Еремина Ольга Ивановна
Развитие диалогической речи детей старшего дошкольного возраста в театрализованной деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
Одним из важнейших приобретений ребёнка в дошкольном возрасте является овладение родной речью. Речь – это не только средство общения, но и орудие мышления, творчества. Овладение диалогической речью является высшим достижением речевого воспитания дошкольников, а ясная и правильная речь - это залог продуктивного общения, уверенности и успешности.
Публикация «Развитие диалогической речи детей старшего дошкольного возраста в театрализованной деятельности» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Старшая группа
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
Я считаю, что театрализованная деятельность может помочь в развитии диалоговой речи, так как она оказывает большое влияние на речевое развитие ребенка : стимулирует активную речь за счет расширения словарного запаса, совершенствует артикуляционный аппарат, ребенок усваивает богатство родного языка и его выразительные средства. Во время инсценировки литературных произведений ребенок участвует в диалоге между литературными персонажами, используя мимику, интонацию, жесты соответствующие характеру героя и его поступкам. При этом старается говорить правильно и четко, чтобы его все поняли.
Театрализованные игры пользуются у детей неизменной любовью. Дошкольники с удовольствием обыгрывают знакомые произведения, перевоплощаясь в полюбившейся образ. Ребенок добровольно принимает черты характера персонажа, мимику и жесты. Дети радуются, когда торжествует добро, облегченно вздыхают, когда герои преодолевают трудности и наступает счастливая развязка.
Очень нравятся детям диалогические стихи. Говоря от имени определенного действующего лица, ребенок легче раскрепощается, общается с партнером. Затем из стихотворения можно создать целый мини- спектакль и разыграть его в форме этюдов. Кроме того, разучивание стихов развивает память и интеллект.
Особо любимы детьми сказки, язык сказок отличается большой живописностью, в нем много метких сравнений, эпитетов, образных выражений, диалогов, монологов, ритмичных повторов, которые помогают ребенку запомнить сказку и обогатить его словарный запас. Театральное искусство близко и понятно как детям, так и взрослым, прежде всего потому, что в основе его лежит игра.
Театрализованная игра – одно из ярких эмоциональных средств, формирующих личность ребенка, самостоятельное творчество, его раскрепощение. В процессе театрализованной игры активизируется и совершенствуется словарный запас, грамматический строй речи, звукопроизношение, темп, выразительность речи. Участие в театрализованных играх доставляет детям радость, вызывает активный интерес, увлекает их.
Размышляя над вопросом о повышении уровня диалогической речи детей, я пришла к выводу, что в этом может помочь театрализованная деятельность. Для этого я поставила перед собой такие задачи:
Задачи: 1. Вызвать интерес к театрализованной деятельности и желание выступать вместе с коллективом сверстников.
2. Развивать разговорную, диалогическую речь в соответствии с сюжетом инсценировки
3. Создать условия для повышения уровня диалогических умений у детей
старшего дошкольного возраста путём театрализованных постановок.
4. Побуждать к импровизации с использованием доступных каждому ребенку средств выразительности (мимика, жесты, движения).
5. Учить согласовывать свои действия с действиями партнера (слушать, не перебивая, говорить, обращаясь к партнеру).
6. Воспитывать гуманные чувства: отзывчивость, умение радоваться успехом товарищей и огорчаться их неудачам.
В ходе изучения методической литературы я подобрала игры на развитие слуха, формирование речи, картотеку театрализованных речевых игр, так же картотеки пальчиковой, артикуляционной и дыхательной гимнастик. Собрала ряд пословиц и поговорок, скороговорок, стихи-диалоги, подборку сказок, мнемотаблицы к русским народным сказкам.
Мы с детьми создали книжку-раскладушку по сказке «Репка». Каждый ребёнок раскрасил, понравившегося ему сказочного персонажа, а затем объединили их в композицию и обыграли сказку. Дети остались довольны своей работой.
Я приготовила для детей игру «Диалогический кубик». Цель игры: Развивать диалогическую речь. Описание игры: На каждой грани кубика картинка с весёлым героем. К каждой картинке прилагается карточка со стихом диалогом.
Правила игры: Дети выбирают картинку на кубике и находят соответствующую карточку. Затем разыгрывают стихотворение по ролям.
Выступая перед публикой, ребёнок приобретает уверенность в себе, становится более общительным. Развиваются артистические и творческие способности.
Разработали сценарий совместного досуга «В гости сказка к нам пришла» для детей старшей группы и первоклассников, которых пригласили в гости.
Большое значение для успешной работы имеет развивающая предметно – пространственная среда, в которой представлены:
-Декорации, костюмы и маски для персонажей, атрибуты к спектаклям
-Ширмы для кукольного и настольного театров.
Различные виды театров :
Театр вязаной игрушки -
Пальчиковый театр :
Театр на палочке :
Настольный театр :
В центр библиотеки «В гостях у сказки» находятся:
-Литературные произведения;
-Настольно – печатные, развивающие, дидактические игры.
Для того, что бы ввести родителей в нашу театрализованную игру я приготовила консультацию «Театр дома» и папку передвижку: «Польза театрализованных игр в развитии речи детей дошкольного возраста».
Приемы и методы организации учебно-воспитательного процесса:
В организации театрализованных игр я использовала практические методы обучения:
- Игра, метод игровой импровизации (служащий мостом между играми ребенка в быту и искусством актера,
- Инсценировки и драматизация.
- Из словесных методов применяла рассказ, чтение, рассказ детей, беседы, разучивание произведений устного народного творчества.
Все методы и приемы использовала в комплексе, развивала внимание память, и творческое воображение.
Благодаря театрализованным играм, у детей развивается эмоциональная сфера, расширяется и обогащается опыт сотрудничества детей, как в реальных, так и в воображаемых ситуациях. Кроме того, театрализованная деятельность таит в себе огромные возможности для развития диалогической речи детей и самое важное – это очень интересно!