самоанализ по экологическому воспитанию (опыт работы) Катастрофическое ухудшение экологической обстановки состоит в ряду самых актуальных проблем современности. В дошкольном детстве закладываются.

Опыт работы «Проектная деятельность в ДОО»Опыт работы «Проектная деятельность в ДОО» Выступление на РМО. Тема: "Проектная деятельность" Приветствую вас уважаемые коллеги! Вы все знаете, что метод проектов – это педагогическая.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Опыт работы «Поисково-творческие задачи А. З. Зака»
Опубликовано: 29 декабря 2019 в 22:26
+12Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.

5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД